Ри́мма Андрия́новна Дышале́нкова (в девичестве Черепа́нова, 1942—2016) — российская писательница и поэтесса, журналистка, публицистка.
В своём раннем творчестве Римма Дышаленкова развивает традиции, заложенные уральскими писателями П. Бажовым и Б. Ручьёвым — в её произведениях воспевается красота Урала и трудовая доблесть его мастеров.
Первые стихотворения Дышаленковой увидели свет в газете «Магнитогорский рабочий» в 1965. С начала 60-х годов Римма Дышаленкова участвовала в работе Магнитогорского городского литературного объединения, где её наставниками были поэты Н. Кондратковская, С. Мелешин, В. Машковцев.
В 1978 в московском издательстве «Современник» вышел из печати дебютный сборник стихов поэтессы «Четыре окна», посвящённый рабочему Уралу, а в 1979 она была принята в Союз писателей СССР.
В 1985 в Южно-Уральском книжном издательстве (Челябинск) вышел второй сборник стихов Дышаленковой «Уральская кадриль», ключевым произведением которого стала одноимённая поэма в танцах, песнях, притчах, заговорах и частушках, основанная на уральском фольклоре.
Из оценок современников:
Московский поэт, руководитель семинара Литинститута В. Сидоров (1978):
На всём творчестве Риммы Дышаленковой лежит явственный отпечаток её личного жизненного опыта. Но этот опыт не локален, не единичен. Поэтому осознание его вырастает в большое обобщение. Это продолжение разговора о судьбе общей и личной, о неразрывной связи всего живого на земле…
Московский писатель, поэт Н. Воронов (2001):
Ни один поэт на моей памяти с такой любовью и талантом и такими чудно-местными подробностями не писал Урал городов, самоцветов, преданий, обычаев…
Челябинский литературовед, журналист Я. Гайваронцев (2002):
Римма Дышаленкова обладает редким в нынешней литературе даром рассказывать. Её хорошо читать, укрывшись мягким пледом, слушая вой метели за окном. Истории эти уютны, от них веет домашними запахами и детскими воспоминаниями. Они сплетены из «неписаных законов», сказок, заповедей старых людей, народных рецептов, послевкусия прочитанных книг и рассказаны чистым русским языком. Мнимая бесхитростность этих жизненных историй как-то неожиданно оборачивается притчами о доме, о родном крае, о предназначении человека.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века Магнитогорского государственного университета Т. Таянова (2007):
Тридесятое царство её книги — то ли райское, то ли сказочное, то ли детское, не от мира сего. В нём преходящее соседствует с вечным, житийное с житейским, свет рождается из тьмы, а мистика из самоиронии. Автор точно знает, что всё вокруг — тайны, что всё окружающее — шифр. Она расшифровывает тайное не столько литературой, сколько душой, и для того лишь, чтобы погрузиться в другую, ещё более глубокую тайну, заслужить ещё более удивительное прозрение.
Ивашкины ложкиВ уральской деревне, деревне Гумешки Чурки-полешки, полешки-деревяшки Ножик звенит, стружка поет, Сделал Ивашка веселые ложки. С той поры в народе ведется: в хороводе ЧелябинскИ в новеньком Челябинске, Купив бумагу и перо Озёра, и сосновый бор, Да-да, купались мы в траве, И в новеньком Челябинске, ПарижСтоит в степи село, Живут в селенье пахари, И здесь стоит мой дом, Охранный каменьЯ чту легенды первородный глас: КаслиВ Касли нас кони принесли, Бабушки связали, Ажурные крылечки, В округе тучные леса, В Каслях, вы знаете, живёт В особо дивные года | ЗлатоустГрад земной и град небесный — Там в любое время года Весь уральский край Град небесный, город русский, СаткаЧтоб не было загадки, скажу всё по порядку: Кричат мои соседи: «Мы в Сатку не поедем! Поедем в город Сатку на озеро Зюраткуль: Но если даже в Сатке и нет тигрят на грядке, Верхний УфалейАх, если в Верхний Уфалей Озёра, горы и леса Меня научит детвора Здесь дети знают птичий свист, В уральский город Уфалей БакалПро Москву поется много песен, Это не Москва и не Одесса. Наши храмы — синие шиханы, Вот они вернулись, солнцу рады — Вечная, сердечная картина: Глубоко уходят люди в горы, ПерстенекГорный камушек топаз Мне от камушка тепло: Перстень, перстень, помоги, В дальний путь ли ухожу, Много пройдено дорог, За печалью не гонись, В нем прозрачные века, |
Свежие комментарии