На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

Моды в России. Первые модные издания

Статья из издания "Русская старина" 1875 года

23-го апреля 1791 года в № 33 „Московских Ведомостей" было напечатано объявление об издании моднаго журнала под заглавием: „Магазин Англинских, Французских и Немецких новых Мод", имеющаго выходить ежемесячно книжками из 4-х печатных листов текста с приложением 3-х, а иногда и 4-х, гравированных на меди и иллюминованных модных картинок, рисунков мебелей, экипажей и т. д. Независимо от прямаго назначения „Магазина" знакомить русскую публику с иностранными модами, издатели обещали сообщать на его страницах—„для живущих. в отдалении от сей столицы особ" — от времени до времени и по крайней мере через всякие 3 месяца, „известия о господствующем и здесь в Москве, в разсуждении уборов, платья, экипажей и проч. вкусе". Сверх того в „Магазине" должны были печататься известия о заграничных театрах, публичных и частных увеселениях и времяпрепровождении; разсказы „отличающиеся остротою и приятностью слога новостью предмета", и разныя мелкия статьи.

Такова была программа перваго в России журнала, действительно трактовавшаго о модах.1)

Внешность издания, посвященнаго всему изящному, далеко не соответствовала внутреннему содержанию „Магазина". Иначе, впрочем, быть не могло при том незавидном состоянии, в котором находились наши типографии и бумажныя фабрики восемьдесят четыре года тому назад. „Магазин" печатался в малую восьмушку, на грубой серой бумаге (в университетской типографии В. Окоркова); модныя картинки, гравированныя на меди и иллюминованныя, отчасти напоминали лубочныя, как по резцу, так и по окраске.

Весьма обстоятельное обозрение трех частей „Магазина" напечатано в составленном А. Н. Неустроевым: „Описании русских повременных изданий и сборников", каковое описание скоро выйдет в свет. Из самого журнала „Магазин" 1791 г., весьма обязательно сообщеннаго А. Н. Неустроевым, заимствуем несколько любопытнейших статей и рисунков.

1) «Модное ежемесячное издание» 1779 года только по названию было модное; в нем, кроме рисунков, все остальное составилось из литературных статей.

Сообщения о заграничных модах печатались в форме писем из Лондона, из Парижа, или из Берлина. Письма эти, разумеется, или переводились из иностранных журналов или составлялись издателями. В письме из Парижа от 6-го января 1791 года находим нисколько любопытных сообщений:

«Парижские наши жители поют и танцуют, а парижанки наши убираются опять по-щегольски; это есть уже хорошее предвещение. Panem et Circenses! т. е. хлеба и зрелищ требовали некогда древниe Римляне. И то и другое имеем мы теперь здесь, и тем довольны, хотя многия колеса в государственной нашей машине скрыпят, а некоторыя и совсем не вертятся. На национальном нашем театре (прежде называвшемся Theätre francais) представлена была третьяго дня новая драма „La liberte conquise" (завоеванная свобода), коею публика наша упоена была до чрезвычайности; и так как англичанин поет иногда в своем театре песню:: „God save the king" (Бог да помилует короля), так и французы пели тут вышедшую по случаю революции новую водевиль: „са ira, сa ira, сa ira...»

«Магазин новых мод"  1791 г., кроме прозы, печатал и стихи. Вот обращик:

Красавицы не тщитесь
За модой в след бежать,
Искусством не учитесь
Натуру украшать.
Поверьте, и без шляпок,
Без тафт, и без парчей,
Без лент, цветов и касок,
Без толстых обручей,
Она в простом наряде
Умеет дух пленять,
В приятном скромном взгляде
Всю прелесть сохранять.

Примечание издателей: «Сии стишки сообщены издателям «Магазина» от некоторой почтенной особы».

Вот еще обозрение столичных мод в России в 1791 году:

«Кавалеры здешние (в Москве и в Петербурге) носят суконные фраки разных цветов с длинным лифом и со стальными пуговицами; по нынешнему-же, весеннему времени в употреблении также для фраков шелковыя, полосатая материи и англинския полусукна; на шее косыночки из лино, батисту или кисеи, обшития кружевом, или вышитыя по краям разными шелками, повязываются оне бантом напереди с распущенными концами; жилеты шитые по канифасу белым и разноцветными шелками; изподнее платье из английской шелковой или нитяной материи с узенькими полосочками, по сторонам онаго ставятся только по три пуговицы.»

«Прическа головы обыкновенная есть: в три букли на стороне, одна возле другой и широкой алевержет.

„Шляпы к фракам круглыя, остроконечныя, перевязанныя лентами."

„На сих днях появились здесь шелковыя половинчатые чулки, на подобие сапожков, до половины икры темнаго цвета, а от икры до колена белыя".

Источник

ЖУРНАЛ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК, ХУДОЖЕСТВ, ПРОМЫШЛЕНОСТИ, НОВОСТЕЙ и МОД.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

В типографии Карла Крайя. 1852

M О Д Ы.

Во избежание повторений всего, так усердно нами разсказываемаго впродолжении двух - трех зимних месяцев, мы не будем распространяться на счет настоящих нарядов, потому-что они служат только продолжением прежних, и следуют образцам, предписанным по законам наступившей зимы. О предчувствиях же своих, предугадываниях в отношении мод, еще не подтвержденных достоверностью, мы пройдем в молчании, для того, чтобы не взволновать слишком рано сердца благосклонных читательниц недоумением или сомнением. А что может быть ужаснее неизвестности. Все заняты одною заботою; как-то и что-то будут носить? Будут ли носить платья покороче или подлиннее, пошире или поуже? А мантильи останутся ли коротенькими, или будут подлиннее и пошире, как несколько лет назад?... Не торопитесь, mesdames, не предупреждайте законов времени, с которыми всегда соображается  мода.

Масляница миновала. О балах и маскарадах нет и помину, а вместе с ними разлетелись, как призрак, как упоенье, и мечты о сочетании нежных сердец, то-есть, по просту говоря, и слухов нет о свадьбах, нередко следствиях балов, когда какая-нибудь полька или вальс, сближают танцоров с их грациозными дамами, прежде не думавшими друг о друге. Однако бывают и исключения. Мы сами видели роскошную корзинку, приготовляемую для свадьбы после Пасхи.

Подвенечное платье, как следуетъ, покрыто кружевными воланами, — да разве можно делать подвенечное платье, на котором было бы по-крайней-мере два кружевных волана? Подол платья обшит рюшем из белой атласной ленты, в вершок шириною ; над каждым воланом такой же рюш. Корсаж высокий, разрезной, обшитый, как и рукава, широким кружевом; шелковые брандебуры перекрещиваются до самаго верху на тюлевой манишке с узеньким рюшем. Воаль из шелковаго тюлю иллюзион, грациозно прикрывает неизбежную гирлянду померанцевых цветов.

Это же платье может служить и для балу, с тою только разницею, что высокий корсаж должен быть заменен открытым, и широкая кружевная берта в два ряда спускается мысом до конца корсажа, не скрывая однако ж пышнаго рукавчика из тюлю с такими же украшениями, как и платье.

Настал конец плоским или гладким рукавам; теперь надо носить рукава пышные, разубранные, и совсем не такие короткие, как в прошлом году.

Вот вам платье для сговора: оно проще, потому-что надевает его еще молодая девушка. Платье голубое из китайской материи — lampas — которая усыпана мелкими белыми цветочками, точно серебром; корсаж времен Людовика-Пятнадцатаго обшит узенькими блендами. На голове маленькая наколка из голубых лент довершает наряд.

Нет возможности входить в подробности этой богатой и изящной корзинки. Чего тут нет, и что тутъ есть — уму непостижимо! Скажем только о необходимых принадлежностях всякаго приданнаго: черное бархатное платье, несколько фантастических платьев изгазу, барежу и тому подобных бальных; — черная кружевная косынка, и несколько кусков черных и белых кружев; — великолепный нессесер; — старинные и многоценные веера; — ленты и цветы; — перчатки в красивых ящичках; — вот почти все необходимыя принадлежности свадебной корзинки; не говорим о драгоценностях, например фамильных бриллиянтах, чудно перемешанных с эмалью, жемчугом, цветными каменьями, составляющих великолепный убор, который по воле можно разобрать и опять составить в один ила три букета: для головы и вместо брошки; — прекрасные браслеты с камеями, осыпанными жемчугом; камеи, хоть не в большой моде, но тем не менее высоко ценятся понимающими заслугу искусства. Крючок с цепочкою для часов и брелоков,золотыя с эмалью пуговки для жилета, манжеток и манишек; флакончики, обделанные взолото; и еще  безчисленное   множество драгоценных безделушек, которых не достанет ни времени, ни сил перечесть.

А вот и прелестныя мантильи: белая из тафты гласе, довольно коротенькая спереди, уборка в вершок или полтора шириною из той же материи, а сверху уборки нашито кружево такой же ширины; капюшон также кружевной, повидимому только для украшения, но тут есть и польза: кружевной капюшон очень грациозно обрамливает милое и свеженькое личико. Другая мантилья в таком же роде, только из черной тафты с черными же кружевами. Вся разница состоит в величине; обе мантильи очень похожи на мантильи давно минувших дней, возобновленныя модою наших бабушек, и довольно долго терпимыя и в наше время. Как быть? мода так быстро совершает свое круговращение, что поневоле иногда обращается на свое первобытное.

Зато опять входят в употребление маленькия шубейки, да и не мудрено: короткие и пышные рукава не мнутся под ними, стало-быть и покровительствуют им.

В некоторых щегольских магазинах подумывают уже и о весенних шляпках, когда солнышко и теплота в атмосфере напомнят бархатным шляпкам, что пора и честь знать: приготовляются прелести на кулисах из тафты и тюлю, только не в сборках, а складками.   Уж это объяснить очень трудно, потрудитесь сами взглянуть.

А это письмо одной дамы другой-Марии Петровны - Лизе:

...Ты просишь, Лиза, выслать тебе какой-нибудь французский журнал, собственно для картинок, но только, чтобы тоалет был не баснословный.... Увы, мой друг! Французы печатно признаются, что большая часть модисток за границей, как и в самом Париже, не имеют ни чистаго вкуса, ни истиннаго изящества, а как оне-то в особенности и выписывают модные журналы, то им нужны картинки, которыя бы бросались в глаза и годились больше балетным костюмерам, нежели нам, которыя смотрим балет из беноара. Конечно, из тридцати Sylpide, Psyché, Courrier, Moniteur и Ко, можно, в-продолжение месяца, выбрать чепчик, платье, берту; — но ведь какой это труд! Хорошо, что «Библиотека для Чтения» взялась за эти хлопоты, и хочет составлять квинт-эссенцию модных картинок.

На следующем листочке ты увидишь прехорошенькую ротонду из чернаго бархату, с черным же бархатным аграментом, нашитым рубчиками и гипюром. La mode du jour!

Материи бальных платьев, для особ, которыя приближаются к любимому возрасту покойнаго Оноре де-Бальзака,—тяжелыя, массивныя: брокатель-Помпадур, моаре-антик, или вышитый гро-де-тур; цветущей весне жизни предоставлены газ, цветной тарлатан и блестящая тафта.

Воланы бальных платьев обшиваются, в-гладь, лентами, или клетчатами или — что еще красивее — цветными, вышитыми золотом или серебром, или — но уж это слишком великолепно ! — на воланы пришиваются целыя гирлянды. Так же точно убирается и лиф. И то и другое ты увидишь подальше, на приложенных картинках. На обыкновенных платьях, баски втаком употреблении, как будто оне явились только вчера: успех продолжительный, но вполне заслуженный? А сколько других мод переменилось с того времени!

Шляпки делают чуть-чуть побольше прежних. Я видела прелестную шляпку из синей тафты, составленную из одних биэ, очень маленьких; на полях и тулье положены два биэ из чернаго бархату; цветы под цвет материи; завязывается черною бархатною лентой. — Другая шляпка, тоже очень миленькая, из белаго атласу, с белым плюшевым биэ во всю ширину полей; под полями цветы и блонды. — Третья шляпка — pensée с черным; поля из лент fantaisie с набивным бархатом; оне наложены поперег полей и обшиты узенькою блондой; тулья черная бархатная, немножко собранная к донышку; сзади развеваются две длинныя ленты, атласныя с набивным бархатом; вокруг донышка идет каемка из перьев, pensée с черным; поля убраны внизу блондами и окаймлены во всю длину, в-сборку, черным бархатом. Чуть не забыла: при выходе из Оперы, на Анне Дмитриевне была petite pelisse из белаго плюша на сризовой подкладке, обшитая синелевою бахрамою. Можешь представить, как это тепло — и как мило!...

Скажи Ивану Петровичу, что муж сбирается писатьему о каком-то портном, который получил привилегиюв Париже, Вене, Лондоне, и приехал в Петербург одевать так, что платье этого артиста сидит на талии, как на руке самая мягкая парижская перчатка.

Прощай, Лиза. Ты что-то молчишь о своем здоровье. Не простудила ли голову в новой шляпке?

МАРЬЯ ПЕТРОВНА.

Моды-1844

Теперь в области моды совершенное междуцарствие; старое начинает надоедать, новое еще не выдумано; носят зимния платья, но уж толкуют о весенних; только толкуют еще— решенаго ничего нет. Пока все еще являются эти разнородныя епанчи с этими щеголеватыми и благоразумными капишонами, которым желаем самого продолжительнаго существования. В-самом-деле, почему этим капишонам не сделаться постоянною принадлежпостию женскаго платья, подобно рукавам, корсету, шляпке? Матери! жены! дочери! переменяйте как хотите форму капишонов, но не уничтожьте вместе стающим снегом эту благодетельную защиту от ревматизмов, флюсов и неразрывно-связанных с ними домашних произшествий, которыя кто-то назвал бурями в кастрюльке! Но увы! над нашими друзьями - капишонами уже небрежно откинутыми, уж начинают появляться полувесенния шляпки à la Rachel из крепа bonillonné. На вечерах по прежнему господствуют тюрбаны, о коих мы уже говорили. Надеемся в будущей книжке сообщить нашим читательницам более подробныя и интересныя новости.

Почти все платья для вечеров делаются из атласа и бархата; мно­го носят бархатных платьев нежных цветов, розовыя или голубыя; их обшивают английскими кружевами только на передней стороне юбки, в виде лестницы; на каждом конце поперечных линий пришпиливаются розетки из атласа, или цветы без зелени.

     Очень-красивы платья для вече­ров — черныя кружевныя на пале­вой, лиловой или розовой юбке, убранныя цветами, или каменьями.

     Вообще, все платья делаются тю­никами; испод должен быть из такой же материи только другаго цвета. Рукава по прежнему делаются очень-разнообразно: их обшивают кружевами, от плеча до локтя; но­сят также венецианские рукава, обши­тые кругом кружевами или убранные цветами, соответственно уборке платья.

     Между головными уборами в боль­шой моде сеточки из синели, шел­ка и золота; также носят шарфы, с золотыми бахрамами, тюрбаны газовые, вышитые золотом, с большими золотыми кистями, и так-называемые алжирские шнурки (аlgériеnnе) золотые, серебряные, или шелковые; ими обшиваются перчат­ки и они употребляется вместо ку­шака.

    По-прежнему, в моде бархатные шарфы, вышитые или обшитые широкой тесьмой; но они бывают несравненно красивее, если на них кладут биэ из такого же бархата. Бурнусы больше кашемировые, обши­тые тесьмой; а для утренняго неглиже они делаются из шерстяной ма­терии пепельнаго, сераго, белаго и кротоваго цветов, и подбиваются пун­цовой, фиолетовой, или голубой шер­стяной же материею. Бахрамы и широкия тесьмы в большой моде; ими обшиваются мантильи, шарфы и платья.

     Шляпы очень закрытыя, почти все капот. Поля очень прижаты к щекам и шее. Их убирают рулом из такой же материи, как и шляпа, а сзади на кофточку кладут гирлянду из цветов; шляпки уби­раются также лентами, собранными фалбалой в два или три ряда, протянутыми от одного конца полей до другаго и несколько поднятыми на тулью в роде косынки.

Бархатныя шляпки уже выходят из употребления; место их заступают теперь шляпки из объяри и булавчатаго бархата; оне украшают­ся или цветком, или пером. Все почти платья для вечеров убирают­ся только спереди; корсажи делаются с длинным и остроконечным шнипом, с гладкими маленькими рукавами, отделанными или кружевом или лентами; цветок, пришпи­ленный посреди корсажа, называет­ся «цветком воспоминания». Для платий теперь выбираются более воздушныя материи; место атласа и бар­хата заступают кисея, органди и газ. Газ-шамбери в большой моде.

     Много шелковых реденготов, отделанных биэ; они обшиваются маленькою бахрамою одинаковаго цвета с матерьею платья; вырез на груди и рукава обшиваются бархатом.

     Весною шитье опять войдет в большое употребление. Много видно кисейных, вышитых платий; узо­ры расположены на них прелестно; ими заменяются воланы, которые почти уже вышли из моды; много платий с биэ, между которыми вши­вается или вышивка или кружево. Шарфы, вышитые по фуляру, кисее и китайскому крепу, отличаются осо­бенною прелестию.

Вот что сказано в последнем нумере лучшаго парижскаго журнала мод «Fоllеt dеs dаmеs».

     «Теперь настало время, в которое говорят только об ароматическом деревенском воздухе, о поездках за границу, о живописных замках, о зеленеющих виллах, о бархатных лугах, о свежем воздухе гор, и проч. и проч. Одним словом, как будто-бы Париж давит всех: все бегут из него; если наши бюллетени о модах не будут так обширны, то это должно приписать отдыху воображения и фантазии наших артистов, которые, обыкновенно, в жаркие летние дни наслаждаются спокойствием, сберегая все сокровища свое­го искусства для зимы, всегда одуше­вленной и блистательной более других времен года. Вот существен­ная, единственная причина, от кото­рой нынешнее лето называют у нас мертвыми временем года относительно моды. Но как бы то ни было, мы советуем нашим читательницам, собирающимся наслаждаться сельскими прогулками, заметить, что удовольствия этих прогулок имеют также своего рода неприятности, и что перемена воздуха производит вредное влияние на цвет и кожу лица, почему и приглашаем их запастись притираньями Герлена (Guerlain), которыя сохраняют свежесть и мягкость ко­жи и сгоняют веснушки. В особенности хорошо в этих случаях умыванье его «Lоtion de Guerlain»...» И так далее, и так далее — разныя шарлатанския объявления о притираньях и умываньях, и ни одного известия о новостях собственно мод.

     Что же прикажете делать нам, когда уж сами законодатели мод, когда сама лаборатория всевозможных новостей отказываются от деятельности и по­гружаются в отдых до осени? В самом деле, в трех парижских модных журналах, получаемых нами, решительно нет ничего новаго — ни в картинках, к ним приложенных, ни в статьях. Даже самый отдел их под рубрикою «Моды», вместо модных новостей, передает какия-то пошлыя побасёнки, нисколько не относящияся к моде. При таком отчаянном положении дел, мы сами должны будем молчать и ждать, пока появится что-нибудь новое в париж­ских журналах. При некоторых из них, даже вовсе нет картинок, а если при других и есть картинки, то это — жалкое повторение одного и того нее. Ни фасон платьев, ни фасон шляпок — ничто не изменилось после того, что мы передавали нашим читательницам. Вот причина, по ко­торой при этой книжке «Отеч. Записок» не найдут оне ни картинки мод, ни известий о модных новостях. Не­чего ни переводить, ни копировать. Сами мы не в силах создавать модныя новости, да притом это противоречило бы и обещанию нашему — пере­давать вести о парижских модах. И так, подождем еще месяц, другой: авось тогда вечно-движущийся Париж сжалится над нами, и, сам наскучив однообразием, пришлет нам что-нибудь новое!

Фасон платьев все тот же; но уборка на них с каждым днем делается богаче и красивее. Для примера опишем несколько бальных и визитных платьев:

Бальное платье из белаго крепа с несколькими биэ, которые пришиты к юбке в виде больших воланов, и у каждаго волана приколот букет из одной зелени. Рукава очень-короткие, обшиты несколькими биэ. На голове зеленый венок.

Платье из зеленаго бархата, убранное зелеными атласными лентами и бусами. На голове наколка из бус.

Платье из белаго атласа; на-переди положено розовое бархатное биэв виде распашнаго капота, снизу широкое, а кверху несравненно-уже. Лиф и рукава убраны таким же бархатом.

Визитное платье из poult de soie, обшитое в несколько рядов бархатом, очень-близко один возле другаго. Лиф совсем закрытый с бархатными отворотами,  которые снизу начинаются очень-узко, на плечах делаются гораздо-шире и сзади имеют вид пелеринки; воротничок очень-маленький из белаго батиста и вышитый.   Рукава  гладкие с отворотами внизу.

Платье из белой шерстяной материи, убранное узенькой турецкой каемкой.

Платье из клетчатаго гроденапеля с тремя широкими складками, которыя покрывают всю юбку. Рукава полуширокие с другими кисейными рукавами. Лиф закрытый.

Шляпы больше всего делаются на широких кулисах и с перьями; но не менеe того красивы шляпы с черными и белыми султанами. Бархатные браслеты теперь в большом употреблении,  также и волосяные, сделанные a jour.

Платья большею части убираются в виде передника лентами, которыя стираются как рюш и с обеих сторон пришиваются к платью в-гладь.

Рукава делаются и гладкие и широте; главное их достоинство зависит от уборки.

Лифы, как закрытые, так и открытые, большею частию гладкие в три шва. Уборка на них бывает почти-всегда в виде французскаго в, v; но берты все-таки еще в большом употреблении.

Кружево теперь естъ вещь необходимая для наряда. Все, что вы только ни захотите, все можете получить из кружев: мантильи, чепчики, берты, вуали для головных оборок, вуали для шляп, маленькия пелеринки, воротнички и наконец самыя широкия кружева для уборки платья.

Для гулянья делаются длинныя кацавейки, о которых мы уже говорили в прошедшем нумере, а для визитов оне делаются очень-коротенькия и с самым маленьким воротничком. Обшиваются оне большею частию горностаем.

Фасон шляп все тот же: маленькия, поля и тульи в прямой линии с полями. Перо—лучшее украшение для шляп.

Впрочем, новейшия, самыя свежия моды вы найдете на прилагаемой картинке, только - что полученной нами из Парижа с последнею почтою.

 Увы, балы и спектакли кончились! Но мы не должны еще отчаяваться: у нас есть концерты, на которых наряды хотя не так великолепны и богаты, как были на больших балах и в спектаклях, но за то не менее красивы и изящны.

Вот некоторые из них:

Платье из белаго тюля (illusion) в две юбки с широкими рубцами. Верхняя юбка до половины с обеих сторон разрезана и зашнурована розовым атласным руло; а там, где кончается разрез, прикреплены chou из такого же атласа. Лиф с шнипом и с draperie. Рукава самые короткие; и то и другое убрано несколькими chou из розоваго атласа.

Платье из тарлатана, с двумя кружевными оборками. Лиф очень-открытый, сбертой. Рукава с кружевными оборками... Но впрочем, если вычислять все, что есть красиваго в нарядах, этому конца не будет. Пока ограничимся важными переменами.

Широкия оборки прежде преимущественно делались на шелковых платьях, а теперь оне вдруг появились на шерстяных, как, наприм., на платьях из восточной кисеи, индианы, кашемира и других материй.

Лифы очень-много делаются открытые до самаго кушака и зашнурованные шелковым снурком, одинакаго цвета с платьем. Атласные и бархатные отвороты в большой моде на лифах.

Рукава короткие очень-маленькие; а длинные делаются большею частию такие, которые показаны на парижской картинке, приложенной к этой книжке «Отечественных Записок».

Кружевныя мантильи с каждым днем становятся необходимее: этого надобно было ожидать, потому-что для вечеров, равно как и для лета, нет ничего легче и наряднее. Форма этих мантилий очень-проста. Сзади оне круглыя и покрывают всю талию; на рукавах подобраны, а напереди спускаются длинные концы, как у шарфа. На-верху маленький воротничок. Вся мантилья кругом обшивается кружевной оборкой и убирается лентами. Такия мантильи делаются также с весьма-маленькими и острыми концами. Бархатныя мантильи делаются также, но большею частию с атласными отворотами и обшиваются кругом атласным биэ. На отворотах, до самаго низа, нашиваются чрезвычайно-красивыя пуговицы, а на-верху у воротника прикреплены такими же пуговицами длинные снурки с кистями из некрученаго шелка.

Фасон шляп пока все тот же; только, для paзнообразия, вместо лент, убирают их той же материей, из которой сшита шляпа.

Наколка, называемая изабелла, была в большом употреблении нынешнюю зиму, вероятно потому-что черный бархат, перемешанный с золотой сеткой, чрезвычайно гармонирует с черным платьем. Надобно, однакож, заметить, что платья в нынешнюю зиму были большею частш черныя и белыя.

Тюрбаны рашель также были очень-красивы, особенно когда они делались из белаго газа, вышитаго серебром, или из зеленаго газа, вышитаго золотом. Но множество было еще красивых наколок, на нынешних концертах, наприм., наколка из английских кружев с зелеными листьями, которая на голове имеет вид совершенной короны; потом ток из розоваго бархата с золотом, закрывающий половину лба (такие токи чрезвычайно идут к брюнеткам). Вообще, мода носить наколки более наперед, нежели назад, очень распространяется.

Мы забыли сказать, что шарфы из восточной материи скаждым днем болee и более входят в употреблени.

МОДЫ-1847

Прежде, нежели начнем говорить что-нибудь о костюмах, мы должны сделать себе вопрос, о каких костюмах можно говорить теперь? По-настоящему, у нас должна быбыть теперь осень, но на улице на днях был такой холод и даже снег, как зимой, и все носят зимние костюмы — разумеется, прошлогодние, потому-что ни одной из самых дальновидных модисток не пришло в голову приготовить к сентябрю месяцу зимние наряды. Впрочем, шляпок атласных, бархатных и вообще зимних, видно много, но на разные фасоны: один фасон шляпок с широкими полями, которыя почти сходятся у подбородка и тулья наклонена несколько-вперед, как это можно видеть на картинке, приложенной к этой книжке нашего журнала; другой же фасон, — совершенно капот, и поля доходят только до половины щек; но определить, который фасон более теперь в моде — решительно невозможно: дамы все так испугались неожиданнаго холода, что не только не гуляют, во даже визиты развозят в каретах с поднятыми стеклами. Мы советуем запастись и тем и другим фасоном: маленькия поля очень-хороши, когда волосы зачесаны гладко, а большия, без буклей, кажутся пусты; но тут нужна мера; иначе, это будет утрированое. При покупке шляпки необходимо соображаться с ростом: как часто бывает, что на женщине высокаго роста — потому только, что у нея маленькая голова, надета шляпка, назначенная для маленькаго роста, и наоборот, и это в высшей степени безобразно.  Хорошая модистка, должна бы была сама обращать на это внимание; но так-как модистки не делают этого, то мы советуем позаботиться тем, кто будет носить шляпки.

Чепчики убираются большею частию газовыми или тафтяными лентами с зубцами. Фасон их тот же. Цветы также не забыты: очень-часто они заменяют ленты.

Платья носятся по-прежнему длинныя, но уже совсем не такия пышныя на боках, как прежде. Об уборке говорить нечего: она так разнообразна, что всякий делает ее на свой вкус. Аграмант для уборки платья делается уже совершенно как кружево, и иногда из двух цветов; наприм., на платье из двуличневой материи чернаго цвета с синим был нашит аграмант напереди в виде капота — синий с черными зубцами. Платья с тюниками также не забыты; даже на-днях мы видели очень-красивое платье, сшитое этим фасоном. Материя была светло-шоколаднаго цвета с атласными зелеными полосками вдоль и поперег. Тюника напереди в пяти местах завязывалась зеленым снурком с кистями. Лиф закрытый, но вырезанный на-переди до самаго кушака. Рукава широкие с прорезями до локтя, тоже завязанны в двух местах снурком с кистями. Еще очень-простая уборка для платья: на самом переди юбка и лифа нашиты кокарды из той же материи, как и платье; мы видели такой костюм из розоваго пу-де-суа; к этому прибавьте черную тюлевую косынку сузенькой прошивкой, обшитую вокруг широкими кружевами и подбитую тем же пу-де-суа. Уборка на боках платья делается очень-часто; иногда она нашита с обоих боков юбки, как можно видеть на картинке, приложенной к этой книжке; иногда же она нашивается на одном боку  юбки. Лифы и рукава все те же.

Воротнички делаются не очень-маленькие; но часто ворот у платья обшивается кружевами или батистовой фалбалой, вышитой воланами. Вышивка с каждым днем делается необходимее: вы не можете одеться без вышивки; но как же несколько лет тому назад не носили  ничего вышитаго. Это кажется просто невероятным; как можно было взять носовой платок не вышитый хоть по углам, а просто только обшитый кружевами? Времена переходчивы...

Косынки кружевныя, подбитыя тафтой, и шарфы предпочитаются всякой мантилье. Для гулянья очень-многия надевают большие шерстяные платки берлинские, которые так не понравились в Париже и которые, однакож, там все покупали. Они бывают и полосатые и клетчатые, но из самых ярких цветов с бахрамой.

Бурнусы очень - часто делаются длинные, гораздо длиннее прежних, косые и с большим воротником; но еще лучше, когда сверху воротника спускается капюшон или мешок круглый или вострый с цветной подкладкой; иныя делают один только капюшон без воротника; но на косом бурнусе: это некрасиво.

К будущей книжке авось будет лучше погода, и мы известим тогда, какой фасон бурнусов и манто более нравится и более в моде.

     Картинка мод, статья о модах в журнале — если не для всех, то для некоторых имеют большую важность; потому, приступая к такому серьезному предмету, необходимо условиться положитель­но в той степени пользы, какой вправе ожидать от модных картинок и статей о модах желающие ими руководствоваться.

     Для того, чтобы одеваться хорошо, надобно прежде всего иметь утонченный, образованный вкус. Неимеющим вкуса не пособят описания мод и модныя картинки. Разрядиться по моде, по последней картинке не значит еще одеться со вкусом. Люди светские никогда не одеваются по картинке, ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Петербурге, — нигде. Они одеваются к лицу, они выбирают из журналов только истинно изящное, только то, что идет к ним, а уметь одеться к лицу, в этом и заключается вся тайна туалета дамскаго и мужскаго. Слова: модник, модница, франт, франтиха употребляются порядочными людьми только в одном ироническом смысле. Модники и модницы изображаются на парикмахерских и цирюльных вывесках. Не мудрено одеться так модно, пестро и роскошно, чтобы броситься в глаза толпе и ослепить ее, — но одеть­ся роскошно и вместе просто, обратить на себя внимание немногих, но истинно понимающих и глубоко изучивших науку одеваться, вот что необыкновенно трудно и вот чего мы от всего сердца желаем читателям и читательницам нашего журнала.

     Уменье одеваться просто, изящно и роскошно — постигнуто в высшей степени Француженками. Против этого нельзя спорить. Но чтобы еще более убедиться в том, мы просим наших читательниц разсмотреть в подробности прилагаемую при этой книжке на­шего журнала картинку мод, полученную нами из Парижа 23 де­кабря.

     Составлять фельетон мод в настоящую минуту очень затруднительно, не от недостатка предметов, — напротив, от избытка их. На чем прикажете остановиться? Бальные туалеты, элегант­ные неглиже (мы отказываемся перевести это на русский язык), ша­ли, кружева, тысячи туалетных и разных безделок, — все эти блестящия, соблазнительныя новости проходят в воображении — и, право, не знаешь на чем остановиться.

     Начнем с причесок. В бальных прическах играют те­перь большую роль живые цветы. Ничего не может быть про­ще и изящнее этого убора. Говорят: она была очень просто убрана живыми цветами. Это значит: на голове гирлянда, корсаж с букетом, и в руке огромный букет — и все это из живых цветов. Камелии, рододендроны и в особенности цветы и листья остролистника (les fleurs et le feuillage du houx) в большом ходу. Последние чрезвычайно идут к белому платью с золотыми крапинками или тесемками.

     Букеты в руках и на корсажах принимают гигантские размеры. Скоро их невозможно будет держать от тяжести. Такия преувеличения, конечно, нелепы, но это факт.

     Прически носят гладкия, очень низко на лбу и очень поднято к ушам. Носят также и длинныя букли; белокурые волосы взбивают, а черные оставляют невзбитыми.

     Утренния платья украшают вышивками из бархата в виде ветвей, с узловатым аграмантом.

     Ботинки носят с высокими каблуками, с пуговицами с боку. Носки вообще очень тупы и башмаки не слишком вырезаны.

     Нынешний сезон в Париже начался рано. На первом бале в Большой Опере замечены цветныя домино. Но попытка ввести эти домино, обнаруживающия дурной вкус, вероятно, не удастся. Черныя классическия домино изменяют, кажется, также покрой свой нынешнюю зиму. Они все в складках и через чур отягчены кружевами, но это совсем не грациозно. Прежде, по крайней мере, домино была дурны, но оригинальны, а теперь просто дурны.

Источник

Картина дня

наверх