Переосмысление старых-добрых сказок — одно из любимых занятий мирового кинематографа. Ежегодно на экраны выходит по несколько картин, героями которых становятся знакомые с детства персонажи вроде Белоснежки, Золушки или Красной Шапочки. Мы провели небольшую ревизию и составили топ киносказок для тех, кто всегда готов к погружению в мир чародейства и волшебства.
Книга джунглей
The Jungle Book, 2016, США, 96 минут
Анимационная экранизация сборника рассказов Киплинга от студии Disney, ремейк одноименного мультфильма 1967 года. Главный герой — индийский мальчик Маугли, принятый в семью диких волков и воспитанный по законам джунглей. Но непримиримая вражда со злобным Шерханом вынуждает его покинуть стаю и пуститься в путешествие, полное неожиданных открытий и судьбоносных встреч. В оригинальной версии голоса героям анимационной ленты подарили Скарлетт Йоханссон (Каа), Кристофер Уокен (король Луи), Билл Мюррей (Балу) и другие.
Историю про мальчика Маугли, выросшего в джунглях среди диких зверей, экранизируют и так или иначе обновляют довольно регулярно — собственно, сама компания «Дисней» последний раз экранизировала «Книгу джунглей» каких-то двадцать лет назад, в 1994-м. В новой версии, поставленной режиссёром первых двух частей «Железного человека» Джоном Фавро, все новшества в основном технологического свойства. Мальчик-актёр, исполняющий роль Маугли, здесь взаимодействует с реалистичными говорящими животными, созданными на компьютере и озвученными целой россыпью мировых кинозвёзд. Впрочем, русского зрителя, привыкшего к знаменитому советскому мультфильму, могла бы изрядно шокировать оригинальная озвучка. Багира — мужчина? Каа — женщина? Во дела! Багира у Киплинга действительно был «он», тут позволили себе вольность именно авторы нашего мультика — а вот Каа с голосом Скарлетт Йоханссон — уже фантазия Фавро и его соавторов.
Золушка
Cinderella, 2015, США, 101 минутa
Фэнтезийный фильм производства «Walt Disney Pictures», который является ремейком одноименного диснеевского мультфильма. В центре сюжета — сказочная история, рассказанная еще три столетия назад Шарлем Перро, о молодой девушке, которая находит свое счастье после всех выпавших на ее долю страданий. Заглавную роль исполнила звезда сериала «Аббатство Даунон» Лили Джеймс, прекрасным принцем стал Ричард Мэдден, сыгравший Робба Старка в «Игре престолов».
За новую версию «Золушки» взялся Кеннет Брана, один из главных специалистов в современном английском кино по творчеству Шекспира, мастер дворцовых интриг и исторического фильма. Самым большим новшеством в его версии, тем не менее, оказалась его верность оригиналу — Брана честно попытался сделать волшебную романическую историю о девушке, получившей новый шанс на счастье. Вместе с популярным сериалом компании BBC по «Войне и миру» Льва Толстого новая «Золушка» открыла миру актрису Лили Джеймс, исполнившую главную роль, — которая браво сумела отстоять своё на фоне титанической Кейт Бланшетт, с привычным блеском сыгравшей злую мачеху. Брана тоже сделал выводы — после «Золушки» он забрал Джеймс и исполнителя роли принца Ричарда Мэддена к себе в театр, играть главные роли в новой постановке «Ромео и Джульетты».
Чем дальше в лес...
Into the Woods, 2014, США, 124 минуты
Музыкальный фильм Роба Маршалла, снятый по мотивам одноименного бродвейского мюзикла. Красочная история, созданная в лучших традициях Диснея, собирает знаменитых сказочных персонажей, судьбы которых тесным образом переплетаются. Пекарь и его жена, решившие избавиться от ведьминского заклятия бездетности, отправляются в волшебный лес. По дороге они встречают Рапунцель, Золушку и Красную шапочку. Картина была отмечена тремя номинациями на премию «Оскар».
Эта картина творчески перерабатывает сюжеты сразу нескольких известных сказок. Но новая кинематографическая мода (по пересмотру старых сюжетов) и компания «Дисней», выпустившая картину, в данном случае совершенно ни при чём. «Чем дальше в лес» — экранизация бродвейского мюзикла Стивена Сондхайма, поставленного во второй половине 80-х. Мешанина из вольно переплетавшихся сюжетов разных сказок пришла оттуда — в центре мюзикла была идея о том, что реальная жизнь, наступающая за романтическим «И жили долго и счастливо», намного сложнее тех сказочных фантазий, что обычно предшествуют. Фильм Роба Маршалла, лишённый роскоши разделения повествования на два отделения (в мюзикле на сцене первый акт заканчивался объявлением «И жили они долго и счастливо», а во втором начиналась взрослая жизнь), не совсем справился с передачей этой мысли, но всё равно заработал три номинации на «Оскар».
Малефисента
Maleficent, 2014, США, 98 минут
Чародейка Малефисента ведёт уединённую жизнь, предпочитая держаться подальше от людских глаз, а домом ей служит лес, населённый сказочными существами.
Когда люди вторгаются во владения Малефисенты, та, желая уберечь волшебный лес и его обитателей от беды, призывает на помощь тёмные силы. Будучи разгневанной, она накладывает страшное проклятие на дочь короля – Аврору.
Проходит время, и Малефисента, наблюдая за тем, как растет малышка, постепенно начинает осознавать, что погорячилась, прокляв её. Она вдруг понимает, что только Аврора в состоянии вдохнуть новую жизнь в лесное царство...
Переосмысление «Спящей красавицы», в котором на авансцену выходила злая волшебница Малефисента, та самая, что наложила на героиню «Красавицы» проклятье про веретено и вечный сон. Смелость авторов и «Диснея», построивших историю совсем по-новому, можно уважать, но вопрос о том, какому проценту юных зрителей, вроде бы до сих пор являющихся целевой аудиторией студии, сюжет был понятен и близок, остаётся открытым. Впрочем, ладно — Анджелина Джоли, приглашённая на главную роль, была действительно сказочной, настолько, что уже вовсю ведутся подготовительные работы к съёмкам продолжения.
«Оз, великий и ужасный»
Oz the Great and Powerful (2013)
Ещё одно переосмысление с точки зрения предполагаемого злодея. Джеймс Франко сыграл фокусника-неудачника, которого судьба заносит на воздушном шаре в страну Оз, где он попадает в сложный политический замес между тремя сёстрами-ведьмами. Режиссёр Сэм Рейми, сделавший до этого не только три части «Человека-паука» с Тоби Магуайром, но и залихватскую хоррор-трилогию «Зловещие мертвецы», обыграл связь собственного фильма с классическим «Волшебником страны Оз» довольно остроумно. В «Озе» мы не только видим, как появляются все те трюки, которыми герой будет пользоваться в дальнейшем. Основные перипетии сюжета выстроены параллельно путешествию девочки Дороти из оригинального фильма — здесь с героем происходит примерно то же, что и с ней, примерно на тех же этапах истории.
«Белоснежка: Месть гномов»
Mirror Mirror (2012)
Первый из двух конкурирующих новых взглядов на сказку о Белоснежке, вышедших забавным образом с разницей буквально в пару месяцев. Фильм Тарсема Сингха, в котором Джулия Робертс взяла на себя роль злой королевы-мачехи, задающей зеркалу краеугольный вопрос про красоту, был выдержан в комически-привольном ключе. Заявленная в русском названии «Месть гномов», к счастью, так и осталась плодом воображения авторов дубляжа.
«Белоснежка и охотник»
Snow White and the Huntsman (2012)
А вот второй фильм о Белоснежке, где королевой-мачехой стала Шарлиз Терон, а самой Белоснежкой — звезда «Сумерек» Кристен Стюарт, был выдержан в совсем другой интонации. Мрачноватый, размашистый фильм пытался превратить Белоснежку в этакую принцессу-воина, ведущую королевство на войну против тирании королевы — с переменным успехом. Талантливая актриса Стюарт немного терялась в главной роли и разумно отказалась от участия в продолжении — сделанный без неё и без постановщика первой части Руперта Сандерса сиквел оказался мероприятием ещё более невразумительным.
«Красная шапочка»
Red Riding Hood (2011)
Нам не видно, но авторы этого вольного переосмысления убрали из английского названия словечко «little» — демонстрируя тем самым, что в их истории Красная шапочка уже не девочка, но девушка. Эту взрослую вариацию, в которой вместо злого волка действует оборотень, вступающий с главной героиней в довольно сложные отношения, поставила Кэтрин Хардвик, режиссёр первой части цикла «Сумерки». В её руках попытка вытащить все подтексты «Красной шапочки» в её текст и сделать взрослую опасную сказку (о притяжении неведомого) более-менее провалилась — манерный и напыщенный фильм был разруган критикой и холодно встречен публикой.
«Алиса в стране чудес»
Alice in Wonderland (2010)
А вот и фильм, вероятнее всего, вдохновивший «Дисней» на их масштабный план по пересозданию старых сказок — новое осмысление «Алисы в стране чудес», заработавшее в прокате более одного миллиарда долларов. «Алису» сделали Тим Бёртон с Джонни Деппом, до этого потренировавшиеся на «Чарли и шоколадной фабрике» Роальда Даля. Впрочем, их фильм рассказывал о том, как в Страну Чудес возвращается уже повзрослевшая Алиса. Этот взгляд предложила сценаристка Линда Вулвертон, ставшая после успеха «Алисы» кем-то вроде крёстной матери всего этого проекта со сказочными переосмыслениями. Она написала и «Малефисенту», и продолжение «Алиса в Зазеркалье», а сейчас трудится над сценарием нового «Короля-льва». Постановкой займётся, кстати, всё тот же Джон Фавро («Книга джунглей»).
«Зачарованная»
Enchanted (2007)
«Зачарованная» в нашем списке немного выделяется — за ней не стоит никакой конкретной сказки, подвергающейся ревизии. Скорее, в этом фильме лукаво переосмысливается весь канон мультфильмов компании «Дисней» о принцессах. Задаётся занятный вопрос — а что будет, если героиню такого мультика выбросить во вполне реальный Нью-Йорк? Ответ получился куда занятнее и интереснее, чем можно было того ожидать — фильм, в частности, стал одних их ключевых шагов исполнительницы главной роли Эми Адамс к её текущему статусу большой кинозвезды. «Дисней», как водится, работает над продолжением — называться будет, конечно же, «Разочарованная»; страшно интересно на это посмотреть.
Свежие комментарии