Почему хотят затопить Хасанкейф?

https://imgprx.livejournal.net/c52c92c2598a0a050873911f0ba7aa16649ca89d/80hYuLuiJnTff0JbwlJZLQFlTJfrRG_zntU5x910JAlUoZLgG8I82RPdSiwMA6A487Ann2g5nEEnoteYz8kQxjXU1-oA5aESoc6n1GEeVdNiRQM_m46iEB-9sqGjSwK0

Хасанкейф — один из древнейших населенных пунктов на Земле: люди постоянно живут здесь, на скалистых берегах реки Тигр в юго-восточной турецкой провинции Батман уже 12 тысяч лет! Вокруг города — сотни еще не исследованных археологами пещер и гробниц, которые хранят тайны  нескольких цивилизаций. Но Хасанкейф ждет печальная участь: в ближайшее время город будет затоплен…

Счет идет на недели или даже дни.

https://imgprx.livejournal.net/c440d695daaeac6e91e9227ca5a371e5b28c730d/80hYuLuiJnTff0JbwlJZLQFlTJfrRG_zntU5x910JAlUoZLgG8I82RPdSiwMA6A4k3F-j79VbXGMVa2FUMgIuo0SaQsNYIIuhKRkrmjDIGMKtQbVV8nXse006IDllRYM

Местные пещеры были заселены людьми еще в эпоху неолита, и кстати, часть из них служила жильем для местных жителей до самого октября 2019 года.

В течение тысячелетий здесь оставляли свой след разные цивилизации: древняя Месопотамия, затем римляне, византийцы, арабы и Османская империя.

Город Хасанкеф — это просто музей под открытым небом! Веками его жители были окружены историческими сокровищами.

Согласно археологическим данным, первые поселения на территории современного Хасанкейфа возникли в X тысячелетии до нашей эры. Ряд ученых ассоциируют его с существовавшей в XVII-XVIII веках до нашей эры крепостью Иланшура, построенной в период существования хурритской цивилизации. Позднее город принадлежал ассирийцам и мидийцам, потом стал важным укреплением на востоке сначала Римской, а затем Византийской империи. В VII веке нашей эры его завоевали арабы-мусульмане, в XIII веке — монголы, пока наконец он не стал частью Османской империи — предшественницы современной Турции.

На вершине скалы сохранились остатки римской крепости IV века. Хасанкейф использовался римлянами как город-крепость для защиты от персов, он пережил разрушительное монгольское вторжение и был восстановлен в XI веке турками-сельджуками.

В городе сохранились 900-летний дворец сельджуков и мечеть Эль-Ризк, построенная в 1409 году Айюбидом Султаном Сулейманом, а также другие выдающиеся памятники старины.

https://imgprx.livejournal.net/6ae4505ba77d4d97448eee07c984c12cc14af346/80hYuLuiJnTff0JbwlJZLQFlTJfrRG_zntU5x910JAlUoZLgG8I82RPdSiwMA6A4SkawASjAbr_WsoWjhnBYBuJ96AOSUA5YG-XxZXN4O8YvWvkJGxxRgFi4OuXzINITeL54YrFnSH1mzzAQw2Uo0w

Хакан Озоглу, профессор истории Университета Центральной Флориды, уверен, что Хасанкейф хранит следы доисторических цивилизаций.

В местных скалах насчитывается около 5500 пещерных жилищ — в скалах над рекой. Но этот город, где «камни пахнут историей», решено принести в жертву — ради запуска плотины Илису, в результате которого вся окружающая местность уйдет под воду.

Правительство Турции еще в 1950-е годы начало предварительные изыскания для строительства в этом районе крупной гидроэлектростанции. К началу 1980-х годов проект ГЭС «Илису» был готов, но только в конце 1990-х его включили в государственные строительные программы. Правительство рассчитывало привлечь западные инвестиции, но в 2000 году британские власти отказались выделять обещанные 236 миллионов долларов из-за протестов экологов, историков и борцов за права человека. В 2006 году церемония закладки ГЭС все же состоялась, но два года спустя под воздействием общественного мнения из проекта вышли европейские инвесторы. Турецкие власти объявили, что продолжат строительство на собственные средства, и к 2018 году, на несколько лет позже запланированного срока, основные работы были закончены.

Высота плотины — 135 метров, ее длина превышает 1,8 километра. На гидроэлектростанции установлены шесть турбин, суммарная мощность которых составит 1200 МВт, благодаря чему «Илису» станет четвертой по объему производимой энергии в Турции.

Уровень реки Тигр в Хасанкейфе поднимется на 60 метров, затопив 80% древнего города и многочисленные окрестные деревни. И более 300 исторических мест, которые до сих пор не исследованы.

Помимо серьезного воздействия на окружающую среду в самой Турции, запуск плотины грозит катастрофическими последствиями и соседнему Ираку. Ожидается, что в нижнем течении Тигра уровень воды понизится на 40%, и это будет настоящая катастрофа. Экологи говорят, что вода в иракской части Тигра станет настолько соленой, что она будет непригодной ни для питья, ни для полива растений…

После оглашения этих перспектив в июле 2009 года Германия, Австрия и Швейцария отозвали свою финансовую поддержку строительства плотины Илису. Но Турция всё же продолжила реализацию проекта своими средствами. Официальная версия — необходимость строительства ГЭС, а зарубежные СМИ говорят о политической составляющей. Плотина позволит диктовать свои условия Ираку, и не только.

«Мы просили, чтобы этот район сделали музеем под открытым небом, но правительство не приняло наш план», — рассказывает житель Хасанкейфа Ридван Айхан, которому скоро исполнится 60 лет. Он родился в одной из местных пещер.

«Если здесь копать, вы найдете слои древних культур, одна под другой. Под местной церковью находится гробница, где обнаружены груды человеческих костей. Но правительство не уважает даже мертвых. Они варвары», — говорит Айхан.

Заполнение водохранилища было запланировано на октябрь 2019. И турецкие власти страны объявили эвакуацию населения Хасанкейфа до 8 октября 2019 года. С этого числа все дороги в старый город были перекрыты. А жителей переселили в новый населенный пункт в трех километрах от прежнего.

https://anfrussian.com/uploads/ru/articles/2018/04/20180428-20180427-heskif91a4ed-image-11fa008-image.jpg

Помимо Хасанкейфа, население которого составляет около трех тысяч человек, полностью или частично будут затоплены примерно 200 поселений, а переселению подлежат 78 тысяч местных жителей. Большая часть из них уже перебрались в построенные властями населенные пункты, но, как пишет Reuters, некоторых придется принудительно вывозить по истечении назначенного для переезда срока. Для жителей Хасанкейфа выстроен город Новый Хасанкейф с больницей, школой и парками. Некоторые переселенцы считают его более современным и пригодным для жизни, другие жалуются на низкое качество строительства.

Историков и археологов, в свою очередь, беспокоит то, что из всего исторического наследия города в другие места перевезли только восемь объектов. Не подлежат спасению многочисленные пещеры, в которых жили древние обитатели этих территорий. Попытка активистов включить Хасанкейф в список всемирного наследия ЮНЕСКО провалилась: с соответствующим запросом должны были обратиться турецкие власти, но они этого не сделали.

Вот так выглядит Новый Хасанкейф: здесь выстроено 700 типовых бетонных коробок.

Владелец одного из новых домов Махмут Йилдиример через месяц после переезда обнаружил трещины в стенах.  Он рассказывает, что это из-за частых взрывов: с помощью динамита неподалеку в горах добывают камень для завершения строительства плотины и водохранилища. И теперь его детям нужно 30 минут идти до ближайшей школы…

Как водится, в новом городе случаются поломки и перебои: например, на неделю отключали воду…

А вот 43-летний Али Асланкилич — один из тех, кому вообще не досталось дома в новом городе.

«Это потому, что я не женат, — говорит мужчина. Не знаю, что делать. У меня было два магазина на старом базаре, и я управлял ими в течение 25 лет. Я занимался тем, чему научил меня дедушка. Я просто хочу, чтобы они вернули мне мою жизнь. Я не хочу быть беженцем в своей стране, вынужденным покинуть дом своей семьи».

Всего из-за запуска плотины будут перемещены около 80 000 человек. Многие из них потеряют свои земли и средства к существованию. Из-за дополнительных расходов, связанных с переездом, тысячи людей обнищают. Местное курдское население уверено: проект затеяли в том числе для того, чтобы согнать их с насиженных мест и лишить опор.

Жители древнего города пытались добиться того, чтобы Хасанкейф включили в список культурного наследия ЮНЕСКО, но безуспешно. По правилам, эта процедура невозможна без согласия национального правительства. А Турция такого согласия не дала.

https://imgprx.livejournal.net/6077cb2dee6b54570bf384737a84788186cd9c81/80hYuLuiJnTff0JbwlJZLQFlTJfrRG_zntU5x910JAlUoZLgG8I82RPdSiwMA6A4iaiA35EL1-lkmhaMBHduopvcCTcJiWa9DmFPwaontJpMnip1kAGTKNF8jbCYyGzs

Впрочем, несколько культурно-исторических объектов всё же удалось спасти.

1000-тонную гробницу перевезли из древнего Хасанкейфа на территорию нового города, и теперь она одиноко возвышается там среди рядов одинаковых домов.

Так же переместили еще семь исторических памятников — в том числе башню древнего учебного заведения, который порой называли самым старым университетом в мире, половину римских ворот для въезда в город и женский хамам приблизительно 1400 года постройки.

Срок запуска водохранилища постоянно переносится — с октября на ноябрь, потом на декабрь.  Но люди из близлежащих районов уже попрощались с историческим местом, понимая, что это их последний шанс взглянуть на него.

https://klevo.net/wp-content/uploads/img0976985/26-12-19/1577309974_7938.jpg

Жители Хасанкейфа в ожидании открытия шлюзов и постепенного затопления места, где тысячи лет жили их предки, не опускают руки — они постоянно подтверждают свой протест и распространяют информацию об истории поселения. Даже после того, как в начале октября был запрещен въезд в древний Хасанкейф.

«Если мы этого не сделаем, то когда мы умрем, наши дети придут и плюнут на наши могилы, и скажут, почему вы не спасли Хасанкейф?» — говорит Айхан.

Источник

МУЛЬТЯШНАЯ НОСТАЛЬГИЯ. Год 1937-й

Шумное плавание

https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/83934/579677.jpg

«Шумное плавание» — советский музыкальный рисованный мультипликационный фильм 1937 года.

Сюжет

Веселый лягушонок, танцор и музыкант торопится на свой концерт. Но гастроли известного виртуоза оказываются под угрозой срыва. На большой корабль он опоздал, и лягушонок оказался на маленьком пароходике с громким именем «Гигант». Но и здесь его поджидали крупные неприятности.

Непоседливый пассажир очень раздражает злого боцмана. И лягушонок оказывается за бортом… А в это время маленький пароходик попадает в страшный шторм.

О мультфильме

Первые годы существования студии «Союзмультфильм» (1936-38) были отданы освоению целлулоидной технологии (так называемого «диснеевского конвейера»), необходимой для массового производства рисованных картин. Несмотря на заимствованную, неоригинальную стилистику большинства картин, уже в это время стали появляться работы, удачные в художественном отношении (в первую очередь – фильмы В. Г. Сутеева, такие, как «Шумное плавание» или «Почему у носорога шкура в складках?»).

Георгий Бородин

Среди ставших классикой работ 1930-х — картина режиссёра Владимира Сутеева и художника и сорежиссёра Леонида Амальрика «Шумное плавание» (1937), вдохновлённая популярной музыкой Александра Цфасмана (второй композитор фильма Алексей Соколов-Камин) и сценарием Николая Адуева. При очевидности влияния Диснея лента обладает оригинальностью и отличается самобытными характерами. Незабываем солидный капитан корабля Бобёр, реагирующий на все жизненные ситуации двумя словами: «Прекрасно!» или «Напрасно!». Солистом картины является элегантный длинноногий лягушонок — композитор и музыкант, играющий на всех инструментах. Музыка спасает горе-мореплавателей; матросы-мышки строят новый корабль взамен затонувшего и создают джазовый ансамбль, сильно напоминающий коллективы Александра Цфасмана или Леонида Утёсова.

Лариса Малюкова «СВЕРХкино» с. 274

Сладкий пирог

https://s.afisha.ru/mediastorage/40/3d/9bfa34e9399b41418e0c85903d40.jpg

«Сладкий пирог» — советский короткометражный мультипликационный фильм 1937 года режиссёра Дмитрия Бабиченко. Первый цветной мультфильм киностудии «Союзмультфильм»

Сюжет

Своё дело могут делать только профессионалы, о чём не знал хвастливый Галчонок, выдававший себя за повара.

Реставрация

Фильм восстановлен в 2012 году с цветоделённого негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России. Премьера восстановленного цветного варианта 2013 года на фестивале «Белые столбы»: самая первая на студии цветная картина — «Сладкий пирог» Д. Н. Бабиченко (1937) — и последняя студийная «трёхцветка» — «Зимняя сказка» И. П. Вано (1945). Над восстановлением работали Николай Майоров и Владимир Котовский.

К сожалению, на ЮТюбе видеоролика не нашла.

Храбрый заяц

Фильм не сохранился.

«Храбрый заяц» — советский чёрно-белый мультфильм по мотивам негритянской сказки «О кролике Освальде». Снят режиссёром Александром Евмененко совместно с Василием Алексеевым и Александрой Снежко-Блоцкой (её режиссёрский дебют).

О мультфильме

Как известно, тяжёлое положение с сохранностью довоенного советского фильмофонда затрагивает и анимацию. Немалое число анимационных фильмов, снятых до 1936 года, рассматриваются сейчас в исследованиях и упоминаются в фильмографиях как несохранившиеся. После создания киностудии «Союзмультфильм», в период с 1936 по 1945 гг., положение улучшилось, но некоторые фильмы, выпущенные киностудией в это время, до нас не дошли: «Привет героям!» Б. Дёжкина, Г. Филиппова, Н. Воинова — 1937; «Кого мы били» П. Сазонова и И. Иванова-Вано (по другим данным — Д. Бабиченко) — 1937; «Журнал политсатиры № 1» с сюжетами И. Иванова-Вано, А. Иванова, Л. Амальрика, В. Полковникова, Д. Бабиченко — 1938; «Храбрый заяц» А. Евмененко — 1937.

Георгий Бородин, Киноведческие записки №52

Привет героям!

Фильм не сохранился.

«Привет героям!» — советский чёрно-белый мультфильм, посвящённый подвигам советских лётчиков и полярников. Режиссёрский дебют Бориса Дёжкина и Геннадия Филиппова.

История создания

Фильм был создан в 1937 году во время героической челюскинской эпопеи.

Узнав о предстоящем возвращении в Москву героев легендарной экспедиции, молодой художник Борис Дёжкин загорелся желанием сделать посвящённый им фильм. Его желание разделили художник Г. Филиппов и оператор Н. Воинов. Они «начали готовить мультипликационное приветствие полярникам, не предусмотренное студийными планами».

Сначала пошли к писателю П. Герману и попросили срочно написать сценарий и слова к песне. Предупредили, что пока это всё бесплатно. П. Герман согласился и быстро написали то и другое. Тогда мультипликаторы-энтузиасты пошли к композитору А. Варламову, который на тех же началах написал музыку. Затем художники засели дома и стали рисовать.

Ольга Абольник, Дёжкин Борис. — В кн.: Режиссёры и художники советского мультипликационного кино. — М., 1984

Сюжет

Используя форму сказки, фильм рассказывает о героических советских полярниках и лётчиках. По свидетельству О. Абольник «в картине действовали моржи, белые медведи и другие полярные жители, гостеприимно встречающие героев на своей суровой родине». Заканчивался фильм эпизодом, когда персонажи устанавливают красный флаг на Северном полюсе.

О мультфильме

Кинокритик Ольга Абольник писала, что «картина их, возникшая как патриотический порыв художников, была хорошо принята и студией и зрителями».

Ольга Деревянкина назвала фильм «любопытным откликом на знаменитую историю о полетах героев-лётчиков челюскинцев».

Текст из Википедии

ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Женская поэзия. Елена Генерозова

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх