На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

Известные русские философы ХIX-XX веков (часть 2)

Арсеньев Николай Сергеевич (1888 - 1977)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/2/2d/%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%29.jpg/330px-%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%29.jpg

Арсеньев Николай Сергеевич-философ, ученый, поэт. Окончил Московский университет. Профессор кафедры западноевропейской литературы Саратовского университета /1918-1920/. После эмиграции работал в Берлине, Кенигсберге, Варшаве. С 1948 - проф. Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Исследования Арсеньева посвящены античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности.

Арсеньев писал: "Основа веры в Бога есть встреча с Богом; говоря языком богословия, есть самооткровение Божие: Бог Сам говорит душе, Сам "открывается" ей, "прикасается" к ней. Это и есть мистический опыт, который есть корень религии, непосредственная встреча с Богом в глубинах души. Но иногда эта "встреча" достигает особой интенсивности и яркости. Всё остальное, всё земное, всё тварное, отступает тогда на задний план, и только Бог один предстаёт тогда душе. Такие решающие встречи бывали у некоторых святых и праведников и особенно "мистически" одарённых людей. Эти встречи были нередко моментом духовного перелома, кризиса всей внутренней жизни человекАрсеньев Характерной чертой их является превозмогающее чувство Реальности, иной, высшей, всепокоряющей Реальности, врывающееся с победной, непреодолимой силой в обычную сферу психической жизни человекАрсеньев Не Я, а Он; не мои переживания, плохие или хорошие или даже умилительные, а Он, Который выше всех моих переживаний, - Он предстоит мне, покорённому, захваченному, малому и ничтожному, предстоит мне в Своём величии и мощи, и мне остаётся только склониться перед ним, пасть перед Ним, как говорится об исцелённом слепорождённом в Евангелии от ИоаннАрсеньев Я - ничто перед Ним, но он нисходит ко мне".

"В Кресте Христовом излилась безмерная любовь Божия. Кресту Христову нет параллелей, нет ничего в духовной истории мира подобного ему. В действительности физической он был окружён двумя крестами - двух сораспятых разбойников. В плоскости духовной он высится одиноко, он не сравним ни с чем. Он один - путь примирения между Богом и миром. Это есть событие совершенно исключительное, парадоксальное, поражающее нас, смутительное и радостное, ни на что не похожее. В том-то и дело, что это - исключительно и неповторимо".

"Мы стоим перед загадкой движущегося в нас и со всех сторон движущегося вокруг нас, мятущегося, уходящего в небытие, и вместе с тем продолжающего существовать мира, полного смерти, разрушения, борьбы. И, вместе с тем, ощущается и познается нами - хотя и в весьма несовершенной степени - стройная, сложная, раскрывающаяся нам во все новых и новых захватывающих горизонтах, струк-тура мира. В этой структуре мира есть огромное величие - в этих круговых вращениях электронов, в этом огромном напряжении и устремлении сил, из взаимодействия которых рождается то, что мы называем материей, - здесь есть не только захватывающий зов глубин, уходящих в бесконечность, но и красота и планомерность, поражающие наш ум. Мы начинаем понимать слова о Премудрости, лежащей в основе мироздания, подобно тому, как эту Премудрость разумел автор книги Иова и авторы псалмов, когда они восхищались величием Божиим, открывающимся в сиянии солнца, в блистании звезд и в преграде, положенной дикому разгулу морской стихии, и в "ликовании" холмов и полей и пастбищ, и в мощи кедров ливанских. Слова о Премудрости Божией, о плане Божием в творении невольно навертываются у верующего в Бога человека. Не следы ли это Божественного Логоса, встречаемые, ощущаемые нами в творении? А если мы - падшие и во грехе находящиеся, и мир - падший, то не могут ли открыться нам по ту сторону, так сказать, падшего состояния мира - еще большие красоты и величие Божественного Логоса?".

"Школа любви! Чем сильнее я научаюсь в Боге любить свое окружение, свой народ, то жизненное поле, на котором я поставлен работать, любить вот именно этот народ, с его страданиями и немощами, требующими жалости и исцеления, но любить именно в Боге, а не как некоего кумира, требующего отказа от других последних норм, кроме поклонения ему, - чем больше я научаюсь в Боге любить отдельных, встречающихся мне на жизненном пути людей и группы людей, не исключая и своего народа, страждущего и нуждающегося во мне, тем более растет моя сила любви в Боге. Нет тогда противоречия между сознанием кровной, духовной связанности, связанности в жалости и любви, с народом моим и духовными ценностями и дарами, которые были вверены ему, и которые он вложил в основу высших ценностей своей культуры, - и правдой Божией. Правда Божия освящает тогда эту любовь и эту мою культурную работу. Ибо понимание духовных ценностей куль-туры есть уже участие, хотя бы и самое скромное, в живом потоке культурной традиции, культурного творчества: динамической традиции, вырастающей из лучшего, чем жило и вдохновлялось наше прошлое, и устремленное вперед, объединяющее прошлое, настоящее и будущее. И согретое дыханием любви, в бессознательном, инстинктивном, смутном стремлении - несмотря на всю нашу немощь и греховность - к откровению Любви Предвечной".

Главные сочинения: "Жажда подлинного бытия", "Из жизни духа", "Преображения мира и жизни", "Единый поток жизни", "О красоте в мире".

Батищев Генрих Степанович (1932-1990)

http://istina.rin.ru/philosofy/pict/medium/3308_batiscev.p

Батищев Генрих Степанович- философ. В 1950 г. поступил в Московский государственный экономический институт, через год перешел на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1956 г. C 1959 по 1962 г. аспирант кафедры философии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. В 1962 г. защитил кандиддатскую диссертацию "Категория диалект, противоречия в познании". С того же года и до конца жизни работал старшим научным сотрудником Института философии АН СССР. Испытав сильное влияние идей Э.В. Ильенкова, он затем, к нач. 70-х гг., отошел от них. Рассматривал проблемы сущности диалектики и её категорий (в особенности категории противоречия), сущности человека и его отчуждения, философии истории, философии педагогики и др. Духовная эволюция Батищева привела его к принятию православия в 1977 г. (церковное имя - Иоанн).

С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности, т.е. против редукции полноты сущности человека к её деятельностному бытию. В то же время он подвергает критике антропоцентризм как мировоз. и бытийственную позицию человека в Универсуме, ответственную за современные глобальные кризисы на планете. С середины 80-х гг. Батищев также работает над выявлением общих контуров такой диалектики, которая была бы свободна от всяких видов редукционизма.

Главные сочинения: "Проблема человека в современной философии", "Противоречие как категория диалектической логики", "Диалектика творчества", "Философское наследие С.Л. Рубинштейна и проблематика креативности", "Познание, деятельность, общение".

Бахтин Михаил Михайлович (1895 -1973)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Mikhail_bakhtin.jpg

Бахтин Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Окончил Петроградский университет /1918/. В конце 20-х годов репрессирован, выслан в Кустанай на 6 лет. Более чем на 30 лет Бахтин был исключен из научной жизни. Создал "Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только благодаря индивидуальным усилиям. Главной задачей считал соединение двух областей - мира культуры и мира жизни. В культурологии ввел понятие хронотопа, как внутренней связи восприятий пространства и времени, лежащей в основе художественных систем разных исторических эпох.

В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности. Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершённости, свободной открытости, "вненаходимости" человека. "Человек, - писал он, - никогда не совпадает с самим собой". В нём есть то, что не поддаётся "овнешняющему определению"и раскрывается только "в акте свободного самосознания и слова". Он всегда находится "в точке выхода", нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и навязанные закономерности. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли. Бахтин отвергал материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, на его взгляд, совершается не в сфере социальности, а сознания. Критерий социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания, которое в конечном счёте трансформируется в единство одного сознания. И при этом совершенно безразлично, какую метафизическую форму оно принимает: "сознания вообще", "абсолютного Я", "абсолютного духа", "нормативного сознания"и проч. По мнению Бахтина, важно лишь то, что рядом с этим единым и неизбежно одним сознанием уже не может сосуществовать "множество эмпирических человеческих сознаний"; последние оказываются как бы случайными и даже вовсе ненужными. Очевидно, что на почве философского монизма личность полностью закрывается для познания. Поэтому "подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в неё, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя".

Главные сочинения: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", "Проблемы поэтики Достоевского", "К философским основам гуманитарных наук", "Литературно-критические статьи".

Богданов Александр Александрович (1873 - 1928)

A A Bogdanov.jpg

Богданов Александр Александрович (настоящая фамилия - Малиновский)- философ, экономист, политический деятель, ученый и писатель. По образованию врач. С 1905 - член ЦК РСДРП/б/, в 1909 исключен из партии. В 1918-1926 - член президиума Коммунистической академии. С 1921 занимался исследованиями в области гематологии, с 1926 - директор основанного им первого в мире института переливания крови.

В философии от естественноисторического материализма развивался к энергетизму и махизму. Создатель эмпириомонизма, в котором коллективный опыт занял место индивидуального опыта эмпириокритицизма. Богданов отстаивал положение о тождестве общественного бытия и общественного сознания. Теоретик Пролеткульта. Создатель тектологии - всеобщей организационной науки, противопоставляемой диалектике и базирующейся на теории равновесия.Эмпириомонизм приводил к безусловной релятивизации познания, субъективно-идеалистическому истолкованию проблемы истины.

Учение его сводилось к следующему:

Физическое и психическое

"Если в едином потоке человеческого опыта мы находим две принципиально различные закономерности, то все же обе они вытекают из нашей собственной организации: они выражают две биологически - организующих тенденции, в силу которых мы выступаем в опыте и как особи и как элементы социального целого. На вопрос, почему этих типов организации только два... ищите ответ в биологической и социальной истории человека, она расскажет, как в борьбе за существование возникла родовая жизнь человека, как обособлялась в ней личность и в то же время развертывалась все более широкая связь социальная, и, наконец, как развивались, приспособлялись все к той же борьбе, человеческие формы мышления с их современной двойственностью".

Культура

"Культура охватывает всю сумму приобретений, материальных и нематериальных, которые сделаны человечеством в процессе труда и которые возвышают, облагораживают его жизнь, давая ему власть над стихийною природой и над самим собой".

Общественное бытие и сознание

"Социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно - психическая... Вообще социальность неразделима с сознательностью. Идеология и экономика - область сознательной жизни. Общественное бытие и общественное сознание в точном смысле этих слов тождественны".

"К высказываниям принадлежат отнюдь не одни только специализированные формы выражения, как речь, мимика, искусство, но все вообще двигательные реакции организма, которые мы можем "понять" в связи с психическими переживаниями. Если, например, мы видим человека, выполняющего какую - нибудь работу, то в его действиях мы находим для себя целый ряд высказываний: они ясно выражают наличность, во - первых, восприятия всех объектов и орудий его труда, во - вторых, представления о некотором желательном преобразовании этих объектов как о "цели", в - третьих, стремления достигнуть этой цели и принятого решения в этом смысле. Все такого рода высказывания имеют не только не меньше смысла, чем "теоретические", например словесные, но даже значение основное по отношению к этим последним: речь, мимика и другие специальные формы выражения возникают на почве практического объединения человеческих действий, общественный труд людей есть первичная область их общения, а стало быть и высказываний".

Искусство

"В искусстве организация идей и организация вещей неразделимы. Например, взятые сами по себе, архитектурные сооружения, статуя, картина являются системами "мертвых" элементов - камня, металла, полотна, красок; но жизненный смысл этих произведений лежит в тех комплексах образов и эмоций, которые вокруг них объединяются в человеческой психике".

Начала религии

"Распоряжаясь жизненными отношениями столь обширной и сложной системы, как община, патриарх в огромном большинстве случаев делает это по готовому шаблону, пользуясь накопленным опытом своих предшественников, их "заветами", то есть правилами и указаниями, которые от них перешли к нему, передаваясь в ряду их поколений. Постоянно ссылаясь на эти "заветы", выставляя себя перед общиной исполнителем воли предков, он тем самым поднимает их авторитет над своим как высший и более могущественный. Большую часть своей жизни каждый патриарх был раньше подчиненным исполнителем своих ближайших предшественников, привык почитать их и подчиняться им, ставить их над собой. Став патриархом, он в силу консерватизма мышления сохраняет этот взгляд на них и, как хранитель общественной традиции, передает его всем родичам. но в таком же точно отношении предыдущие патриархи стояли к тем, место которых заняли, и подобным же образом поставили их выше себя в глазах общины; а те делали то же по отношению к своим предшественникам, и т. д. Уходя в даль прошлого, образы предков - организаторов растут в сознании потомков, достигая сверхчеловеческих размеров; уважение к ним переходит, наконец, в настоящее обожествление. Так почитание предков привело к созданию богов и положило начало древнейшим религиям".

"Если заветы организатора продолжают действовать, то его организаторская роль в жизни на деле расширяется. При жизни патриарх руководил, может быть, сотней сородичей; через двадцать поколений потомство этой общины может образовать целое племя во много тысяч человек... легко сообразить, во сколько раз увеличилось поле его авторитета".

Генезис норм

"Грубость и беззаботность воина плохо мирилась с мягкостью и предупредительностью его сообщника - земледельца, повышение потребности ремесленника вызывали недоумение и отвращение неприхотливого рыбака и т. д. Неоднородность опыта породила, таким образом, новую организационную связь - норму. Затем рождается обычное право, право - закон, часть же опыта, регулируемого ранее обычаем, попадает под понятие "приличия", "долга", затем "совести"".

"Обычай, право, мораль - по существу формы организации и общественной жизни; их генезис представляет собой генезис расширяющегося опыта, требующего все новых и новых форм организации. Фетишизация моральных и правовых норм, происшедшая в период господства авторитарных и индивидуалистических идеологий, не отменяет их организационной сущности. Даже современные, вполне "внутренние" конфликты являются не конфликтами отвлеченных норм (долга, совести и т. д.),а организационными конфликтами. Внутренние моральные конфликты суть конфликты непосредственных импульсов жизни с внешней для них хотя и встречающейся в одном поле личного сознания, кристаллизованной силой социального прошлого".

"Если феодальные религии были средством жреческой эксплуатации, то они отнюдь не являлись ее основой. Основой же была общественная полезность и необходимость жречества как совершенно мирного организаторского сословия. Связи общества были слабы; светские феодалы в силу военной специальности были мало способны поддержать его единство и сплоченность; это делалось почти всецело жреческими корпорациями. Они, насколько возможно, охраняли мир и ставили в рамки военно - грабительское буйство эпохи; они за счет накопленных богатств и запасов помогали жертвам бесчисленных войн - разоренным и калекам; они залечивали раны производства, руководя восстановлением экономической жизни в опустошенных местностях и т. д. Из таких социально - экономических функций вытекала власть над умами".

Идея таинственного

"Вообще, где познание становится орудием господства, а невежество - условием подчинения, там выступает на сцену и усиленно культивируется идея таинственного".

Познание - организация опыта "Форма познания - есть психическое единство выражаемого и формы выражения... Выражаемое и форма выражения неразрывно ассоциированы между собой в психике особи и представляют о д н у психическую форму. Эта психическая форма как форма сознания, являющаяся моментом психической реакции, не индивидуальна, а общественна. Состояние психики выражается полно только тогда, когда оно может воспроизводиться путем подражания в других психиках... следовательно, форма познания не есть индивидуально-психическая, но общественная, она получает полную реальность не в отдельной психике, а во взаимном соответствии отдельных психик".

Генезис искусства

"Происхождение живописи легко связать с мимическими движениями, подражающими контурам предметов, которые человек видит или о которых говорит; скульптура отделилась от живописи (промежуточная форма - рельефная живопись), архитектура находится в самом тесном родстве с той и другой и также представляет в своих основных формах подражание различным предметам внешней природы. Пение, речь и поэзия составляют другую, первоначально нераздельную группу форм выражения. К этой группе примыкает по своему происхождению, вероятно, и музыка, которая в то же время стоит в тесной связи с танцами и мимикой в выработке ритма мелодий. Пение, речь и поэзия дифференцировались одна от другой в сравнительно позднее время, можно сказать - на глазах истории, особенно - речь и поэзия. Об этом напоминают долго сохранявшиеся остатки в различных языках, например употребление одного и того же слова для обозначения и речи вообще и всякого повествования, и поэтической поэзии в частности...".

Наука и искусство

"Мировые типы в скульптуре и живописи... охватывают не меньшую сумму действительного и важного для жизни, чем высшие концепции философии, чем высшие обобщения науки... Великие культурные идеи всего наглядней, всего целостней, всего убедительнее выступают именно в пластических и живописных образах".

Главные сочинения: "Эмпириомонизм", "Революция и философия", "Из психологии общества", "Наука об общественном сознании", "Всеобщая организационная наука /тектология/".

Боровой Алексей Алексеевич (1875 -1935)

http://www.runivers.ru/upload/iblock/98a/logosfera_BorovoyAA.jpg

Боровой Алексей Алексеевич-философ, юрист, историк. Теоретик постклассического анархизма XX века. Окончил юридический факультет Московского университета (1989), приват-доцент. В 1906 - 1910 руководил издательством "Логос". Испытал влияние Бергсона, персонализма, интуитивизма, ницшеанства, марксизма. Действительность трактовал как "творческую эволюцию", постигаемую интуицией. Единственный подлинный принцип анархизма, согласно Боровому, - безграничность развития человека и безграничность расширения его идеалов.

Действительность, по Боровому, свободная "творческая эволюция" природы и общества. Глубинный источник познания сущности предмета - интуиция ("самосознание жизни"). Критиковал рационализм, на котором "построена современная цивилизация", считая пределом его возможностей моделирование "среднего абстрактного человека", "человека-фикции". Как теоретик анархизма Боровой эволюционировал от анархо-индивидуализма и анархо-синдикализма к анархо-гуманизму (течению постклассового анархизма). Ставил задачу пересмотра основных положений "традиционного анархизма" - как "коммунистического течения" в анархизме (М.Бакунин, П.Кропоткин и др.), так и "абсолютного индивидуализма" (М.Штирнер, Ф.Ницше и др.), выступал за "культ человека", но против превращения "я" в центр Вселенной.

Главные сочинения: "Анархизм", "Общественные идеалы современного человечества: Либерализм. Социализм. Анархизм".

Источник

Картина дня

наверх