Марио Луци (итал. Mario Luzi, 20 октября 1914, Флоренция, Италия — 28 февраля 2005, Флоренция) — итальянский поэт.
Его первая книга, «La barca», была опубликована в 1935 году, а в 1938 году он начал преподавать в школах городов Парма, Сан-Миниато и Рим.
В 1940 году он опубликовал «Avvento notturno», а в 1945 вернулся во Флоренцию. В 1955 году Луци начал преподавать французскую литературу в Флорентийском университете.
В 1963—1983 годах он опубликовал несколько своих книг, а в 1978 году получил за книгу «Al fuoco della controversia» премию Виареджо.
В 1991 году за свою работу он был выдвинут Национальной академией деи Линчеи на Нобелевскую премию по литературе. Его последняя книга, «L’avventura della dualità», вышла в 2003 году.
СКРЕЩЕНИЕ ТРОПИНОК
тутовые ягоды. Все ближе
вечер — и все больше ты от тени
отклоняешься своей, все дальше.
различимы осы и собаки
и тропинки; подступает к лесу
дымка, тонет яблоня в тумане.
выдохшейся мятой — под мостками,
где проходишь ты, и солнце рядом,
и замедленные краски жизни.
мною, здесь сидящим беззаботно —
на запруде, что это стремится
из груди моей бесповоротно?
пастухов, над чащей дым струится,
обретая в вышине лиловость.
В проседи росы мои одежды.
День обрывается, а там и вечер
в прожилках звуков овладеет мною
за гранью этой паузы недолгой.
моих кошмаров, боль моя, морщинка
на солнце, а потом ты возникала
в дверном проеме, заслоняя небо.
меня когда-то смутно оскорбившей,
из каждой улицы, куда не смог бы
я никогда уже ступить от страха.
и стены, и замедленные тучи,
и ласточки — все это образ мира,
обрушившийся молча на меня.
* * *
«Опять любви светила проплывают…»
над головами нашими туманными,
а мы сидим на разных берегах
в неведенье. И кажется естественным,
что я тебя не видел никогда,
что вдруг ты возникаешь в древнем свете.
и сожаленье, тот же горький жар.
Астральное вино пылало солнцем
расплавленным, и ты пила глотками
и вглядывалась в слепоту пейзажа.
МРАК
из глубины эфира проступает
растрепанная голова земли,
ее лицо, которое утешить
должны мы нашим бдением печальным
и тусклым светом городских созвездий.
трясет засохшие сады, разносит
по улицам кошачьи вопли,
расшатанными ставнями стучит;
кто не боится выйти, видит ветер,
мигающий фонарь, фигуры пьяных.
Ведь ничего или немногим больше,
чем открывает и скрывает
под низким небом
покров дождя открытый и закрытый —
деревья, части города, повозки,
людей, все тот же дождь, завесу пара.
ПОЛДЕНЬ, ВЕСНА
течет в домах покорно, угнетает
легко впадающих в унынье. Ветер
проносится по анфиладе улиц,
где сушит стены, терзает мимозу.
мужчина без обеих ног отвязывает
собаку от тележки, ждет;
и женщина, укутанная шалью,
идет сквозь чащу фонарей, деревьев.
а всем, там в одиночестве
свой хлеб жуют — вошло в привычку. Мука
сродни терпению,
пока хватило духу,
немая — только смелые из смелых
терн вынимают из венца.
Весна —
и долгий день холодный освещает
и губит первоцветы эфемерные.
В пределах года
Работающий двигатель и в спешке
слова прощанья, пара вялых фраз
о временах былых, о тех, кто пали
в пути, но живы — «потому что детство
бессмертно». Я не успеваю выйти,
как ты, рванув, уже берёшь вираж.
Тот предвечерний час, когда подростки
переговариваются под домом,
куда бы деть остаток воскресенья.
Мороженщик стаканчики накладывает,
педали вертит, дует в свой рожок.
Проглянув, солнце исчезает снова,
вновь сеет дождик, слышен запах пыли
припрыснутой, ещё сильнее запах
жасмина, нива зелена, как должно,
день в день, сегодня, в эту пору года.
Всё сходится — слагаемые, сумма,
до тысячной, а может, только кажется,
а может, просто в это верить хочется.
Свежие комментарии