На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

Танцы в XX веке

1900-е

Самые модные танцы

Матчиш

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1900_maxixe.jpg

Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обни­мались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огнен­ным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе. 

Это фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под на­званием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.

Явления хореографии

Предвестницы танца модерн (США)

https://artsy-media-uploads.s3.amazonaws.com/cTeoJt4xTk2NXPbqR49L3g%2Floie.jpg

Историю современного танца принято начинать с американского танца мо­дерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным ви­дом искусства, а танец — это не только шоу. Самая известная из них, Айсе­дора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответ­ствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его им­пульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фул­лер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хорео­графии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сце­но­гра­фии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где си­стематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее уче­ниц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а неко­торые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан, чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуально­сти и связях с немецкими шпионами.

ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:

Танец «Серпантин» Лои Фуллер, «Фимиам» Рут Сен-Дени, «Саломея» Мод Аллан.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, кото­рые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутен­тичную хореографию Дункан. Творчество других предве­стниц осталось в исто­рии — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хорео­графов и сегодня — например, отголоски визуальных экспе­риментов Лои Фуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.

Лои Фуллер исполняет танец «Серпантин». 1902 год

1910-е

Самые модные танцы

Танго

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1910_tango.jpg

Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».

Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.

Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 годФильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.

Явления хореографии

Экспрессионистский танец (Германия)

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1910-expressionist.jpg

Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модер­ном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художника­ми искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством. Композитор Эмиль Жак-Даль­кроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализиро­вал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бума­ге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его уче­ники, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.

ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс, Валеска Герт, Харальд Кройцберг и др.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:

«Танец ведьмы» Мэри Вигман, «Зеленый стол» Курта Йосса.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Творчество практически всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследования. Например, ученик Лабана Курт Йосс — один из создателей стиля танцтеатр, в котором смешива­ются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра — ученица Йосса, великая танцовщица и хореограф Пина Бауш, чья труппа существует до сих пор. 

1920-е

Самые модные танцы

Фокстрот

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1920_foxtrot.jpg

Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его приду­мал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согла­сно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Амери­ке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танце­ва­ли под регтайм (музыку афроамери­канцев из южных штатов и Среднего За­пада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индю­ка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).

В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длин­ных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэто­му фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step).

В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фок­строту в танцклассах в Берлине.

Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов

Явления хореографии

Танец модерн (США)

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1920_modern.jpg

Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танце­валь­­ный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и яв­лениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.

Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую ве­ли­кую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Дени­шоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успеш­но. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную тех­нику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), осво­бождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца мо­дерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — До­рис Хам­фри — разработала основанную на принципах гравитации и естествен­ной тяже­сти тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамф­ри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейд­ма­ном. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой ком­па­нии; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей воз­гла­вить в Нью-Йорке свою школу.

ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:

«Еретичка» и «Плач» Марты Грэм, «Трясуны» Дорис Хамфри, «Тренд» Хани Хольм, «Вспышки» Чарльза Вейдмана.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в американских ассоциациях по их наследию и в Бюро танцевальной нотации. А работы Марты Грэм до сих пор можно увидеть в исполнении ее труппы — Martha Graham Dance Company, — которая базируется в Нью-Йорке и в 2016 году отпраздновала 90-летие.

«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 год

1930-е

Самые модные танцы

Линди-хоп

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1930_lindy-hop.jpg

Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «кача­ние») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появи­лись благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачи­ва­ла» танцующих. Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема.

Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатиче­ские элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и тан­цовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые высту­­пали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отпра­вился путешествовать по миру.

Whitey’s Lindy Hoppers танцуют линди-хоп в фильме Джона Клейна «Держи удар». 1939 год

Явления хореографии

Неоклассический балет

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1930_neoclassic.jpg

Классический балет достиг своего апогея в постановке Мариуса Петипа «Спя­щая красавица» в 1890 году: создать что-то масштабнее и роскошнее было уже невозможно. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет (как в «Шопениане» 1907 года). Следующий шаг сделал Федор Лопухов со своей бессюжетной танцсимфонией «Величие мироздания». В этом спектакле участвовал молодой Георгий Балан­чивадзе. Через несколько лет он оказался на Западе, стал по совету Дягилева Баланчиным, а затем, в 1933 году, переехал в Америку, где и создал направле­ние, которое в итоге стали называть неоклассическим балетом. Впрочем, если почитать евро­пейских исследователей, то они называют отцом неоклассиче­ско­го балета другого эмигранта из Советской России — Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического балета, упрощали костюмы и декора­ции, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета, так что, пожалуй, не так важно, кто из них был первым, тем более что их карьеры на Западе развивались одновре­менно. Важно другое: неоклассический балет — одно из самых мощных направ­лений XX века. В этом стиле иногда ставили и Морис Бежар, и Ролан Пети, но по-настоящему серьезную роль в его продвижении в XXI веке сыграли Уиль­ям Форсайт и Уэйн Макгрегор.

ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Ролан Пети.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:

«Серенада» Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря, «Impressing the Czar» Форcайта.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

В репертуаре любого большого музыкального театра есть несколько работ неоклассического балета. В ближайшее время увидеть работу одного из рос­сийских неоклассиков, Алексея Ратманского, можно будет на гала-закрытиифестиваля «p0lgsnfOnIw. Diana Vishneva».

«Серенада» в исполнении New York City Ballet. Хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Чайковского

Хореографы-афроамериканцы (США)

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1930_black.jpg

Как и во всех остальных сферах американ­ской жизни, политика сегрегации дей­ствовала и в хореографии. До середины XX века встретить чернокожего артиста в серьезной балетной труппе было невозможно: считалось, что такие танцовщики могут развлекать публику степом или кекуоком, но пускать их в про­фессиональные труппы никто не решался. В американском классиче­ском балете первым солистом-афроамериканцем стал Артур Митчелл, который в 1955 году вошел в труппу New York City Ballet. Но, несмотря на статус солиста (именно для него Баланчин поставил дуэт в балете «Агон»), вплоть до 1965 года Митчелла никогда не ставили в состав, если спектакль должны были снимать для телевидения. В 1969 году Митчелл основал свою собствен­ную балетную труппу Dance Theatre of Harlem, которая вошла в историю как первая афроаме­риканская балетная труппа в мире.

В труппы современного танца афроамериканцев тоже не принимали. Здесь глав­­ным борцом за права чернокожих артистов стала американская тан­цов­щи­ца, актриса и антрополог Кэтрин Данэм. В 1930-е годы она создала Ballet Nègre (который позднее стал называться Katherine Dunham Company). В основе техни­ки Данэм лежит не только классический балет и танец модерн, но и дви­же­ния из народных карибских танцев. Данэм называли «королевой-матерью черного танца» и «Екатериной Великой танца», но, как бы уважительно ни от­носились к ней самой, участники ее труппы постоянно сталкивались с расиз­мом: напри­мер, их просили не входить через главный вход театра и не приез­жать на об­щем транспорте с другими артистами.

Еще один важный пункт в истории освобождения современного танца от ра­сизма — труппа Элвина Эйли. Ученик Лестера Хортона, одного из самых из­вестных хореографов танца модерн, Эйли рано стал солировать в его труппе, а в 22 года, после смерти Хортона, даже возглавил ее. Позже Эйли переехал из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк и в 1958 году создал там труппу Alvin Ailey American Dance Theater, куда принимали танцовщиков-афроамери­канцев. Правда, однажды в расизме обвинили самого Эйли: в его труппе не ока­залось ни одного белого танцовщика. Сейчас в труппу может попасть любой, пройдя прослушивание.

ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Кэтрин Данэм, Пёрл Праймус, Элвин Эйли, Талли Битти, Артур Митчелл.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:

«Откровения» и «Плач» Элвина Эйли, «Шторм» Кэтрин Данэм.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Dance Theatre of Harlem и труппа Элвина Эйли существуют в Нью-Йорке по сей день; кроме того, труппа Элвина Эйли несколько раз приезжала в Россию.

Кэтрин Данэм и ее труппа в Театре Кембридж в Лондоне. 1952 год

1940-е

Самые модные танцы

Самба

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/1940_samba.jpg

Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.

Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Афри­ки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западноафриканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии преврати­лись в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традицион­ного ритуала, в котором люди (главным образом женщины) впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процес­сиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздни­ков в Рио. Сорев­но­­ва­ния по этому танцу проходили на специальных самбадромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909–1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Брази­лию, а с 1939 года жила в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы с ее участием, такие как «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941) и «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны.

Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4   с шагами вперед-назад и свинго­выми, качающимися движениями.

Кармен Миранда исполняет песню «Кай-кай» в фильме Ирвинга Каммингса «Та ночь в Рио». 1941 год

Явления хореографии

Мерс Каннингем (США)

https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/413-dance-kjxdgnDFBLKflkgjklhj/danceimgs/kann.png

Мерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но ско­­рее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.

Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной администра­тивной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем поза­им­ствовал принцип слу­чай­ности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок пе­риодов в музыкальном произведении, а у Каннин­гема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип пол­ностью отвечал идее Каннингема о необхо­ди­мости разрушать привычные пат­терны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными техноло­гия­ми — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.

Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангарди­стами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценогра­фию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает дру­гой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.

Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и еди­номышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать вы­ставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:

Это «Тропический лес», «Случайная сюита». Вообще, многие постановки Каннингема носили абстрактные названия: «Неназванная работа», «Работа номер 5» и т. д. Также он известен своими балетами под общим названием «Event» («Event 1», «Event 2», «Event 3»): это нарезки из разных работ, приспособленные под определенные пространства. Если постановка не помещалась в театр или музей, куда приглашали Каннингема, он мог ее быстро видоизменить.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

После смерти Каннингема в 2009 году его труппа по завещанию должна была прекра­тить свое существование. Merce Cunningham Dance Company два года путе­шествовала по всему миру с прощальным турне (заехав даже в Россию, на Че­ховский фестиваль), после чего распалась. Но существует Merce Cunningham Trust, который сохраняет наследие хореографа. Бывшие артисты и репетиторы следят за тем, чтобы хореография Каннингема исполнялась гра­мотно, проводят занятия по его технике и преподают его постановки на фа­куль­тетах хореогра­фии по всей Америке. А также занимаются исследованиями и проводят конфе­рен­ции по творчеству Каннингема. Этой осенью в рамках фе­стиваля «p0lgsnfOnIw. Diana Vishneva» мастер-класс по технике Каннингема пройдетв Санкт-Петербурге.

«Пляжные птицы для видеокамеры» в исполнении Merce Cunningham Dance Company. Хореогра­фия Мерса Каннингема, музыка Джона Кейджа, видеоадаптация Эллиота Каплана. 1993 год

Источник

Продолжение следует

Картина дня

наверх