1900-е
Самые модные танцы
Матчиш
Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обнимались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огненным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе.
Это фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под названием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.
Явления хореографии
Предвестницы танца модерн (США)
Историю современного танца принято начинать с американского танца модерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным видом искусства, а танец — это не только шоу. Самая известная из них, Айседора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его импульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фуллер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хореографии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сценографии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где систематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее учениц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а некоторые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан, чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуальности и связях с немецкими шпионами.
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
Танец «Серпантин» Лои Фуллер, «Фимиам» Рут Сен-Дени, «Саломея» Мод Аллан.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, которые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутентичную хореографию Дункан. Творчество других предвестниц осталось в истории — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хореографов и сегодня — например, отголоски визуальных экспериментов Лои Фуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.
Лои Фуллер исполняет танец «Серпантин». 1902 год
1910-е
Самые модные танцы
Танго
Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».
Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.
Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 годФильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.
Явления хореографии
Экспрессионистский танец (Германия)
Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модерном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художниками искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством. Композитор Эмиль Жак-Далькроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализировал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бумаге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его ученики, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс, Валеска Герт, Харальд Кройцберг и др.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
«Танец ведьмы» Мэри Вигман, «Зеленый стол» Курта Йосса.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
Творчество практически всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследования. Например, ученик Лабана Курт Йосс — один из создателей стиля танцтеатр, в котором смешиваются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра — ученица Йосса, великая танцовщица и хореограф Пина Бауш, чья труппа существует до сих пор.
1920-е
Самые модные танцы
Фокстрот
Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его придумал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согласно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Америке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танцевали под регтайм (музыку афроамериканцев из южных штатов и Среднего Запада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индюка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).
В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длинных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэтому фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step).
В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фокстроту в танцклассах в Берлине.
Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов
Явления хореографии
Танец модерн (США)
Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танцевальный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и явлениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.
Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую великую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Денишоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успешно. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную технику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), освобождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца модерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — Дорис Хамфри — разработала основанную на принципах гравитации и естественной тяжести тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамфри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейдманом. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой компании; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей возглавить в Нью-Йорке свою школу.
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
«Еретичка» и «Плач» Марты Грэм, «Трясуны» Дорис Хамфри, «Тренд» Хани Хольм, «Вспышки» Чарльза Вейдмана.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в американских ассоциациях по их наследию и в Бюро танцевальной нотации. А работы Марты Грэм до сих пор можно увидеть в исполнении ее труппы — Martha Graham Dance Company, — которая базируется в Нью-Йорке и в 2016 году отпраздновала 90-летие.
«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 год
1930-е
Самые модные танцы
Линди-хоп
Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «качание») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появились благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачивала» танцующих. Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема.
Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатические элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и танцовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые выступали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отправился путешествовать по миру.
Whitey’s Lindy Hoppers танцуют линди-хоп в фильме Джона Клейна «Держи удар». 1939 год
Явления хореографии
Неоклассический балет
Классический балет достиг своего апогея в постановке Мариуса Петипа «Спящая красавица» в 1890 году: создать что-то масштабнее и роскошнее было уже невозможно. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет (как в «Шопениане» 1907 года). Следующий шаг сделал Федор Лопухов со своей бессюжетной танцсимфонией «Величие мироздания». В этом спектакле участвовал молодой Георгий Баланчивадзе. Через несколько лет он оказался на Западе, стал по совету Дягилева Баланчиным, а затем, в 1933 году, переехал в Америку, где и создал направление, которое в итоге стали называть неоклассическим балетом. Впрочем, если почитать европейских исследователей, то они называют отцом неоклассического балета другого эмигранта из Советской России — Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического балета, упрощали костюмы и декорации, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета, так что, пожалуй, не так важно, кто из них был первым, тем более что их карьеры на Западе развивались одновременно. Важно другое: неоклассический балет — одно из самых мощных направлений XX века. В этом стиле иногда ставили и Морис Бежар, и Ролан Пети, но по-настоящему серьезную роль в его продвижении в XXI веке сыграли Уильям Форсайт и Уэйн Макгрегор.
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Ролан Пети.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
«Серенада» Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря, «Impressing the Czar» Форcайта.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
В репертуаре любого большого музыкального театра есть несколько работ неоклассического балета. В ближайшее время увидеть работу одного из российских неоклассиков, Алексея Ратманского, можно будет на гала-закрытиифестиваля «p0lgsnfOnIw. Diana Vishneva».
«Серенада» в исполнении New York City Ballet. Хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Чайковского
Хореографы-афроамериканцы (США)
Как и во всех остальных сферах американской жизни, политика сегрегации действовала и в хореографии. До середины XX века встретить чернокожего артиста в серьезной балетной труппе было невозможно: считалось, что такие танцовщики могут развлекать публику степом или кекуоком, но пускать их в профессиональные труппы никто не решался. В американском классическом балете первым солистом-афроамериканцем стал Артур Митчелл, который в 1955 году вошел в труппу New York City Ballet. Но, несмотря на статус солиста (именно для него Баланчин поставил дуэт в балете «Агон»), вплоть до 1965 года Митчелла никогда не ставили в состав, если спектакль должны были снимать для телевидения. В 1969 году Митчелл основал свою собственную балетную труппу Dance Theatre of Harlem, которая вошла в историю как первая афроамериканская балетная труппа в мире.
В труппы современного танца афроамериканцев тоже не принимали. Здесь главным борцом за права чернокожих артистов стала американская танцовщица, актриса и антрополог Кэтрин Данэм. В 1930-е годы она создала Ballet Nègre (который позднее стал называться Katherine Dunham Company). В основе техники Данэм лежит не только классический балет и танец модерн, но и движения из народных карибских танцев. Данэм называли «королевой-матерью черного танца» и «Екатериной Великой танца», но, как бы уважительно ни относились к ней самой, участники ее труппы постоянно сталкивались с расизмом: например, их просили не входить через главный вход театра и не приезжать на общем транспорте с другими артистами.
Еще один важный пункт в истории освобождения современного танца от расизма — труппа Элвина Эйли. Ученик Лестера Хортона, одного из самых известных хореографов танца модерн, Эйли рано стал солировать в его труппе, а в 22 года, после смерти Хортона, даже возглавил ее. Позже Эйли переехал из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк и в 1958 году создал там труппу Alvin Ailey American Dance Theater, куда принимали танцовщиков-афроамериканцев. Правда, однажды в расизме обвинили самого Эйли: в его труппе не оказалось ни одного белого танцовщика. Сейчас в труппу может попасть любой, пройдя прослушивание.
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Кэтрин Данэм, Пёрл Праймус, Элвин Эйли, Талли Битти, Артур Митчелл.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
«Откровения» и «Плач» Элвина Эйли, «Шторм» Кэтрин Данэм.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
Dance Theatre of Harlem и труппа Элвина Эйли существуют в Нью-Йорке по сей день; кроме того, труппа Элвина Эйли несколько раз приезжала в Россию.
Кэтрин Данэм и ее труппа в Театре Кембридж в Лондоне. 1952 год
1940-е
Самые модные танцы
Самба
Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.
Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Африки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западноафриканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии превратились в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традиционного ритуала, в котором люди (главным образом женщины) впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процессиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздников в Рио. Соревнования по этому танцу проходили на специальных самбадромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909–1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Бразилию, а с 1939 года жила в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы с ее участием, такие как «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941) и «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны.
Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4 с шагами вперед-назад и свинговыми, качающимися движениями.
Кармен Миранда исполняет песню «Кай-кай» в фильме Ирвинга Каммингса «Та ночь в Рио». 1941 год
Явления хореографии
Мерс Каннингем (США)
Мерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но скорее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.
Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной административной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем позаимствовал принцип случайности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок периодов в музыкальном произведении, а у Каннингема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип полностью отвечал идее Каннингема о необходимости разрушать привычные паттерны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными технологиями — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.
Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангардистами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценографию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает другой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.
Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и единомышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать выставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАНОВКИ:
Это «Тропический лес», «Случайная сюита». Вообще, многие постановки Каннингема носили абстрактные названия: «Неназванная работа», «Работа номер 5» и т. д. Также он известен своими балетами под общим названием «Event» («Event 1», «Event 2», «Event 3»): это нарезки из разных работ, приспособленные под определенные пространства. Если постановка не помещалась в театр или музей, куда приглашали Каннингема, он мог ее быстро видоизменить.
МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:
После смерти Каннингема в 2009 году его труппа по завещанию должна была прекратить свое существование. Merce Cunningham Dance Company два года путешествовала по всему миру с прощальным турне (заехав даже в Россию, на Чеховский фестиваль), после чего распалась. Но существует Merce Cunningham Trust, который сохраняет наследие хореографа. Бывшие артисты и репетиторы следят за тем, чтобы хореография Каннингема исполнялась грамотно, проводят занятия по его технике и преподают его постановки на факультетах хореографии по всей Америке. А также занимаются исследованиями и проводят конференции по творчеству Каннингема. Этой осенью в рамках фестиваля «p0lgsnfOnIw. Diana Vishneva» мастер-класс по технике Каннингема пройдетв Санкт-Петербурге.
«Пляжные птицы для видеокамеры» в исполнении Merce Cunningham Dance Company. Хореография Мерса Каннингема, музыка Джона Кейджа, видеоадаптация Эллиота Каплана. 1993 год
Продолжение следует
Свежие комментарии