На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

День одного произведения. Опера Спендиарова «Алмаст»

http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s00/e0000636/pic/000021.jpg

АЛМАСТ — опера А. Спендиарова в 4 д., либретто С. Парнок по поэме О. Туманяна «Взятие Тмкаберда». Сочинение осталось незавершенным, редакцию и окончание осуществил М. Штейнберг. Премьеры первых постановок: Москва, 2-й Государственный театр оперы и балета, 23 июня 1930 г., под управлением Л. Штейнберга (на русском языке); Одесса, 26 декабря 1930 г. (на украинском языке); Тифлис (1932); Эривань (1933, на армянском языке); новой редакции М. Штейнберга (с дополнительными сценами во II и IV д.), с либретто в переработке Т. Ахумяна,— Москва, во время декады армянского искусства, 20 октября 1939 г., под управлением Г. Будагяна.

Спендиаров задумал оперу в расчете на то, что автор поэмы О. Туманян будет и либреттистом. Но события Первой мировой войны и Октябрьской революции разделили территориально композитора и поэта. Автором текста явилась С. Парнок. В отличие от поэмы Туманяна, центральный герой которой — патриот Татул, в либретто на первый план выдвинут образ предательницы Алмаст. Композитор надеялся преодолеть этот недостаток, создав несколько новых сцен, в которых выступает Татул. Однако смерть помешала осуществлению этого намерения. Тем не менее музыкальная драматургия в значительной мере выправляет сценарную.

Опера изображает один из трагических эпизодов борьбы армянского народа с иранскими поработителями в 1-й половине XV111 в. Властитель Персии, коварный Надир-шах, долго и напрасно осаждавший крепость Тмкаберд, охраняемую воинами князя Татула, решил захватить ее при помощи обмана. Он посылает своего ашуга к Алмаст, жене Татула, обещая ей свою руку и царский трон, если она откроет ворота крепости. Властолюбивая Алмаст предает свой народ: она опаивает воинов и открывает врагу ворота. В неравном бою погибают Татул и его соратники. Лишь немногим из них, в том числе молодому Рубену, удается спастись. Шах вступает в крепость. Однако предательницу ожидает не царский венец, а судьба рабыни и наложницы. Алмаст пытается убить шаха, но ее схватывают и казнят. Так должна была завершиться опера по плану композитора. Финал был дописан за него М. Штейнбергом и неоднократно изменялся. В одном из вариантов сюжета казнь Алмаст осуществляется по приказу Рубена, отряд которого наносит поражение Надир-шаху.

Музыкальная драматургия оперы строится на контрастном противопоставлении армянских и иранских тем. Здесь композитор опирается на принципы, выработанные Глинкой и Римским-Корсаковым (Жизнь за царя, Сказание о невидимом граде Китеже). Патриотическую идею воплощают образы Татула и армянских воинов. Их музыкальная характеристика ярко национальна, в ней использована ясная и светлая, мужественная и героическая или полная скорби и печали песенность. Образ сильного и жестокого врага ярко воссоздан в музыке, характеризующей Надир-шаха и его воинов; лесть и коварство — характерные черты сладкоречивого ашуга. Партии шаха и его приближенных — шейха и ашуга — изобилуют мелизмами. В душе Алмаст борются светлые и темные силы — любовь к Татулу и честолюбие, жажда власти. По мере того как героиня склоняется к измене, армянский мелос в ее партии уступает место иранскому.

Армянские и иранские темы проходят через всю партитуру, как в сольных партиях, так и в больших симфонических эпизодах, построенных на отголосках персидского марша и тем Татула. Выдающееся музыкально-драматургическое мастерство проявил Спендиаров в сцене пира (III д.), во время которого окончательно созревает роковое решение княгини. Смятение, страх, ужас и решимость ее пойти на преступление отчетливо выступают на фоне общего веселья. Финал акта Спендиаров строит как симфоническую пантомиму (вторжение иранских воинов под звуки грозного и торжествующего марша, гибель Татула).

Музыка «Алмаст» обладает выдающимися художественными достоинствами. Произведение это, явившееся одной из вершин армянской оперы, преемственно связано и с традициями русской классики.

Источник

Картина дня

наверх