На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 784 подписчика

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

Вперёд... к прошлому. Великая княгиня Елена Павловна

Детство принцессы Вюртембергской Фредерики Шарлотты Марии (1806-1873) вплоть до десятилетнего возраста протекало не слишком счастливо, и причиной тому были семейные неурядицы.

Дмитрий Левицкий. Детский портрет Елены Павловны

Зато когда семья переехала в Париж, девочка получила прекрасное образование в пансионе мадам Кампан.


В неполных шестнадцать она была удостоена чести избрания в супруги Великому князю Михаилу Павловичу, четвёртому сыну Императора Павла I. Решение об этом было принято вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, также принадлежавшей к Вюртембергскому дому. С принятием православия принцесса была наречена Еленой Павловной, ей был пожалован титул Великой княгини.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i62/62630.jpg

К.П. Брюллов, портрет Великой княгини Елены Павловны, 1829 г.

Она очень основательно подготовилась к поездке в Россию. Например, самостоятельно изучила русский язык настолько, что читала в подлиннике «Историю государства российского» Н. Карамзина. А это говорит не только о серьезной лингвистической практике, но и глубоком интересе к стране как таковой.

Портрет принцессы Шарлотты Вюртембергской, 1820-е годы

Появление юной красавицы в России вызвало настоящий фурор. Достаточно сказать, что в ответ на громогласное «ура!» казаков, посланных на границу для встречи невесты Великого князя, она ответила по-русски: «Спасибо, ребята».

По прибытии в Гатчину принцессе представили около 200 человек, и для придворного круга было удивительно, что эта шестнадцатилетняя барышня нашла предмет для беседы с каждым (неужели с каждым?!).

Felice Schiavoni. La granduchessa Elena Paulowna

В феврале 1824 года состоялось венчание, и Великая княгиня стала не только супругой Михаила Павловича.

Это был «неравный» брак, ибо жених уступал невесте в образовании и культуре, и его больше тянуло не к наукам и искусствам, а к занятиям военным делом в том виде, как это понимал его отец – император Павел I, то есть к строевой муштре. Тем не менее, Михаил Павлович вошёл в историю России, основав, будучи начальником всей русской артиллерии, в 1820 году Артиллерийское училище, впоследствии ставшее именоваться Михайловским.
 

Молодожёны получили воистину царский подарок – задуманный ещё в 1798 году Павлом
I и построенный в 1819-1825 годах архитектором Карлом Росси величественный Михайловский дворец в Петербурге. Благодаря своей молодой обаятельной хозяйке он уже вскоре становится центром притяжения культурной элиты Петербурга. Император Николай I называл Великую княгиню «ученым нашего семейства».

Энциклопедически образованная, одарённая тонким чутьём изящного, Елена Павловна особенно любила разговор с учёнейшими людьми и талантливейшими художниками своего времени… Вечера и обеды она давала не часто, но они были блестящими; приглашённые не всегда принадлежали к высшим слоям общества.

Среди выдающихся деятелей искусства и науки, в разное время общавшихся с великой княгиней и нередко получавших от неё поддержку своим начинаниям, можно назвать художника Карла Брюллова, написавшего портрет молодой Елены Павловны, композитора Антона Рубинштейна, основателя Пулковской обсерватории астронома Василия Струве, биолога и географа Карла Бэра, врача и учёного Николая Пирогова.

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией 
(Карл Брюллов, 1830)

Казалось бы, что Бог дал этой женщине всё необходимое для счастья: красоту, ум, дом – прекрасный дворец, восторг и почитание выдающихся людей своего времени, наконец, большую семью – мужа и пятерых дочерей.

Дочери Елены Павловны. Акварель В.И.Гау. 1838 год

Но счастье это длилось недолго: в 1832 году умерла годовалая дочь Александра, а в 1836 году скончалась двухлетняя Анна; в 1845 году умирает девятнадцатилетняя Елизавета, а ещё через год – старшая дочь Мария, которой был лишь 21 год. В 1849 году умер Михаил Павлович, и великая княгиня овдовела в возрасте 43 лет.

После этого Елена Павловна полностью посвятила себя общественной и благотворительной деятельности.

Своенравная, умная, гордая, блистательно образованная и при всем этом обладающая еще великолепным светским тактом и широтою сердца, Великая Княгиня Елена - или как ее полушутливо звали при дворе "Мадам Мишель" - никогда не боялась поступать так, как велело сердце и проницательный, острый ум: окружать себя друзьями, которые при Дворе были не очень удобны и вели себя не очень по-светски или читать запрещенные цензурою в России книги.. В числе ее друзей были поэт и дипломат Федор Тютчев, историк и писатель-правовед Юрий Самарин, Александр Иванов - художник и мистический философ.

Княгиня Елена не боялась ни осуждения света ни даже его непрятия. Она прослыла "отчаянной республиканкой", первой в России освободив крестьян своего имения Карловка в Полтавской губернии. Ее пугали бунтами, а она лишь лукаво прищуривалась и продолжала совершать неординарные поступки, следуя зову сердца. Защитой от нападений злоязычного света ей служило не только само ее высокое положение и уважение Царственной Семьи, но и неизменная, присущая только ей высота Духа, искренность Веры в то, что она делала, и огромная глубина ума, который почти всегда сопровождается мягкостью сердца и столь редким умением прощать!

http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2011/11/elena-pavlovna-1.jpg

Портрет Елены Павловны Романовой (художник В.И.Гау, 1837 год)

Елена Павловна испытывала – мало сказать, интерес – скорее, внутреннюю потребность в покровительстве талантам. А.Ф. Кони так описал эту черту характера благотворительницы: Ей «доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант».

Меценатствовала вовсю: посетив в Риме мастерскую художника А. Иванова, приняла на свой счет все издержки по отправке «Явления Христа народу» в Россию и к тому же заказала фотокопии картины.

Покровительствовала К.П. Брюллову, И.К. Айвазовскому, А. Рубинштейну.

Елена Павловна имеет непосредственное отношение к учреждению Русского музыкального общества. Финансируя проект по открытию начальных классов консерватории, она продала свои бриллианты.

В круг интересов Великой княгини входила деятельность университета, Академии Наук, Вольного Экономического общества.

А.С. Пушкин настолько доверял Елене Павловне, что передал копии запрещенных для чтения членам императорской фамилии «Записок Екатерины II». Этот факт можно найти в дневнике поэта: «8 января 1835 года. Великая княгиня взяла у меня «Записки Екатерины II» и сходит от них с ума». Александр Сергеевич посвятил ей восторженные строки:

Язык и ум теряя разом,

Гляжу на вас единым глазом:

Единый глаз в главе моей.

Когда б судьбы того хотели,

Когда б имел я сто очей,

То все бы сто на вас глядели.

Дружила Елена Павловна и с И.С. Тургеневым, который на смерть Великой княгини отозвался словами: «Вряд ли кто ее заменит».

Активно содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя.

А с епископом Порфирием Успенским и с архиепископом херсонским Иннокентием вела столь содержательные беседы на богословские темы, что последний, например, однажды засвидетельствовал, как был «удивлен и почти унижен» сознанием, что Великая княгиня, близко зная историю и основания православия, захватила его некоторыми вопросами врасплох и вынудила у него просьбу дать ему время справиться для категорического ответа».

Литография из собрания Н.В.Соловьева. Портрет Елены Павловны

На знаменитых «четвергах» Великой княгини в Михайловском дворце (1840-1873) обсуждались вопросы политики и культуры. И без них трудно было представить, в частности, проведение государственных реформ середины XIX века.

Впрочем, об этом лучше поговорить отдельно. Когда началась Крымская война, Елена Павловна занялась организацией медсестринской помощи раненым.

http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2011/11/elena-pavlovna-2.jpg

Великая княгиня Елена Павловна в числе сестёр милосердия, середина 1850-х годов

Эту войну великий русский хирург Пирогов назвал «травматической эпидемией». Желая отправиться на фронт, он подал прошение начальству, ответ на которое долго не получал. И тогда обратился к Великой княгине, которая тут же помогла решить дело, заодно обсудив оргвопросы по созданию военной общины сестер милосердия.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i62/62044_or.jpg

Император Николай I, к слову сказать, был против подобной идеи, считая недопустимым присутствие женщин на войне. И тем не менее, благотворительца добилась своего. Пятого ноября 1854 года Елена Павловна собственноручно приколола красный крест на андреевской ленте каждой из тридцати пяти сестер Крестовоздвиженской общины с надписями: «Возьмите иго мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя».

http://shkolazhizni.ru/img/content/i62/62045_or.jpg

Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия

На следующий день они уехали в Севастополь, а потом и другие группы сестер милосердия отправились, всего – 300 человек.

А в Михайловском дворце самоотверженная княгиня устроила склад медикаментов, там же – и пошивочную мастерскую для нужд сестер милосердия.

После окончания войны Елена Павловна не оставила предпринятого начинания, и даже организовала при Крестовоздвиженской общине амбулаторную лечебницу и бесплатную школу для 30 девочек.

Между прочим, именно по образу этой общины впоследствии и был создано сначала Российское общество Красного Креста, а затем и Международный Красный Крест.

Ведя хлопотную деятельность, эта удивительная женщина умела вовремя проявить внимание к любому человеку. Так, например, по возвращении в Петербург Пирогов – гордость отечественной медицины, – получил разнос от военного министра за нарушение формы одежды, и настолько обиделся, что собрался подать в отставку и уехать из России. И тут на выручку пришла Елена Павловна: пригласила к себе и, по его собственным словам, «возвратила бодрость духа».

А стойкость ее собственного духа просто поражает. Много горя пережила Елена Павловна: четверо из пятерых дочерей умерли, а в 1849 году она овдовела, и носила траур по супругу до самой смерти.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6621/86441892.3b3/0_ab9e2_460de832_orig.jpg

Умерла Елена Павловна 3 (15) января 1873 года. В том же году было принято решение реализовать один из её последних замыслов – построить в Петербурге институт усовершенствования врачей. Через двенадцать лет, в день тезоименитства великой княгини состоялось торжественное открытие и освещение Клинического института великой княгини Елены Павловны, попечительницей которого стала её дочь – великая княгиня Екатерина Михайловна. Ныне этот институт называется Санкт-Петербургской медицинской академией последипломного образования.

http://photos.wikimapia.org/p/00/01/58/05/86_big.jpg
 
Лишь недавно появился небольшой памятник великой княгине Елене Павловне, но самая великолепная память об этой женщине – это Михайловский дворец, где она была первой и многолетней хозяйкой, принимая виднейших деятелей науки и культуры тогдашней России. И после её смерти вот уже сто с лишним лет дворец является центром русской культуры – в нём находится Государственный Русский музей.

Пример ее жизни показывает, что Великая княгиня была великой не только по титулу, а по сути ее высокой души и высокого ума.

Поклонимся памяти.

Компоновка статей. Авторы:

Валентина Пономарева Источник

Владимир Агте, член Союза журналистов России Источник

И другие текстовые ресурсы интернета.

Картина дня

наверх