«Болеро»
Режиссер Иван Максимов. Россия, 1992. Музыка Морис Равель — «Болеро»
Свою первую картину, которую Максимов снимал еще на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а в 1992 году заново выпустил в студийном варианте, режиссер в предуведомлении иронически назвал «фильмом повышенной духовности». «Болеро» быстро прославился (фильм получил «Золотого медведя» на Берлинале и «Нику») и обозначил многое из того, за что все до сих пор ценят работы Максимова: его смешную и сентиментальную графику с не вполне антропоморфными, но очень изобретательно устроенными существами, любовь к необычным гэгам, которые тоже следуют из свойств этих существ, и безграничную музыкальность. Музыка и ритм в фильмах Максимова всегда важнее, чем сюжет.
Ну и раз уж речь зашла о «Болеро», нельзя не вспомнить очень смешной эстонский студенческий фильм «Завтрак на траве» (2011), события которого тоже развиваются в ритме равелевского хита. Чтобы по достоинству оценить этот сюжет из жизни алкоголиков, надо знать, что фильм студентов — оммаж их профессору Прийту Пярну, снявшему перед развалом СССР один из самых сильных и горьких фильмов о судьбе людей искусства в искореженном советском обществе. Фильм тоже назывался «Завтрак на траве» — и, конечно, подразумевал, в свою очередь, картину Клода Моне. Таким образом, через эти три картины мы видим постепенное падение уровня участников «завтрака».
«Турецкий марш» («Rondo alla turca»)
Режиссер Витольд Герш. Польша, 1993. Музыка Вольфганг Амадей Моцарт — Турецкий марш
На рубеже 1980–90-х годов на познаньском телевидении сняли большой проект «Польская анимация классической музыки» — всего 24 трех-пятиминутных мультфильма. Проект был явно малобюджетный, но для него коротенькие популярные пьесы снимали известные режиссеры. Один из самых симпатичных эпизодов — иллюстрация к бодрому Турецкому маршу, сделанная Витольдом Гершем яркой графикой на черном фоне. В проекте есть также несколько фильмов по «Кармен» (вернее, по «Кармен-сюите» Бизе–Щедрина): насмешливый эпизод про дворовых мальчишек Яцека Адамчака по куплетам тореадора, ряд романтических «сыпучих» эпизодов Александры Корейво. А еще вальсы Шопена, «Времена года» Вивальди, «Картинки с выставки» Мусоргского — музыкальный выбор в этом цикле совсем школьный. А анимационную иллюстрацию к бетховенской «Элизе» Яцек Каспржицкий неожиданно сделал на сюжет стихотворения о голубом шарике Булата Окуджавы Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой..
«Воображаемая опера» («Opéra imaginaire»)
Режиссеры Паскаль Рулен, Гийонн Леруа, Джимми Т. Мураками и др., 1993. Музыка Джузеппе Верди — ария «Noi siamo zingarelle» из оперы «Травиата», Жорж Бизе — ария «Au fond du temple saint» из оперы «Искатели жемчуга», и др.
Этот французский телевизионный проект делался явно с оглядкой на диснеевскую «Фантазию» и итальянское «Allegro non troppo» как музыкальная антология с комментариями-связками. Только на этот раз 12 анимационных фрагментов снимались по знаменитым ариям из опер — от «Кармен» Бизе до «Тоски» Пуччини. А комментатором был не живой актер, а нарисованный трехмерный компьютерный герой, напоминающий Паваротти. Для съемки пригласили режиссеров из разных стран, в том числе весьма знаменитых (например, Джимми Т. Мураками), все эпизоды были сделаны в разных манерах и разных техниках (компьютерные на сегодняшний взгляд уже не выдерживают критики). А самым популярным из них стал простодушный и смешной пластилиновый эпизод Гийонн Леруа, никак не соотносящийся с темой арии из «Травиаты» Верди, на которую он был сделан, — шествие кремовых человечков для украшения торта.
«Монах и рыбка» («Le Moine et le Poisson»)
Режиссер Михаэль Дюдок де Вит. Франция, 1994. Музыка Серж Бассе — по мотивам «La Folia» Арканджело Корелли
Слава пришла к голландцу Михаэлю Дюдок де Виту после того, как он снял в резиденции знаменитой французской студии «Фолимаж» фильм «Монах и рыбка», сразу получивший множество престижных призов, включая номинацию на «Оскар» (впрочем, следующий его фильм, «Отец и дочь», собравший урожай наград со всех мировых фестивалей, был еще успешнее). Фильм, нарисованный акварелью и тушью, полный воздуха, с дюдоковским ослепительным солнцем, резкими тенями и удивительным прыгающим движением героя, рассказывает историю о монахе, решившем поймать рыбку, с юмором и нежностью — как лирическое стихотворение о неуловимой мечте и духовном путешествии. Современная вариация композиции «La Folia» барочного автора Арканджело Корелли поддерживает это ощущение простоты и легкости, добавляя к нему флер старины.
«Севильский цирюльник»
Режиссер Наталья Дабижа. Россия, 1994. Музыка Джоаккино Россини — опера «Севильский цирюльник»
Анимационный телевизионный цикл «Operavox» был затеян на Би-би-си как международный образовательный проект. Он состоял из шести получасовых фильмов по классическим операм, все картины были сделаны разными режиссерами в разных техниках. Одной из самых популярных серий в цикле стал «Севильский цирюльник», снятый Натальей Дабижа на студии «Кристмас Филмз», которая в трудные 1990-е годы выжила главным образом благодаря участию в больших иностранных проектах. Дабижа остроумно использовала ход с театром, где закулисная машинерия разворачивается у нас на глазах и не очень понятно, какие события происходят в реальности, какие в театре, а какие нафантазированы. Все смешано и условно. А художница Нина Виноградова придумала чудесных кукол (причем обаятельный Фигаро был сделан явно похожим на Алексея Баталова).
Свежие комментарии