На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Вперёд... к прошлому. Сергей Есенин

http://cs9803.vk.me/u99240324/154392717/x_529c6027.jpg

Есенин Сергей Александрович (1895 - 1925)

Родился в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник "Больные думы" (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.

Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.
 
Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Думы печальные, думы глубокие,
Горькие думы, думы тяжелые,
Думы от счастия вечно далекие,
Спутники жизни моей невеселые!
 
Думы - родители звуков мучения,
Думы несчастные, думы холодные,
Думы - источники слез огорчения,
Вольные думы, думы свободные!
 
Что вы терзаете грудь истомленную,
Что заграждаете путь вы мне мой?
Что возбуждаете силу сломленную
Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?
 
Не поддержать вам костра догоревшего,
Искры потухшие... Поздно, бесплодные.
Не исцелить сердца вам наболевшего,
Думы больные, без жизни, холодные!

Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине ("Выткался на озере алый свет зари...", "Дымом половодье...", "Береза", "Весенний вечер", "Ночь", "Восход солнца", "Поет зима - аукает...", "Звезды", "Темна ноченька, не спится..." и др.).


С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил "свежие, чистые, голосистые", хотя и "многословные" стихи "талантливого крестьянского поэта-самородка", помог ему, познакомил с писателями и издателями.


Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
В начале 1916 года выходит первая книга "Радуница", в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво ("Микола", "Егорий", "Русь", "Марфа Посадница", "Ус", "Исус-младенец", "Голубень" и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

Ветхая избенка
Горя и забот,
Часто плачет вьюга
У твоих ворот.
 
Часто раздаются
За твоей стеной
Жалобы на бедность,
Песни звук глухой.
 
Все поют про горе,
Про тяжелый гнет,
Про нужду лихую
И голодный год.
 
Нет веселых песен
Во стенах твоих,
Потому что горе
Заглушает их.

Герой лирики Есенина молится "дымящей земле", "на алы зори", "на копны и стога", он поклоняется родине. Есенин позже признавался: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве".
В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: "задумчивая и нежная", смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая "праздники победные".

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
 
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
 
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
 
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
 
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

В стихотворении "Не в моего ты бога верила" (1916) поэт зовет Русь - "царевну сонную", находящуюся "на туманном берегу", к "веселой вере", которой теперь привержен он сам. В стихотворении "Тучи с ожереба .." (1916) поэт как будто предсказывает революцию - "преображение" России "через муки и крест" и гражданскую войну.

Россия, родина моя!
Ты как колдунья дали мерила,
И был как пасынок твой я.
Боец забыл отвагу смелую,
Пророк одрях и стал слепой.
О, дай мне руку охладелую —
Идти единою тропой.
Пойдем, пойдем, царевна сонная,
К веселой вере и одной,
Где светит радость испоконная
Неопалимой купиной.
Не клонь главы на грудь могутную
И не пугайся вещим сном.
О, будь мне матерью напутною
В моем паденье роковом.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.

На березке пообъедена кора,-
Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой,-
Ой, не любит черны косы домовой.

Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.

Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник "Голубень". В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - "Не бродить, не мять в кустах багряных" (1916), "Запели тесаные дроги" (1916).

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
 
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
 
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
 
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
 
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
 
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Но уже отчетливей проступают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут "люди в кандалах" ("В том краю, где желтая крапива" (1916), "Синее небо, цветная дуга" (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то "нежный отрок", "смиренный инок", то "грешник", "бродяга и вор", "разбойник с кистенем" и т.д. ("Наша вера не погасла" (1915), "Разбойник" (1915), "Устал я жить в родном краю" (1916).

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
 
Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
 
Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.
 
И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
 
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
 
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Эта же двойственность определяет и образ "нежного хулигана" в стихах Есенина периода "Москвы кабацкой" (1924).
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, "преображения" жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает "буйственную Русь" и славит "красное лето" ("Товарищ" (1917), "Певущий зов"(1917), "Отчарь" (1917), "Октоих" (1918), "Пришествие"(1918), "Преображение" (1918), "Инония" (1918), "Иорданская голубица" (1918).

Тучи - как озера,
Месяц - рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
 
Дрогнул лес зеленый,
Закипел родник.
Здравствуй, обновленный
Отчарь мой, мужик!
 
Голубые воды -
Твой покой и свет,
Гибельной свободы
В этом мире нет.
 
Пой, зови и требуй
Скрытые брега;
Не сорвется с неба
Звездная дуга!
 
Не обронит вечер
Красного ведра;
Могутные плечи -
Что гранит-гора.


Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник "Голубень", вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений "Преображение" (1918), "Сельский часослов" (1918). В 1919 году вышла книга "Ключи Марии", в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах.

О солнце, солнце,
Золотое, опущенное в мир ведро,
Зачерпни мою душу!
Вынь из кладезя мук
Страны моей.

Каждый день,
Ухватившись за цепь лучей твоих,
Карабкаюсь я в небо.
Каждый вечер
Срываюсь и падаю в пасть заката.

Тяжко и горько мне...
Кровью поют уста...
Снеги, белые снеги —
Покров моей родины —
Рвут на части.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживании, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение "Зеленая прическа" (1918). Оно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
 
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
 
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
 
И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
 
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
 
И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как "Серебристая дорога...", "Песни, песни, о чем вы кричите?", "Я покинул родимый дом...", "Закружилась листва золотая..." и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной ("Не жалею, не зову, не плачу..", "Отговорила роща золотая...", "Мы теперь уходим понемного..." и др.).

"Не жалею, не зову, не плачу..." (1922) - одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникнуто лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует "земными" образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века ("о моя утраченная свежесть") и типично есенинское, народно-человеческое "буйство глаз и половодье чувств". Содержание стихотворения и конкретно, и условно одновременно. Рядом с поэтическими деталями земного мира ("белых яблонь дым", "страна березового ситца", "весенней гулкой ранью") - образ мифологический, символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего живого.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину "родины любимой" во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это "Русь уходящая". Об этом свидетельствует его поэма "Сороко уст" (1920), сборники стихотворений "Трерядница" (1920), "Исповедь хулигана" (1921), "Стихи скандалиста" (1923), "Москва кабацкая" (1924), "Русь Советская" (1925), "Страна Советская" (1925), "Персидские мотивы" (1925).

Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
 
Быть поэтом - значит петь раздолье,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет - ему не больно,
У него одна и та же песня.
 
Канарейка с голоса чужого -
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
 
Магомет перехитрил в коране,
Запрещая крепкие напитки,
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.
 
И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Благою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.
 
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
"Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо".

Поэма "Анна Снегина" (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и "воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь".


http://esenin.niv.ru/images/people/dunkan_a_3.jpg

http://biographera.net/biographies/esenin/esenin3.gif

По Источнику

Картина дня

наверх