Марсель Марсо — сценический псевдоним французского мима, талантливейшего артиста, грустного клоуна Бипа и создателя знаменитой парижской школы пантомимы. Сцене он отдал без малого 60 лет жизни. И все эти годы отклики на его выступления сопровождались восторженными заголовками: «Поэт тишины», «Чародей молчания», «Он говорит языком сердца», «Браво, Бип!
», «Спасибо, Марсо!»...Зрительская аудитория Марсо исчислялась десятками миллионов. Ведь только в 1960-70-е годы он пять раз объехал все континенты и выступал перед публикой по 300 раз в году, после чего американские социологи объявили его «самым популярным французом», правительство Франции — «Национальным достоянием страны», а критики всего мира нарекли «Пьеро ХХ века».
И все же Марсо, бесспорно обладавшего всемирной известностью и признанием, никак нельзя назвать «популярным актером», «звездой» и прочее... Но не только потому, что в последнее время эти понятия скомпрометированы массовой культурой.
Марселя Марсо всегда отличало необычайно трепетное отношение к жизни, потому, наверное, его искусство и порождало в душах зрителей не фанатичную, а истинную любовь: он мог пробудить в каждом, кто бывал на его спектаклях, личностное начало, чувство собственного достоинства и способность к состраданию.
Марсель Манжель (Marcel Mangel) — это настоящее имя Марсо — родился 22 марта 1923 года в еврейской семье эмигрантов из Польши. Его мама, Ханся Верберг, была родом с Украины — её семья жила недалеко от Коломыи, точнее, в Яблуневе Ивано-Франковской области.
«Когда ей исполнилось восемь, семья переехала, и обосновались в Эльзасе, который тогда принадлежал Германии. Именно там мама повстречалась с моим отцом. А вот я уже родился в Страсбурге, когда тот опять стал французским.»
Со времён юности искусство мима ощущалось Марселем Марсо как выявление самых сущностных, но и потаённых устремлений человека.
«С помощью слов, — говорил он, — я не мог выразить тех внутренних, подчас неосознанных побуждений, которые постоянно руководят человеком. [...] Мне было тогда чуть больше двадцати, и меня одолевало беспокойство, свойственное этому возрасту. Ночами я часто бродил по улицам Парижа и думал о своем детстве, о людях, которых встречал каждый день, об „уличных героях“. Мне хотелось создать персонаж, в котором каждый человек мог бы узнать самого себя. [...] Вспомним о том, что театр слова существует века. Традиции устной и письменной речи передавались от поколения к поколению, сохранившись таким образом со времен античной драмы до наших дней. К сожалению, о пантомиме такого не скажешь. Все было утрачено. Язык пантомимы нужно было, если можно так выразиться, открывать заново». Herbert Jhering, Marcel Marceau M. Die Weltkunst der Pantomime. Berlin, 1956, S.12, 26
Еще в юности на долю артиста выпали тяжкие испытания. Когда фашисты оккупировали Северную Францию, отец Марселя был расстрелян как еврей. Сыновей, Марселя и Алена, удалось спасти. Они стали участниками движения Сопротивления. Вот тогда-то у будущего знаменитого мима еще вовсе не для сцены, а для жизни и появился псевдоним — Марсо, в честь революционного генерала Марсо-Дегравье.
Недавний выпускник художественного училища, он рисовал хлебные карточки для тех, кого укрывали от фашистского режима, как и его самого. Еще работал проводником, переправляя через Альпы небольшими группками еврейских детей в нейтральную и безопасную Швейцарию.
После окончания войны Марсо некоторое время работал в театре Шарля Дюллена и в театре Жана-Луи Барро, но мечтал о создании собственного. «Содружество мимов Марселя Марсо» родилось в сезоне 1946/47 года. Тогда же были сочинены первые сольные шедевры Марсо: «Бип на светском приеме» и философская пантомима «Юность, Зрелость, Старость, Смерть».
В этом же 1947 году Марсо создал сценический образ клоуна Бипа — клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе, принесший ему всемирную известность.
«Костюм своего героя Марсо нашёл сразу, с тех пор он уже не менялся: коротенькая серая курточка, надетая поверх полосатой майки, брюки не по росту, потрёпанный цилиндр с аккуратно воткнутой в него алой гвоздикой, которая при каждом шаге героя раскачивается на своём длинном стебельке. Лицо по традиции мимов густо забелено, нарисованный в виде ярко-красной черты рот, брови от удивления взлетели на середину лба, а под глазами чёрные штрихи — следы двух крупных „слезинок“.
Имя для своего героя Марсо позаимствовал у Диккенса, писателя, которым зачитывался в детстве. Пип из диккенсовских „Больших надежд“ долго оставался „самым любимым“, в честь него-то и окрестил Марсо своего „новорождённого“, изменив в имени лишь одну букву.
Впервые Бип предстал перед публикой 22 марта 1947 года, в тот день, когда Марсо исполнилось двадцать четыре года. Родился Бип в самом маленьком театре Парижа — „Театре де Пош“, зрительный зал которого вмещает от силы восемьдесят человек». Маркова Е. В., Современная зарубежная пантомима, М., «Искусство», 1985 г., с. 103
Творчество Марселя Марсо являло собой некий «камертон духовности», по которому люди настраивались, чтобы выжить, не потеряв себя, в «этом безумном, безумном, безумном мире». В его спектаклях жизнь представала, как минимум, в двух реальностях: такой, какая она есть, и такой, какой она могла бы быть, если бы человек не позволял себе утратить то, что есть в нем истинно человеческого.
Марсо прожил долгую жизнь, до конца своих дней он оставался в великолепной форме и активно выступал на сцене. Публика, побывшая на обоих выступлениях, не видела разницы между Марсо 1957 и 2007 года, как будто время не властно над артистом и его безмолвным искусством. О его личной жизни известно мало – лишь то, что он был женат дважды и имел четверых детей: двух сыновей и двух дочерей.
Умер Марсо на 85 году жизни 22 сентября 2007 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез. Во время прощания с великим мимом звучал концерт для фортепиано №21 Моцарта, который он часто использовал в своих выступлениях.
Свежие комментарии