Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи Каролингов можно разделить на 2 большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера. К 1-й группе относятся оклады богослужебных книг, переносные алтари, антепендиумы, реликварии, ситулы, литургические гребни и проч., ко 2-й — конная статуэтка Карла Великого, хрустальные шары-геммы, миниатюрная копия римской триумфальной арки. Над алтарями каролингских базилик часто помещались деревянные резные Распятия (не сохр.).
Обложка Евангелия из Лорша, слоновая кость
Ювелирная пластика Каролингов стояла на высоком уровне. Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Дошедшие до нас отдельные произведения безоговорочно могут быть причислены по своим художественным качествам к шедеврам.
Роскошные каролингские рукописи были предназначены для размещения на них сокровищ — натуральных окладов из драгоценного металла с драгоценными камнями вокруг центральных резных панелей из слоновой кости — иногда они были добавлены через некоторое время после того, как была выпущена сама рукопись.
Нижняя обложка, Евангелие Линдау
Только несколько таких обложек сохранились целыми, но многие из панелей из слоновой кости сохранились отдельно, где обложки были разбиты на части из-за их материалов. Сюжеты часто были повествовательными религиозными сценами в вертикальных срезах, в основном происходили из поздних античных картин и резных фигур, как и те, у которых были более иератические изображения, полученные из консульских диптихов и другого имперского искусства, такие как передняя и задняя обложки Евангелия из Лорша.
Важные каролингские примеры ювелирной работы работы включают верхнюю обложку евангелия Линдау; обложка Золотого Кодекса св. Эммерама, которая может быть точно датирована 870 годом, вероятно, является продуктом той же мастерской, хотя существуют различия в стиле. Этот образец связан с императором Священной Римской империи Карлом II Лысым, и его часто называемой «Дворцовой школой». Ее местоположение (если оно было фиксированное) остается неопределенным и много обсуждается, но аббатство Сент-Дени за пределами Парижа является одним из главных кандидатов.
Больше всего сохранилось окладов из слоновой кости (их около 180). Стилистически они связаны с произведениями книжной миниатюры, вышедшими из разных скрипториев. Так, композиции придворной школы восходят к античным и раннехристианским консульским диптихам (оклад Евангелия из Лорша с изображением воскресшего Иисуса Христа, попирающего льва и змия, с предстоящими ангелами; Ватиканская б-ка (Vat. Palat. lat. 50), ок. 830).
Оклад Золотого Кодекса св. Эммерама
Часть окладов придворной школы восходит к повествовательным сценам в римском историческом рельефе-панно (напр., оклад Псалтири Дагульфа с 4 сценами из жизни прор. Давида и блж. Иеронима Стридонского; Лувр, ок. 795). Дж. Бекуит (Beckwith. 1974) сравнивает оба типа окладов с рельефами трона еп. Максимиана из Равенны (Архиепископский музей в Равенне, сер. VI в.). Для произведений реймсской школы были характерны многофигурные композиции со сценами, размещенными в гористом пейзаже, наподобие миниатюр из Утрехтской Псалтири, которые восходят в свою очередь через посредство раннехристианских рукописей к аналогичным пейзажам в римской монументальной живописи (оклад с Распятием (ок. 870), позднее украсил «Книгу перикопов» германского императора Генриха II; Monac. Clm 4452). К кон. IX в. относятся оклады работы мастера Туотилона из Санкт-Галлена, в которых наряду с фигуративными композициями широко используются орнаменты римского типа в виде завитков аканфа (оклад со сценами из Жития св. Галла, орнаментальный диптих; сокровищница монастыря Санкт-Галлен, ок. 900). Встречаются и золотые рельефные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями (оклад «Золотого кодекса» из аббатства Санкт-Эммерам в Регенсбурге; Monac. Clm. 14000, ок. 870).
Киворий Арнульфа (миниатюрный архитектурный киворий, а не сосуд), принадлежавший королю Арнульфу Каринтийскому (сокровищница Мюнхенской резиденции, 870-890), является третьей крупной работой в группе; все три имеют мелкие фигуры рельефа в золоте. Несколько проще устроен переносной алтарь из Фульды (порфировая плита, обрамленная серебряным листом с чеканкой; Музей Клюни, Париж, 70-е гг. IX в.).
Рама античного змеевидного блюда в Лувре
Другая работа, связанная с мастерской, — это рама античного змеевидного блюда в Лувре. Недавние исследователи склонны группировать Евангелия Линдау и Киворий Арнульфа в более тесном отношении друг к другу, чем к Золотому Кодексу.
Карл Великий возродил крупномасштабное бронзовое литье, когда он создал литейный завод в Аахене, который создал двери для его дворцовой часовни, в подражание римским узорам. Часовня также имела распятие в натуральную величину, с фигурой Христа в золоте, первой известной работой этого типа, которая должна была стать столь важной чертой средневекового церковного искусства. Вероятно, деревянная фигура была механически позолочена, как и Оттоновская Золотая Мадонна из Эссена.
Одним из лучших примеров работы каролингских ювелиров является Золотой алтарь (824-859) в базилике Сант-Амброджио в Милане. Четыре стороны алтаря украшены изображениями в золоте и серебре, обрамленные по границам филигранью, драгоценными камнями и эмалью.
Золотой алтарь (824-859) в базилике Сант-Амброджио в Милане
Передняя стенка алтаря сделана целиком из золота, за исключением узкой ленты внизу и акантового бордюра наверху. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото», использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого. Рельефы, изображающие отдельные фигуры или целые сцены (евангельские сюжеты, эпизоды из жизни св. Амвросия и т. п.), исполнены очень тонко, пропорции фигур разнообразны, однако во всех случаях масштабные отношения фигур и орнамента к размерам панелей выдержаны очень точно. Графическая четкость рисунка и присущая искусству того времени любовь к драгоценным материалам выступают здесь с большой наглядностью.
Кристалл Лотаря середины 9-го века является одним из крупнейших в группе около 20 гравированных кусков горного хрусталя, которые сохранились; он показывает большое количество фигур в нескольких сценах, показывающих необычный сюжет из истории Сюзанны.
Кристалл Лотаря
Наряду с рельефами каролингские мастера 9 и 10 вв. умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами. Знаменита статуя-реликварий фигура св. Веры в Конке (конец 10 в.).
Статуя св. Веры во славе. Конец 10 в. Конке
При ее изготовлении использовались в т. ч. монтированные на деревянное основание фрагменты золотой статуи императора Диоклетиана, античные геммы и камеи. Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.
Конная статуэтка Карла Великого. Бронза. Из Меца. Каролингский период. Париж, Лувр
Что касается литья из бронзы, то, судя по единичным дошедшим до нас произведениям, оно стояло в каролингский период на высоком уровне. Об этом свидетельствует главным образом происходящая из собора в Меце конная статуэтка, которая по традиции считается изображением Карла Великого.
Свежие комментарии