В те темные, совершенно фантастические времена, затерянные в ворохе истории и щедро сдобренные фантазией режиссеров и сценаристов франшизы «Пираты Карибского моря», в морях северных тоже процветало каперство. Вы страшно удивитесь, когда узнаете, что среди знаменитых морских разбойников, наводивших кромешный ужас на шведские и польские торговые суда, особую лихую славу имел поданный русского царя – датчанин по происхождению, Карстен Роде. Этот человек получил «Фартовую грамоту» — фактическое разрешение на пиратство из рук самого Ивана Грозного и творил морской разбой, прикрываясь официальным документом. Но давайте по порядку…
Поле морского боя
Карта действий Карстена Роде
Даже сегодня на распределении дачных участков происходят междоусобные войны – люди сражаются за обладание прибрежной полоской земли у реки, озера, а то и местного пруда. Что же говорить о средневековых распрях между княжествами и царствами за выход к Балтике?!
«Морской бой», Dutch School, XVII век
В 16-м веке морские бои в Северной Европе не прекращались вообще, а противоборствующие стороны использовали все свое изощренное коварство, чтобы нанести хоть какой-то урон противникам. Удар по торговому судну – удар по экономике. А ослабленная экономика обозначает прорехи в обороноспособности.
Государства Балтики нередко прибегали к услугам морских разбойников. Удивительно то, что эта деятельность считалась официальной государственной службой.
Порт Нарва
«Взятие Нарвы Иваном Грозным». Б. Чориков, 1836 год
Порт Нарва для Ивана Грозного был важен стратегически, экономически и политически. С помощью Нарвы царь мог торговать с Западными землями в обход Ганзейского союза. В 1558 году в одной из первых операций Ливонской войны русское войско взяло крепость. Легкой победе во многом способствовал пожар, вспыхнувший в городе, однако, история не знает сослагательного наклонения, поэтому будем считать, что Россия по праву завоевателя получила выгодную морскую гавань. В Нарву были направлены лучшие инженерные и строительные умы, и вскоре новый русский порт имел флотилию из 17 торговых кораблей. И вот тут-то начинается самое интересное. Потому что, как водится, в дело вступили пираты.
Без пиратов тут никак
Дело в том, «что русскому хорошо, то немцу смерть». И хоть трактовка этой пословицы появилась у Даля только в 19-м веке, сермяжная правда, в ней содержащаяся, была актуальна и триста лет назад. Швеция и Польша не могли воспринимать без боли русскую аннексию важнейшего форпоста, поэтому решительно направили на торговые суда, следующие в Нарву, весь свой пиратский арсенал.
Русское царство до сих пор с пиратами дела не имело. Однако необходимо было что-то предпринимать. Обратившись за советом к зарубежному коллеге, а именно датскому королю Фредерику II, Грозный получил в рекомендательное пользование бородатого молодца, бывшего купца, а ныне отчаянного морехода Карстена Роде. Так началась история русских «Пиратов Балтийского моря».
Карстен-брадобрей
До службы у русского царя Роде топил шведские суда во славу Датской короны. При этом Карстен Роде был человеком крайне набожным и богобоязненным. Богохульника и пустобреха он мог запросто выкинуть «в набежавшую волну», чтобы не навлечь на корабль Гнев Божий.
Интересный факт – Роде был крайне требователен к собственному образу – в команде его пиратского судна состоял на службе брадобрей-цирюльник.
В Гамбурге и Киле пират был приговорен к смерти, но в Гамбург и Киль он вовсе не собирался. Командированный в Россию специалист широкого профиля отправился прямиком в Александровскую слободу.
В 1570 году Роде получил из рук царя «Фартовую грамоту», в которой, в частности, ему предписывалось: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять…».
Далее каперу предписывалось продавать трофеи в русских портах и отдавать, во-первых, десятину с добычи, во-вторых, сдавать по лучшей пушке с корабля и, в-третьих, приводить в Нарву каждый третий захваченный корабль. Пленных надлежало беречь, а по прибытии в порт обменивать за выкуп или сдавать приказным людям. Кстати, экипажу доля от добычи не полагалась – пиратам выплачивалось жалование – 6 талеров месяц.
Гроза морей
Карстен Роде на плоскодонном парусном пинке рьяно взялся за службу русскому царю. За 1570 год пират создал собственную эскадру, состоявшую из шести судов, вооруженных пушками и укомплектованных отменными пиратами. Среди мореходов были не только датчане и норвежцы, но и архангельские поморы и пушкари Пушкарского приказа.
Пиратская армада базировалась в Ревеле, но нередко пользовалась портом Нарвой. Наезжал Роде и в родную Данию. Там, в нарушение договора с Иваном Грозным, капер сбывал огромную часть добычи, обходя обещанную русскому царю десятину.
Закат балтийского пирата
В конце 1570 года Дания и Швеция начали мирные переговоры. Бесчинствующий на Балтике и не приносящий выгоды ни русской, ни датской стороне Карстен Роде оказался не выгоден. Более того, пиратская деятельность его эскадры совершенно подорвала торговую деятельность в Балтийском море и лишила Данию положенных пошлин. С разбушевавшимся и неуправляемым капитаном надо было что-то делать…
Датские власти предпочли избавиться от опасной персоны. В октябре 1570 года Карстен Роде был арестован прямо в одной из копенгагенских таверн. Имущество было конфисковано, а люди распущены.
Под арестом Роде провел около двух лет. Впрочем, условия его содержания были не слишком тяжелыми. Более того, в 1573 г. Фредерик II лично посетил Роде, после чего распорядился перевести его в Копенгаген. Здесь Роде жил хоть и под надзором властей, но на частной квартире. Королевские дворы Стокгольма и Варшавы, а также магистраты нескольких ганзейских городов безуспешно добивались его казни либо выдачи, однако Фредерик II оставался глух к этим просьбам.
Грозный отреагировал на арест своего капера довольно вяло, в письме датскому королю он как бы удивлялся:
«Лет пять или более послали мы на море Карстена Роде на кораблях с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил… 22 корабля поимал, да и приехал к Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком согласие, от свейских людей убежал в Копногов. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…».
Ответа Грозный не получил. Есть доказательства, что Иван Грозный предложил перевести Роде в Россию, однако этого не произошло. Известно так же, что пирата Балтийского моря содержали в датском замке Галль или Морицбург в отдельной богато обставленной комнате. Но отношений с внешним миром капер не имел.
Следы первого русского морского капитана затерялись в прошлом, и ни в одном из документов тех лет больше не встречается имя бывшего «хозяина Балтики». Скорее всего, он просто тихо умер в своей постели, на берегу. Но не всем хочется верить в столь обыденную смерть знаменитого капитана, которому, разумеется, больше подобало бы закончить жизнь на палубе тонущего корабля. Он ведь был еще довольно молодым и полным сил мужчиной в возрасте примерно 35 лет. Некоторые исследователи предполагают, что ему удалось откупиться от правосудия (Фредерик II якобы предложил ему свободу в обмен на «компенсацию» казне размером в 1000 талеров) либо бежать из-под ареста, чтобы вновь выйти на морскую охоту – уже в других водах. Другие не исключают возможности того, что он был принят на королевскую службу и под другим именем участвовал в экспедициях в Вест-Индию и Африку, которые как раз в это время были организованы Данией.
Документальных подтверждений об обстоятельствах кончины первого русского пирата не сохранилось, что дало возможность писателям выдвинуть несколько фантастических версий. Так, в романе Виталия Гладких «Подвеска пирата» Карстен Роде становится одним из пиратов легендарного Дрейка.
Свежие комментарии