На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Памятник Т. Г. Шевченко в Харькове

Прогуливаясь по улице Сумской, вдоль сада им. Т. Г. Шевченко невозможно обойти вниманием один из самых величественных, монументальных и привлекающих взор памятников, посвященных Кобзарю.

Еще в 1929 году городские власти Харькова утвердили постановление о воздвижении памятника великому украинскому литератору и художнику. Однако, лишь спустя пять лет проект памятника был утвержден. На ноябрьском обзоре проектов 1933 года лучшим признали работу скульптора Матвея Манизера.

Долгие шесть лет Манизер трудился над бронзовым Т. Г. Шевченко и статуями всего монументального ансамбля. Автор трактовал Шевченко как образ поэта-революционера с бунтарской душой, низвергающего тяжелым жестом царскую власть, со всеми ее бедами. Динамическая фигура Кобзаря, исполненная внутренней напряженностью, иллюстрирует полноту, целенаправленность и решительность борьбы за волю народную, что, собственно говоря, обуславливалось советской интерпретацией образа Тараса Шевченко как революционера пера и борца за интересы трудящегося народа.

Открытие памятника Т. Шевченка в Харькове, 24 марта 1935

Открытие многолетней работы М. Манизера состоялось 24 марта 1935 года. Нарком образования УССР В. П. Затонский в половине третьего дня торжественно перерезал ленту, после чего грянул салют и хор в 700 голосов прочитал «Заповiт» Т. Г. Шевченко. Множество легенд и мифов окутывают этот монумент.

По замыслу М. Манизера гигантских размеров статуя Тараса Григорьевича, стоящая на девятиметровом каменном постаменте, символизировала величие борьбы за свободу и справедливость в годы гнетущей атмосферы российского самодержавия. Его поступь тверда, могуча, наполнена таинственной жизненной энергией, исходящей от массивной фигуры Кобзаря. Такого эффекта автор достиг благодаря реалистичности и детализации композиций.

Детализация прослеживается в разработке лица писателя, однако это делалось не только с целью подчеркнуть портретную схожесть, но и для того чтобы раскрыть переживания изображаемой личности, проявления нерушимости и колоссальной воли шевченковского духа.

В связи с этим взгляд Тараса Григорьевича настолько обременен суровостью и гневной думой, о чем свидетельствует и крепко сжатый кулак писателя – символ гнева и готовности ответить обидчикам.

Вглядываясь в черты, изображенные Манизером, чувствуется проникновенность сознания человеческого достоинства и безжалостной борьбы за него. Изображенный в национальной одежде и сюртуке середины XIX века Шевченко, по замыслу автора, становится олицетворением тяжелого времени для народа и героев, которые наполняли его творческое наследие.

Фигуры, которые окружают пьедестал, — вдвое меньше по высоте, чем статуя Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи. По замыслу скульптора, осуществлять обзор фигур нужно в последовательности композиционной спирали, начиная от фигуры «Катерина» и двигаясь против часовой стрелки.

Среди статуй монументального ансамбля, связанных идейно общим замыслом отображения воспетой Кобзарем борьбы народа за свою волю, можно выделить отдельные фигуры и композиции:

  • скульптура «Катерина» — статуя крепостной с грудным ребенком на руках, известная под названием «Катерина», воспетая Т. Г. Шевченко в одноименной поэме; воплощение образа женщины-матери под бременем одиночества и кручины;
  • 1- а композиция («Умирающий гайдамак. Гайдамак с косой. Рвущий путы.») — все три фигуры связаны как идейно, так и сюжетно — за общей привязкой композиции к поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» о событиях колеевщины кроется жизнеутверждающее убеждение в несокрушимости народного духа и вера в его победу;
  • скульптура «Связанный запорожец» — одна из статуй, которые передабт патриотичный, многогранный характер героя, воплощает народную силу и величие, скорбь и боль;
  • 2- а композиция («Женщина-крестьянка. Несущий жернова. Солдат-рекрут.») — в образах представителей разных прослоек трудовой народ воплощает идею страданий украинцев из-за царизма;

  • 3- я композиция («Рабочий с преклоненным флагом. Студент. Рабочий с винтовкой. Матрос. Красноармеец.») — 3- статуи композиции изображают образы восставшего народа во время социальных катаклизмов первых десятилетий ХХ столетие.
  • 4- а композиция («Крестьянин. Шахтер. Женщина с книгой») — фигуры этой последней группы, по замыслу автора, должны были передавать те изменения, которые произошли в советском обществе.

Автор монумента достиг пластического единства, гармонии, согласованности всех его групп и фигур. Им присущи классические пропорции, тщательная продуманность поз и жестов, которые отображают особенности характеров и вместе с тем оказывают содействие раскрытию единства композиционного замысла. Многофигурная композиция выдержана в эпически спокойном, но приподнятом ритме. Материал статуй — тёмная бронза на фоне постамента из отполированного до зеркального блеска лабрадорита предоставляет памятнику еще большей торжественности, выразительности и величия.

Для того чтобы достичь максимальной реалистичности в изображении исторических композиций Манизеру пришлось прибегнуть к помощи актеров харьковского театра «Березиль», в частности

  • Наталия Ужвий — «Катерина».
  • Сусанна Коваль — молодая крестьянка.
  • Амвросий Бучма — повстанец времен Колиивщины и крестьянин с жерновами на плечах.
  • Иван Марьяненко — старый запорожский казак — связанный, но не покоренный.
  • Лесь Сердюк — молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками.
  • Ростислав Ивицкий — красноармеец.

Существует мнение, что сломанный штык красноармейца был отстрелен пьяным немецким солдатом, который выходя поздней ночью из трактира напротив памятника, уличил в статуе врага и незамедлительно среагировал, нанеся тем самым ущерб композиции.

Также одна из любимых легенд горожан заключена вокруг сурового взгляда Кобзаря, который настолько давит, что его невозможно вынести. К тому же многие люди на удачу потирают палец ноги умирающего гайдамака. Народ старается :) А еще многие ищут колесо, спрятанное за скульптурами. По примете если найдешь колесо, то останешься в Харькове навсегда ...

Фрагменты скульптурной композиции памятника Т.Г.Шевченко. Заметно колесо от трактора, органично вписанное в композицию.
Студент и колесо трактора Koleso3.jpg

Koleso2.jpg

Оставаясь по сей день символом борьбы и непоколебимости воли памятник Т. Г. Шевченко является местом многочисленных собраний молодежи, правых и левых политических сил, а также достойным символом, подчеркивающим уникальность города Харькова.

Фрагменты скульптурной композиции памятника Т.Г.Шевченко.
Красноармеец Харьков Сумская.JPG Koleso3.jpg Пам.Шевченко Замученный невольник.JPG Пам.Шевченко Колхозник крупно.JPG
Красноармеец. Крестьянин. Шахтер. Женщина с книгой Связанный запорожец Колхозник
Пам.Шевченко Москаль.JPG Пам.Шевченко Мельник.JPG Пам.Шевченко Знаменосец спереди.JPG Пам.Шевченко Красногвардеец крупно.JPG
Солдат-рекрут Несущий жернова Рабочий с преклоненным флагом Рабочий с винтовкой

Источник - инет.

Картина дня

наверх