На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Животные в русских суевериях

https://www.culture.ru/storage/images/6fde3e0e8b8d907c8adfb4082c69fc6a/40e04329ad85a9cc8a8704945c9d9254.jpg/g_center,c_fill/07.webp

Еще 100 лет назад крестьяне делили всех живых существ на «чистых» и «нечистых», могли объяснить, почему дрожат листья у осины и как научиться понимать язык трав с помощью змеи.

Животные обладают свойствами, недоступными человеку: умеют летать, дышать под водой, жить под землей и на деревьях. В представлении древних людей это связывало птиц, зверей, рыб, рептилий и насекомых с обитателями иных миров. Они могли попасть туда, куда живому человеку путь закрыт: на небо к Богу, под землю к душам умерших или в страну вечного лета Ирий — в языческий рай.

Медведь

https://www.culture.ru/storage/images/6fde3e0e8b8d907c8adfb4082c69fc6a/1fab07b166f1a4e0446ddafc956d8891.jpg/g_center,c_fill/08.webp

Медведь считался хозяином леса, священным животным, «лесным архимандритом». Поверья гласили, что в медведя могли превращаться колдуны и оборотни, а если снять с медведя шкуру, он будет выглядеть как человек. Лесной хозяин символизировал плодовитость, отсюда пошел обычай переодевать одного из гостей на свадьбе в медведя. Медвежьи челюсти, когти и шерсть считались сильными оберегами.

Люди испытывали перед этим зверем такой трепет, что не называли его по имени, а лишь иносказательно. Слово «медведь», то есть «поедатель меда», было таким же описательным прозвищем, как «косолапый», «топтыгин», «хозяин». Сегодня доподлинно неизвестно, как называлось это животное на праславянском языке.

Лингвист Лев Успенский предположил, что от того самого, первоначального имени произошло слово «мишка». Оно родственно болгарскому «мечка» и литовскому «мешка», которое, в свою очередь, образовалось от «мишкас», что значит «лес».

Волк

https://www.culture.ru/storage/images/6fde3e0e8b8d907c8adfb4082c69fc6a/08ceabb6529a840d96f2f94b7b80df48.jpg/g_center,c_fill/09.webp

Имя волка так же, как медвежье, старались лишний раз не упоминать: «Про волка речь, а он навстречь». Этот хищник считался обитателем одновременно человеческого мира и царства мертвых. Люди верили, что, подобно нечисти, волки боятся колокольного звона. Бубенцами, прикрепленными к упряжи, отпугивали этих зверей с дороги.

Волк воспринимался как чужой на этом свете. В свадебном обряде волком могли называть жениха, прибывшего издалека, или его сватов. В севернорусской традиции «волками серыми» невеста называла братьев жениха, в то же время семья жениха называла волчицей саму невесту, подчеркивая, что она пока чужая.

Серый волк из русских волшебных сказок, помогающий Ивану-царевичу, обладал магической силой, был посредником между живыми и духами. Но в древних «охотничьих» текстах волк представлялся наивным и бестолковым. По мнению исследователей, так подчеркивалось, насколько человек хитрее зверя, — важно было показать самых страшных лесных хищников в комическом виде. Более поздние сказки о животных родились, когда люди уже перестали обожествлять окружающий мир: волк и медведь оказались всего лишь удобными фигурами, за которыми прятались человеческие пороки.

Птицы

https://www.culture.ru/storage/images/6fde3e0e8b8d907c8adfb4082c69fc6a/50b0d883315c305f4772f68ef4d29beb.jpg/g_center,c_fill/010.webp

Птицы были напрямую связаны с небесным миром. На Юге России бытовала традиция кормить пернатых на 40-й день после смерти родственника: в таком облике дом должна была навестить душа покойного. При этом, как считали предки, далеко не все птицы были «божьими», «чистыми» созданиями. Хищные птицы, а также вороны символизировали смерть, их называли «дьявольскими». Воробьев называли воришками и вредителями, потому что они поедали ячмень на полях. Кукушка казалась славянам воплощением одиночества, несчастливой доли. Отсюда переносное значение слова «куковать» — «бедствовать, жить в одиночестве».

Главным «праведником» среди пернатых был голубь. Божьим помощником он стал считаться под влиянием христианства, где голубь — одно из воплощений Святого Духа. Лебедь и аист символизировали любовь и счастливый брак. В разных регионах они играли схожую роль: на юге почитали аистов, на севере — лебедей. Божьими птицами считались также ласточка и жаворонок — вестники весны, «отмыкающие золотым ключом лето».

Змея

https://www.culture.ru/storage/images/6fde3e0e8b8d907c8adfb4082c69fc6a/96933e68925559df44ff51114b2c2603.jpg/g_center,c_fill/011.webp

Змея — одно из самых таинственных животных мирового фольклора. Она прямая «родственница» мифологического змея, утягивающего людей в подземное царство. Змея воспринималась «нечистой», но мудрой. Ее стихией были одновременно вода и огонь. Славяне верили, что змея произошла от дьявола и за ее убийство Бог прощает 40 грехов. Но во многих домах почитали змею-хранительницу, покровительницу хозяйства. Эта роль отводилась домашнему ужу, живущему в хлеву, поле или на винограднике.

Наши предки считали, что змея охраняет клады и может указать человеку, где спрятано богатство. Говорили также, что тот, кто отведает ее мясо, станет всевидящим или, по другой версии, начнет понимать язык животных и растений.

12 июня, День святого Исаакия, русские почитали как «змеиную свадьбу» и старались не ходить в лес. Опасным был и канун Ивана Купалы, когда змеи собирались вместе под предводительством змеиного царя. На Воздвиженье, 27 сентября, «ползучие гады» уходили в норы. Считалось, что они, как и птицы, проводят зиму в мифическом Ирии — теплом краю, который считался загробным миром в дохристианских верованиях.

Ласка и кот

https://www.culture.ru/storage/images/6fde3e0e8b8d907c8adfb4082c69fc6a/06dc360a844b470f722f3a294be11b1b.jpg/g_center,c_fill/bukuros-ekaterina.-semya-fragment-.-2016.-chastnoe-sobranie.webp

В старину ласка была любимым домашним питомцем — покровителем дома и семьи. Этот зверек сочетал мифологические качества всех куньих и вообще пушных зверей: был мудрым, как выдра, добрым, как бобр, хитрым, как лиса. Позже некоторые из этих качеств стали приписывать коту.

Кот, как и ласка, считался хранителем сна, дружил с домовым. В течение дня оба зверя ловили мышей — это была их основная «работа». Однако коту приписывалось «нечистое» происхождение, он ассоциировался с колдунами и неприкаянными душами, которые за грехи не попали в рай. Ласка же была «чистым» животным, хотя и наделенным опасными качествами. Например, ее укус считался ядовитым, как у змеи, она спутывала гривы коням и душила человека, как домовой. Во многих селах полагали, что ласка и есть домовой. Чтобы скотина прижилась, ее нужно было подбирать той же масти, что и живущая в хозяйстве ласка. В противном случае зверек-«домовик» начинал бегать по спинам коров и лошадей, царапая и изводя их щекоткой.

Автор: Екатерина Гудкова

Источник:  https://www.culture.ru/materials/254421/zhivotnye-i-rasteniy...

Картина дня

наверх