Атти́ла (итал. Attila) — опера Джузеппе Верди в трёх актах с прологом на итальянское либретто Темистокле Солера, основанном на пьесе немецкого драматурга Захариаса Вернера «Аттила, король гуннов».
Премьера оперы состоялась 17 марта 1846 года в театре Ла Фениче в Венеции; в новой редакции (с дополнительно написанным балетом) — в Париже, 21 апреля 1865 г.; в России впервые — Одесса, силами итальянской труппы, 26 июня 1849 г.
После "Альзиры" Верди снова вернулся к героико-патриотической «хоровой» опере, которая дала бы ему возможность под гнетом австрийского владычества в завуалированной форме показать борьбу Италии за свободу. После долгих поисков и колебаний (мысль композитора останавливалась на сюжетах Шекспира и Гюго) он выбрал драму немецкого романтика Ц. Вернера «Аттила» (1808), направленную против Наполеона, поработителя Германии. Драма была переделана в либретто Солерой, но окончил эту работу Пьяве.
«Аттила» — произведение, сочетающее завоевания Верди периода "Эрнани" (углубление индивидуальных характеристик) с мощными хоровыми массовыми сценами, близкими "Набукко".
Опера рисует столкновение Рима с ордами вождя гуннов Аттилы. «Бич Божий» Аттила противостоит римлянину Эцио, превыше всего ценящему свободу отчизны. Патриотические манифестации итальянской публики вызывала обращенная к Аттиле фраза Эцио: «Возьми весь мир, но мне оставь Италию!» Однако в опере немало уступок ложной традиции. Таков внесенный либреттистом мотив — любовь сестры Эцио к Аттиле.
Композитору не удалось полностью преодолеть недостатки либретто: сильные в музыкально-драматическом отношении, действенные эпизоды соседствуют с менее значительными, проходными. Отсюда частые переделки оперы при позднейших попытках ее постановки, касающиеся не только либретто, но и музыкальной драматургии.
В СССР опера была поставлена в 1976 г. в Эстонии. В 1985 г. Е. Нестеренко выступил в заглавной партии на фестивале в «Арена ди Верона». Одна из последних постановок — Лондон, 1990 г. (Дж. Барстоу — Одабелла).
Свежие комментарии