На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Вячеслав Иванов. Римский дневник

Вячеслав Иванов, после двадцатилетнего молчания написавшего с 1924 года всего двенадцать стихотворений, неожиданно для самого себя создает уникальный и по объему, и по смыслу, и по содержанию поэтический цикл «Римский дневник». Цикл писался в 1944 году в Риме, занятом фашистами.

Ему было 78, и этим циклом Вячеслав Иванов подводил итоги жизни, вспоминая о многом и многих:  что случалось с ним, его родными, его друзьями, о войне и о судьбах мира. Через пять лет поэта не станет... В цикле присутствует перекличка времен: литургического, календарного, астрологического, человеческого.

Великое бессмертья хочет,
А малое себе не прочит
Ни долгой памяти в роду,
Ни слав на Божием суду, —

Иное вымолит спасенье
От беспощадного конца:
Случайной ласки Воскресенье,
Улыбки милого Лица.

(2 января)

Завершение времен и циклов располагает к философским размышлениям о Вечности,  Жизни и Смерти, Добре и Зле, о Боге, о потусторонней жизни, пронизывающие весь «Римский дневник». Война воспринимается В.Ивановым как драма, которая вписывается в Священную историю, как одна из многих страниц истории человечества.

Видение поэтом вечернего высокого небо символизирует старость, в свете которой события воспринимаются совсем иначе, чем в юности. Мудрость,  которая приходит с годами, говорит, что черное и белое, добро и зло часто меняются местами и потому ни о чем нельзя судить однозначно:

Со двух дубов соседних
Спор о судьбах последних
Два ворона вели.
...
Пророчил черный вод возврат,
А белый граял: «Арарат».
Хвалились: — «Белизною
Я полюбился Ною;
Он отпер мне ковчег.
В волнах не сыщешь зерен;
От мертвой снеди черен
Стал этих перьев снег».
— «Я в радуге небесных врат
Стал, черный, бел, как Арарат».

(24 февраля)

Вячеслав Иванов – поэт религиозный, в центре его поэтики всегда стояла христианская тема, как одна из главных, и завершает он свою поэтическую жизнь тоже христианской тематикой. «Римский дневник» включен в сборник «Свет вечерний», вышедший уже после смерти поэта. Его название взято из древнейшего церковного песнопения «Свете тихий», которое исполняется на вечернем богослужении при выносе светильников:

Све́те ти́хий Святы́я сла́вы, безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го Блаже́ннаго, Iису́се Христе́: прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й: те́мже мир тя сла́вит.

Цикл состоит из 114 стихотворений, разделенных календарными датами. В центре его - праздничный круг литургического года, который открывается Рождеством Христовым, хотя первым в календаре В.Иванова-католика стоит январь с праздником Богоявления.

И снова ты пред взором видящим,
О Вифлеемская Звезда,
Встаешь над станом ненавидящим
И мир пророчишь, как тогда.
…..
И бесноватый успокоится
От судорог небытия,
Когда навек очам откроется
Одна действительность — Твоя.

(28 декабря)

Image result for акафист петру и павлу

Завершением цикла можно считать стихотворение, написанное на другой день, 29 декабря. В нем вспоминается  последняя глава Евангелия от Иоанна, в которой трижды предавший Христа Петр, ринулся к Учителю, чтобы вымолить у Него прощение за предательство. В Петре поэт явно видит себя.

Порывистый, простосердечный,
Ты мил мне, Петр! — Мечта иль явь?
— «Он!» шепчет Иоанн. И вплавь
Ты к брегу ринулся, беспечный.

Там Иисус уж разложил
Костер, и ждет огонь улова.
О том, что́ было с Ним, ни слова:
Он жив, как прежде с ними жил.

(29 декабря)

Так сходятся начало и конец, даже календарно. Изначально цикл «Римский дневник» Вячеслава Иванова был выбран мною как календарный, т.к. он включает все месяцы года от января до декабря. Хотела проводить зиму и встретить весну. Но по мере погружения в содержание дневника, стало понятно, что календарное время здесь только одно из и не самое важное.

Image result for цикл «Римский дневник» Вячеслава Иванова

Сквозь него проглядывает время  Вечности, время, отмеченное христианскими событиями: Воскресением, Богоявлением, Благовещением, Сретением, Рождеством Иоанна Крестителя и другими. Но кроме них Вячеслав Иванов размышляет об истории человечества, искусстве и о постижении истины.

«Nudus salta! Цель искусства —
Без покровов, без оков
Показать, кто ты таков,
Темные поведать чувства
Заповедных тайников —

Все, что в омутах роится
Под блестящим, гладким льдом, —
Распечатать мертвый дом,
Где от бела дня таится
Подсознательный Содом».

(18 февраля)

Image result for «Римский дневник» Вячеслава Иванова

«Римский дневник» - это и покаяние, и предсмертная исповедь, и личное признание в своей неправоте, и одновременно присутствие надежды, что за смертной чертой, несмотря ни на что,  его примет в свои объятия Спаситель.

Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чем.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведет в Свой дом.

А где тот дом, — от всех сокрыто;
Далече ль он, — утаено.
Что́ в нем оставил я, — забыто,
Но будет вновь обретено,

Когда, от чар земных излечен
Я повернусь туда лицом,
Где — знает сердце — буду встречен
Меня дождавшимся Отцом.

(28 февраля)

Тина Гай

Источник

Картина дня

наверх