Скульптура – очень древний вид искусства. Его происхождение относится к доисторическим временам.
Скульптурные произведения выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Жанры скульптуры почти те же, что и жанры живописи: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический.
Одним из древнейших жанров в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей.
Портрет
В скульптурном портретном жанре существуют следующие разновидности: портрет-характер, в котором можно увидеть природные свойства определённого человека; портрет-тип – обобщённая характеристика определённого типа людей; портрет-настроение; портрет-символ.
Вот, например, самая известная скульптура в мире – «Давид» Микеланджело.
Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5,17 м. Флоренция (Италия)
Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, хотя мышцы его напряжены.
Но произведение великого скульптора воспринималось как символ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.
Характерно, что власти Иерусалима в XX в. отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI в.
Микеланджело «Битва кентавров» (1492). Мрамор. Флоренция (Италия)
Мраморный рельеф «Битва с кентаврами» изображает бой Геркулеса с кентаврами. Это уже батальный жанр. Но можно отнести его и к историческому и мифологическому жанру.
Портретные формы в скульптуре
Портрет в скульптуре может иметь разнообразные формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Рассмотрим некоторые из них.
Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называется погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился ещё в Древнем Египте, Древней Греции, а затем получил развитие в искусстве Древнего Рима, Возрождения и далее в XVII-XX вв.
Д.Л. Бернини. Бюст Франциска
Для великого итальянского архитектора и скульптора, крупнейшего представителя итальянского барокко Д.Л. Бернини характерны повышенная эмоциональность, театральность.
С.Т. Коненков «Федор Михайлович Достоевский». Полуфигура (1933)
Д.Л. Бернини «Святой Джироламо с распятием». Поколенное изображение
Символический жанр
Символический жанр в скульптуре тесно соприкасается с аллегорическим. Вообще, к символическому жанру можно отнести такие культурные явления, как миф, религию, искусство, науку.
Джамболонья – флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко.
Известна его парковая скульптура «Аллегория Апеннин» (1579-1580)
Колосс сидит на скале и рукой прижимает к земле голову монстра, изо рта которого хлещет фонтан.
В западноевропейском искусстве существует даже список аллегорических фигур, которые символизируют отвлеченные понятия в человеческом образе. Например, Немези́да – в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм (это аллегория возмездия).
Антонио Тарсиа. Статуя Немезиды в Летнем саду Санкт-Петербурга
Янус – аллегория времени, два его лица обозначают прошлое и будущее.
Статуя Януса в Ватикане
Понятие силы символизирует Геркулес; согласие – пара голубей, обращенных друг к другу; невинность – ягнёнок; несчастье мужчины от коварной женщины – Юдифь и т.д.
Александр Григорян «Юдифь» (2002). Бронза. Высота 33 см
Анималистический жанр
Основным объектом этого жанра являются животные.
Ф. Помпон «Филин». Бронза (XX в.)
Свежие комментарии