На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Игорь Северянин

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/Ik8T0NsZ95LAUGUDUku0COVOIy8irS72iXBEirx5S2Do1ICaPGhGSF_vHzFJUGzBHoYzSt_yzqHz16KlPGsOYJb-XLvEN-pqy0urXwv75hiGJpozLW9vn8O9dLDQiNG3kBAysMIFc1PVtn0ExHRSaDe_tpU

Игорь Северянин поэт сложный, двусмысленный, очень тонкий и многим непонятный. 

Невозможно не улыбнуться, вспомнив об ананасах в шампанском, о луненной аллее, об экипажах и пажах, в которых, безвопросно-вскрыливший, отолпенный поэт иронично и тонко высмеивает пошлость, банальность, бездарность и мещанство всех родов.

Но шумное муаровое платье живет рядом с самопохоронами (через много десятилетий отголоском прозвучавшими в «Августе» Пастернака), а  больное самовозвышение – лишь проявление жалости к самому себе.

При этом вся тональность творчества Игоря Северянина остается мажорной, сохранявшейся даже когда о былой шумной славе давно забылось, а нищета и забвение навсегда  поселились в его новом доме – в Эстонии.

В отличие от Саши Черного, тоже высмеивавшего пошлость и мещанство, творчество Игоря Северянина в своей основе все-таки жизнеутверждающее, хотя ключ к пониманию его поэзии лежит в его трагическом мироощущении.

Поэт намеренно  соединяет и сталкивает  контрасты и противоположности, которые в жизни всегда нераздельны и слитны  и потому маска паяца в его поэтическом балаганчике на более глубоком уровне оборачивается  серьезностью и болью, а вовсе не фарсом.

Игорь-Северянин

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,

Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над вечно первенствующей планетой...
Он — в каждой песне, им от сердца спетой,-
Иронизирующее дитя.

Северянинская игриво-ироничная ухмылка «поэзника», пародирующая декадентскую мораль, дух и мышление, соседствует у поэта со сказкой о душистом горошке, в которой возвышенная мечта о любви и счастье, соприкоснувшись  с жестоким миром реальности, трагически гибнет.

https://ic.pics.livejournal.com/learnoff/86635584/541908/541908_800.jpg

Игорь Северянин - человек играющий, а значит – свободный. Его безграничная слава начала прошлого века говорит только о том, что он точно уловил дух времени, попав в его контекст своими игровыми экспериментами, установив новые правила игры, которые публикой были приняты на «Ура».

Начав свою карьеру со скандала, когда тогдашний кумир страны и мира Лев Николаевич Толстой в пух и прах разгромил стихи молодого Северянина, он в одночасье превратился в значимую фигуру, чьи стихи, до сего момента отвергавшиеся всеми редакциями, стали желанными, а поэт стал королем поэзии.

https://3.bp.blogspot.com/-2yys8uKCQJU/WRtImiPHkBI/AAAAAAAA5uM/MD6RfDs_k1o_20wa7yXSoUp6jJLAW0VMgCEw/s1600/001-%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD.jpg

Игорь Северянин смело экспериментирует с языком, с наслаждением и восхищением  играет в словообразование, подобно тому, как играют в бисер герои романа  Германа Гессе. С той только разницей, что Касталия – замкнутая и отгороженная от мира страна, закапсулированная и самодостаточная,  а поэтический мир Игоря Северянина питается жизнью, трагизму которой он противопоставляет Красоту, Любовь и Наслаждение:

Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое - всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! -
Тебе бессмертье предрешено!

(Эгополонез, 1912)

Играя в словобразование, поэт создает парадоксальные и смыслоемкие неологизмы, которые, если читать подряд, очень напоминают детский способ освоения мира: дети  видят мир, но не знают тех слов, которыми взрослые его называют, пользуясь готовыми клише из уже существующего языкового пространства. За неимением такого знания, дети начинают сами изобретать слова.

https://informaxinc.ru/100/100-velikih-russkih-emigrantov1/i_053.jpg

Хотя что тут удивительного: еще в раю Бог заповедал Адаму давать имена всем зверям и птицам, чему Адам и следовал. Нечто подобное делает и Игорь Северянин. Его речетворящий играющий дух изобрел почти три с половиной тысячи новых слов:

апрелесть, снегурочность, противостатность, оцариться, свирельница, эксцессэр, резервэрка, министресса, поэтичка, рыцарица, Миррэлия, кадрильон, рондолет, лексионэр, сударышня, Акмеич, Эклерезита, смеюнья, гасунья, цветунья, грёзность, лосскость, ближница, культурник, гениалец, далёчница, интуитта, героиза, нервиза, грёзэр, мчатель, чересчуринька, блондный, мотивовый, заристый,свирельчатый, гурманический, беатрический, монстриозный, богадельнинский и т.д.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/045e/00159bb5-168f32ff/img1.jpg

Смысл многих из них неясен. Поэтому становится понятным юмористические замечание некоторых поэтов и литературоведов, что при  издании сборников  Северянина  хорошо бы снабжать их списками не совсем ясных и малоизвестных слов с их переводом на русский, как это делается, например, в книгах на церковно-славянском языке.

Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, -
Блюстителем здоровья назначен юный паж.

Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?

Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить "крем-де-мандарин"!

За чем же дело встало? - к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок...
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг...

(Карета куртизанки, 1911)

Сотканная из необычных звуко- и слово-сочетаний, которые не каждый выговорит и поймет, поэзия Игоря Северянина при этом очень музыкальна и многие его стихи стали песнями, как, например, любимое многими  «Это было у моря». Музыкальность - отличительной особенность поэта, присутствующая во всем строе его стихов и во многих их названиях.

https://nacion.ru/assets/i/ai/4/7/6/i/3273779.jpg

Начав в дореволюционной России с  шумной и скандальной славы эгофутуриста и автора "Громокипящего кубка", где его знали, публиковали, обсуждали и осуждали, в послереволюционной России о нем забыли, вычеркнув из русской культуры, как и многих других поэтов, писателей и художников первой волны эмиграции.

Удивлению поэта, которого в той жизни и в той России знали все, не было предела, когда вдруг оказалось, что русские офицеры, вступившие на территорию Эстонии в 1940-м году, даже не слышали его имени, не говоря уже о том, чтобы читать его стихи. До революции его поэзию называли двусмысленной, после революции с двусмысленностью было покончено.

https://www.litfund.ru/images/news/202005/litfund_4655_87-242-2123-6-VB097190.jpg

Стихи Игоря Северянина стали однозначно декадентскими и контрреволюционными, а поэт превратился в персону нон-грата. Вспомнили о поэте незадолго до перестройки: первый томик стихов вышел ровно через шестьдесят лет (в 1978) после его эмиграции из России в 1918.

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

(КЭнзель, 1911)

Игорь Северянин жил в очень непростое время, когда в воздухе неуловимо витали страх и ожидание неминуемой катастрофы. Поэт уловил эти настроения задолго до того, как катастрофа стала реальностью. Йохан Хейзинга, написавший «Человека играющего», книгу на все времена и сезоны, как-то заметил, что маскарады являются явным и несомненным признаком упадка, его последним проявлением.

Северянин со своей шутовской манерой и иронией попал точно в нерв уходящей эпохи, в которой сама жизнь превратилась в маскарад. Но сочетая серьезность с иронией, Игорь Северянин сумел остаться серьезным настолько, чтобы его не принимали слишком всерьез, и настолько ироничным, чтобы не стать посмешищем.

Двусмысленная слава

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесён неправо, -
Не по таланту своему, -

А потому, что явный вызов
Условностям - в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.

Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.

Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали 'pastilles'!

Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы -
Двусмысленны по существу.

Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, -
Ведь я лирический ироник:
Ирония - вот мой канон.

Тина Гай

Источник

Продолжение следует

Картина дня

наверх