«Сорока-воровка» («La gazza ladra»)
Режиссеры Джулио Джанини и Эмануэле Луццати. Италия, 1964. Музыка — Джоаккино Россини
Эмануэле Луццати, легендарный итальянский театральный художник, иллюстратор и режиссер анимации, снял вместе с режиссером Джулио Джанини множество фильмов, и главными среди них были музыкальные, прежде всего на оперную музыку.
Самые знаменитые сделаны по Россини: «Сорока-воровка» на музыку увертюры к одноименной опере и «Пульчинелла» на увертюру из оперы «Турок в Италии», у них множество международных наград и номинации на «Оскар». Это совершенно самостоятельные фильмы, не имеющие никакого отношения к сюжетам опер, а скорее обнаруживающие любовь к народному театру — комедии дель арте и кукольному, — его юмору и ярким краскам. В сущности, сюжет там особого значения не имеет, хотя он есть — и развивается очень смешно. Сорока, например, проучила королей и их войска, прискакавшие пострелять птиц, а Пульчинелла драпал то от жены, то от стражи. Но на самом деле это прежде всего сама музыка, ожившая в красках и в грубоватом нарядном рисунке-аппликации.«Человек и его птица»
Режиссер Анатолий Солин. СССР, 1975. Музыка — София Губайдулина
Все знают, что София Губайдулина писала музыку ко всем сериям «Маугли» Романа Давыдова, остальное известно меньше. А между тем она была композитором двух фильмов одного из самых интересных и необычных советских режиссеров — Идеи Гараниной: полнометражной «Кошки, которая гуляла сама по себе» (1988), в которой использованы чуть ли не все возможные анимационные техники, и одного из лучших фильмов Гараниной — кукольного «Балагана» (1981) по мотивам пьес Гарсиа Лорки «Любовь дона Перлимплина», «Чудесная башмачница» и «Балаганчик дона Кристобаля», который начинается как площадной театр марионеток, а заканчивается высокой трагедией с преобразившимися утонченными куклами.
«Человек и его птица» Анатолия Солина полностью построен на музыке Губайдулиной, в нем нет диалогов. Перед началом фильма, как это требовалось (и как пришлось сделать и в «Стеклянной гармонике»), есть объяснение, что речь идет о капиталистическом обществе — чтобы никто не подумал, что о советском. А потом это меланхолическое и полусюрреалистическое кино о том, как постепенно птица превращается в заурядного человека, а человек — в птицу, развивается (причем в большой степени через музыку) как тема страха перед городским обезличиванием — синхронным движением, однообразной работой, одинаковыми людьми и неотличимыми зданиями.
«Шкатулка с секретом»
Режиссер Валерий Угаров. СССР, 1976. Музыка — Владимир Мартынов
Имя композитора Владимира Мартынова значится в титрах многих мультфильмов 1970-х годов, но самым известным из них остается «Шкатулка с секретом» — маленькая современная опера по сказке Одоевского «Городок в табакерке». Музыка к этому фильму, исполненная на аналоговом синтезаторе, относится к ранним электронным экспериментам Мартынова, а сюжет, разворачивающийся на экране, — это скорее хореография странных и эффектных персонажей из шкатулки, чем познавательная история о секрете ее устройства: понять по этому балету, как действует механизм, невозможно, да и задачи такой нет. Дополнительную популярность фильму дало то, что дизайн «Шкатулки с секретом» был сделан в духе снятого в 1968 году британского мультфильма Джорджа Даннинга «Желтая подводная лодка» на музыку The Beatles, в тех же ослепительно нарядных цветах, с жестким контуром. Кстати, за три года до «Шкатулки» Угаров уже снимал фильм в подобном дизайне — эпизод «Веселой карусели» «Не про тебя ли этот фильм?» (по стихотворению Михаила Романова).В нем Владимир Мартынов тоже экспериментирует с электроникой, и видно, что здесь опробованы визуальные и музыкальные решения, которые потом будут использованы в «Шкатулке».
«Allegro non troppo»
Режиссер Бруно Боццетто. Италия, 1976. Музыка — Антонин Дворжак «Славянский танец», Морис Равель «Болеро», Ян Сибелиус «Грустный вальс», и др.
«Allegro non troppo» (это музыкальный термин, означающий «не слишком весело») — итальянский полнометражный фильм, сделанный по принципу мультантологии с игровыми перебивками одновременно как приношение диснеевской «Фантазии» и спор с ней (в фильме много шуток на эту тему). Здесь есть попытка построить сквозной сатирический сюжет: вместо знаменитого оркестра — собранный для съемок фильма оркестр из бедных старушек, самодовольный и безграмотный комментатор, грубый бугай-дирижер, «свободный художник», вынутый из тюрьмы. Все это, снятое в черно-белом неореалистическом и вместе с тем издевательском духе, перемежают цветные анимационные эпизоды на классическую музыку в несколько карикатурной графике, как всегда у Боццетто: «Грустный вальс» Сибелиуса — о печальном коте, который ходит по развалинам дома и вспоминает прошлую счастливую жизнь; «Болеро» Равеля — шествие странных существ, история эволюции, которая ни к чему хорошему не приводит (забавно видеть в этом фрагменте и будущие фильмы Ивана Максимова, и пародию на самый возвышенный финальный эпизод «Фантазии»); и «Славянский танец» Дворжака — о том, как мизантроп поплатился за свои козни.
«Геометрия кругов» («Geometry of Circles»)
Режиссер Кэтрин Эйсон. США, 1979. Музыка — Филип Гласс
Этот маленький абстрактный фильм, изобретательно показывающий детям цвета и геометрические фигуры, был снят для телепередачи «Улица Сезам». Гласс, ставший знаменитым после оперы «Эйнштейн на пляже» 1975 года, написал музыку специально для мультфильма в духе своих композиций этого времени. Фильм показывали не только в анимационных программах, но и на выставках.
Свежие комментарии