"Войной романтиков" в истории музыки называют эстетический раскол среди видных музыкантов второй половины девятнадцатого века. Основная дискуссия велась из-за музыкальной структуры, хроматической гармонии и так называемой программной и абсолютной музыки. Противоборствующие стороны кристаллизовались в 1850-х годах. С одной стороны консервативный круг в Берлине и Лейпциге, с лидерами Иоганнесом Брамсом и Кларой Шуман. Их оппоненты, радикально-прогрессивные композиторы, в лице членов так называемой "новой немецкой школы" во главе с Ференцем Листом и Рихардом Вагнером с центром в Веймаре. Спор был среди немецких композиторов, музыканты из Франции, Италии и России лишь частично принимали в нём участие. Представители обеих сторон в качестве своего духовного и художественного героя избрали Бетховена, консерваторы, видя в нем непревзойденный пик в развитии музыки, радикалы считали его примером новаторства.
Клара Шуман, Йозеф Иоахим и Иоганнес Брамс были одними из первых ключевых членов консервативной Лейпцигской группы музыкантов. Это ядро сторонников стремилось сохранить художественное наследие Роберта Шумана, умершего в 1856 году.
Роберт Шуман
Иоахим был профессором в консерватории в Лейпциге, которую основал Феликс Мендельсон и в которой также преподавал Роберт Шуман. Сам Роберт Шуман был одновременно и восторженным почитателем, и прогрессивным критиком Листа и Вагнера, печатая свои отзывы во влиятельном периодическом музыкальном издании "Новая музыкальная газета", которую сам основал в 1834 году и был её редактором. Шуман поддерживал творческие плодотворные дружеские отношения с формирующимся авангардом радикальных романтиков, в частности с Листом, а также не менее дружеские отношения с музыкальными консерваторами, такими как Мендельсон и Гаде.
Однако после того, как Шуман продал своё издание Францу Бренделю, последний изменил общий тон газеты и издание приобрело радикально-прогрессивную направленность, в частности, там появилась статья Вагнера, оскорбляющая Мендельсона. Клара Шуман являлась более консервативной частью семьи и восприняла это как посягательство на наследие мужа.
Клара Шуман
Её поддерживал молодой Брамс, который стал ей очень близок, и влиятельный консервативный критик Эдуард Ганслик. В то или иное время на их сторону вставали другие музыканты и критики, среди них Генрих фон Герцогенберг, Фридрих Герншейм, Роберт Фукс и Карл Голдмарк, а также члены Лейпцигской консерватории, которых оскорбили отзывы Вагнера об основателе консерватории Мендельсоне.
Ключевой фигурой в Веймаре был Ференц Лист.
Ференц Лист
Рихард Вагнер, на которого ссылаются обе стороны как на героя или врага, предпочитал находиться над схваткой. Другие заметные фигуры на стороне Листа были критик Ричард Пол и композиторы Феликс Дрезеке, Юлий Ройбке, Карл Клиндворт, Ганс фон Бюлов, Уильям Мейсон и Питер Корнелиус. Было несколько попыток сторонников Листа создать прочное и официальное общество. Первой был "Новый веймарский клуб", но за несколько лет состоялось лишь несколько заседаний. Более успешной попыткой был "Конгресс музыкантов", первое заседание которого состоялось в Лейпциге в июне 1859 года, в конечном итоге это приведёт к созданию в 1861 году "Всеобщего немецкого музыкального союза", который поддерживал Листа.
Центральным пунктом разногласий между этими двумя группами музыкантов были взгляды на традиционные и новые музыкальные формы. Лист и его окружение придерживались новых стилей и форм в сочинении музыки. Лист сочинял симфонические поэмы и его девизом было "новое вино требует новых бутылок". Лейпцигская и Берлинская школа отстаивала традиционные формы классических мастеров.
Рихард Вагнер
В ответ сначала на симфонические поэмы Листа, а затем на Фауст-симфонию Ганслик опубликовал свой полемический труд "О музыкально-прекрасном" (1854 г.), в котором утверждал, что музыка сама по себе не является и не может быть чем-то явным ("содержание музыки — движущиеся звуковые формы"), что музыка может изображать только динамическую сторону чувств, отрешённую от их содержания и вслед за философом И. Кантом утверждал, что "прекрасное не имеет цели, ибо оно есть чистая форма". В целом труд была направлен против музыки Листа и Вагнера.
Феликс Мендельсон
Одним из значительных событий, в числе многих, стал Манифест Лейпцигской группы против склонения "Новой музыкальной газеты" на сторону Листа и Вагнера. Инициатором наверняка был Брамс, манифест появился в музыкальном приложении к "Берлин цайтунг" и подписан двадцатью сторонниками консерваторов, в том числе Брамсом, Иохимом, Альбертом Дитрихом, Карлом Рейнеке и другими. В довольно жесткой форме в манифесте указывается, что они признают заслуги лидеров новой школы в развитии музыки, но недопустимо искажать факты и формировать мнение о полном превосходстве и победе нового стиля, и осуждается содержание публикуемых в газете материалов. Один из основных авторов манифеста - Йозеф Иоахим с болью в сердце ставил свою подпись в этом документе, он был в дружеских отношениях с Листом и некоторое время сам был членом круга Листа и его почитателем.
"Война" велась через композиции, слова и даже на сцене, т.к. зрители, поддерживающие одну из сторон, освистывали на концертах дирижеров и произведения противников, выражая неприязнь музыкальной программе. Каждая из сторон пыталась привлечь публику на свою сторону и формировала общественное мнение в свою поддержку. Веймарская школа провела празднования юбилея "Новой музыкальной газеты" на родине Шумана в городе Цвикау и намеренно заметно не пригласила никого из членов оппозиционной группы, в том числе и Клару Шуман.
Иоганнес Брамс
Музыканты с одной стороны хвалили эффективные и экономичные сонаты Брамса и его классические формы в противовес некотрым почти бесформенным работам Листа. В другом лагере наоборот считали, что у Листа музыкальная форма наиболее подходящая музыкальному содержанию, а у Брамса находили повторение только старых форм без каких-либо чувств и роста. Вагнер насмехался над консерваторами в своем эссе "О дирижировании", когда он назвал их "музыкальным обществом трезвости в ожидании Мессии".
Отношения внутри Веймарской группы тоже были часто противоречивы. В 1859 году сам Лист заинтересовался сочинением церковной музыки и ему пришлось принять консервативные требования католической церкви. Он очаровался музыкой Джакомо Мейербера, композитора-еврея, к которому с презрением относились Вагнер и члены "Новой немецкой школы". Кроме того, концепции "программной музыки" Листа (например, его симфонические поэмы) были диаметрально противоположны Вагнеровским идеалам музыкальной драмы, выраженным в эссе 1860 года "Музыка будущего".
Хотя противостояние продолжалось много лет, победителей в этом конфликте не было. Двадцатый век принёс небывалое разнообразие музыкальных форм и жанров, а также синтез разных стилей, классические произведения, написанные в двадцатом столетии, были далеки от вопросов, рассматриваемых обеими сторонами. Время расставило всё по местам, отведя каждому участнику конфликтующих сторон своё почётное место и сохранив сами понятия "классическая музыка" и "современная музыка", но уже изменив их определение.
Свежие комментарии