На одной из фресок в Кносском дворце изображён прыжок юноши через голову быка. Животное несётся вперёд, девушка-прыгунья схватила его за рога и готовится к прыжку, а на спине быка уже делает сальто молодой загорелый акробат, прыгнувший ранее. За спиной животного стоит вторая девушка акробатка, она протягивает прыгуну обе руки, видимо страхуя его от падения. Совершить подобный кувырок и остаться в живых чрезвычайно сложно. Некоторые профессиональные каскадёры высказывают мнение о физической невозможности этого трюка.
Тем не менее изображений игр с быками на Крите немало. Учёные сходятся во мнении, что перед нами сцены некоего религиозного действа, ведь эта древняя цивилизацияпоклонялась быку. Прыгунами были и юноши, и девушки, их стройные, лёгкие тела различаются на фресках по цвету: мужчины изображались красновато-коричневыми, женщины — белыми. Такое цветовое «разделение полов» очень характерно для ранней фресковой живописи по всему Средиземноморью и, вероятно, берёт своё начало именно в искусстве Крита.
Эта фреска называется «Таврокатапсия» и появилась около 1500 г. до н. э. В реконструкции она составлена из кусочков нескольких росписей на ту же тему, которые шли серией друг за другом и показывали последовательные стадии прыжка. Если бы они сохранились, перед археологами открылось бы нечто вроде кадров современного фильма. Игре с быком посвящены костяные фигурки, а также изображения на чеканных золотых кубках, найденных в 1888 г. в Вафио греческим археологом X. Цунтасом. Они были положены в микенскую купольную гробницу в Лаконии, где покоился безымянный греческий вождь. Но сами кубки старше его, их изготовили на Крите около 1500 г. до н. э. По их стенкам идёт рельефная чеканка, рассказывающая об укрощении диких быков. На одном бык поверг и растоптал укротителей. Девушка акробатка подкинута им на рога. На другом человек сумел взять верх. Показано, как быка подманивают с помощью коровы, а потом связывают сетью.
В Кноссе археологами раскопаны стойла для быков, использовавшихся в церемонии. На одной из печатей изображён прыжок через быка сбоку, на другой — сальто назад. Некоторые учёные предполагают, что игры с быком, учитывая их религиозный характер, могли проводиться в отсутствие зрителей. Другие исследователи считают, что популярность этого мотива в искусстве Крита указывает на доступность ритуала для наблюдателей. Вероятно, он был одним из любимых развлечений минойцев.
Источник
Свежие комментарии