На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Недетские последствия или о методе кнута и пряника

Коллаж © KM.RU

Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как?

Опытный семейный психолог Людмила Петрановская, много лет занимающаяся с устраиваемыми в семьи детьми-сиротами, высказала с профессиональной точки зрения свое мнение на эту нелегкую для многих пап и мам тему.

– С наказаниями вот какая есть проблема: во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и «общение» с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Во взрослом мире все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае! Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это тоже не наказание – просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг(а) – не в наказание, а просто надоест такой бессердечный партнер. Взрослый мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь – и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.

Медвежья услуга

http://fs1.ppt4web.ru/images/3258/57953/310/img8.jpg

Людмила Петрановская считает, что если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу – вводим в заблуждение относительно устройства мира. После наступления совершеннолетия никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если взрослый человек привык руководствоваться в своем поведении только кнутом и пряником, ему не позавидуешь.

Психолог рассказывает: «Ненаступление естественных последствий – одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол – все, как в квартире. Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» — «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что это профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны; смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься – никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир – и дальше как знаешь…»

Вот почему очень важно для ребенка всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь – значит, больше нет ее. Украл и потратил чужие деньги – придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент – придется рисовать вместо просмотра мультфильма перед сном. Устроил истерику на улице – прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.

Как дать шанс на исправление 

– Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют механизм естественных следствий поступков. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка кладет его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она отвечает каждый раз, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Лены сейчас?». «Десять тысяч – отвечает мама, – две недели назад купили». Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре аппарата, и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» – «Ну а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и выход в интернет. Только, боюсь, опять потеряет». Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение – ведь последствий не наступает! Ее ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше – подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Лена определенно научилась бы «не забывать». Но это казалось им слишком суровым – ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.

Не стесняйтесь нестандартных действий!

http://interesnooo.com/assets/components/phpthumbof/cache/semya_02_07_2014.d809f76d2c2bed57659dbce5eebd9252442.jpg

Одна многодетная мама рассказала Людмиле Петрановской, что, устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да? Но это тоже было своего рода естественное следствие – ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор мылась в семье регулярно и без принуждений.

Еще одна мама, замученная привычкой ребенка беспрерывно ныть, стала надевать наушники плеера и пританцовывать под музыку, как только раздавалось нытье. Заранее она предупредила ребенка, что будет так делать, объяснила, что больше не может это слушать, и предложила использовать условный знак – поднятую руку – чтобы дать ей понять, когда нытье уже кончилось и она могла снимать наушники. Все это было сделано весело, доброжелательно и совершенно не в форме наказания. Просто: «ты хочешь ныть – имеешь право, а я не хочу слушать – тоже имею право. Смотри, как я здорово придумала, чтобы и тебе было хорошо, и мне». Проблема решилась за три дня. Естественно, нытье, которого не слышат, как таковое ребенку уже никакого удовольствия не доставляло.

Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке – отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка замечено не было.

Обратите внимание: никто из вышеупомянутых родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли. Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев в жизни все же явное меньшинство.

Источник

Картина дня

наверх