ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА. Адальберт Штифтер

А́дальберт Шти́фтер (нем. Adalbert Stifter; 23 октября 1805, Оберплан — 28 января 1868, Линц) — австрийский писатель, поэт, художник и педагог.

Штифтер получил широкое читательское признание уже в 40-е годы, однако после смерти скоро был забыт и заново открыт лишь в XX веке. Наиболее известен роман Штифтера «Позднее лето», а также рассказы. Поэтическое наследие Штифтера невелико, но отдельные его стихотворения регулярно включаются в антологии немецкой и австрийской поэзии.

Творчество Штифтера, принадлежавшее к эпохе бидермейера, высоко ценили Гофмансталь, Томас Манн, Петер Хандке. Его проза не раз экранизировалась.

В 2008 году швейцарский режиссёр Хайнер Геббельс показал в Авиньоне спектакль «Вещь Штифтера». Изображен на австрийской почтовой марке 1947 г.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

В лугах гуляет ветр осенний.
Бесцветен, холоден закат.
И две звезды, две тусклых тени,
Вниз, на еловый лес, глядят.
По небосводу там и тут
Виденья рваных туч бегут.
С вершин на мокрые поляны
Ползут белесые туманы.
Куда ни глянь, любой росток
Мертвеет, чахнет. Сиротливый,
Дрожит забытый колосок
Среди жнивья у края нивы.
Унылые наводит думы
Вечерний колокол, звоня;
И звезды астр, бледны, угрюмы,
Взирают с клумбы на меня.
Восточный ветер налетел
И куст сиреневый задел.
Он шелестит, как будто плачет,
Как будто грусть о прошлом прячет
И в страхе ждет прихода тьмы.
Стоит туман над гладью водной,
Земли печальные холмы
Закутав в саван свой холодный.

Перевод В. Швыряева

ЦИТАТЫ

"Бабье лето"

•Целью наших действий Бог вовсе не ставил пользу, ни нашу собственную, ни чью бы то ни было, он дал добродетельной жизни ее собственную прелесть и ее собственную красоту, к которым и стремятся благородные души. Кто делает добро потому, что его противоположность роду человеческому вредна, тот стоит на довольно низкой ступени нравственного развития. Он совершил бы и грех, если таковой принесет пользу роду человеческому или ему самому. Для таких людей все средства хороши, такие творят зло отечеству, своей семье и самим себе. Таких во времена, когда они действовали с большим размахом, называли государственными деятелями, но они всего лишь лжедеятели, и сиюминутная польза, которой они добивались, была лжепользой и в дни суда оказывалась злосчастием. /"Бабье лето"/

•Воспроизводя, как правило, живые существа: людей, животных, растения — ведь даже пейзаж, с его подвижными облаками и убранством растительности, для художника дышит, несмотря на застывшие в неподвижности горы, иначе он для него мертв, — искусство должно изображать эти предметы так, чтобы зрителю казалось, что в следующий миг они зашевелятся.

•...прежде всего человек живет не ради человеческого общества, а ради себя самого. И наилучшим образом живя ради себя самого, он и для человеческого общества живет так же. Кого Бог создал наилучшим в этом мире художником, тот сослужил бы человечеству дурную службу, если бы стал, к примеру, дельцом: если он станет величайшим художником, он и миру сослужит величайшую службу, для которой Бог создал его. Это всегда обнаруживается через внутреннюю тягу, которая ведет человека к чему-то и которой нужно подчиняться. Как же еще можно было узнать, кем тебе назначено быть на земле, художником ли, полководцем, судьей ли, если бы не существовало духа, который это говорит и который ведет тебя к тому, в чем ты найдешь удовлетворение и счастье. Бог так уж устраивает, что таланты распределяются надлежащим образом, отчего каждый труд, который надобно исполнить на земле, исполняется и не наступает время, когда все люди — строители. В такого рода талантах заключены уже и таланты общественные, и большим художникам, правоведам, государственным мужам всегда присущи доброчестность, мягкость, справедливость и любовь к отечеству. Именно из таких людей, достигших наибольшего развития своих задатков, чаще всего выходили во времена опасности защитники и спасители своего отечества.

•Каждая вещь и каждый человек может быть чем-то одним, но уж этим он обязан быть целиком.

•...поэты, если они настоящие поэты, принадлежат к величайшим благодетелям человечества. Они — священнослужители красоты и, как таковые, передают нам, при вечном изменении взглядов на мир, на назначение человека, на его участь и даже на дела божественные, то, что вечно живет в нас и всегда дарит нам счастье. Они дают его нам в облике прелести, которая не стареет, которая просто являет себя и не хочет ни судить, ни осуждать. И хотя все искусства несут нам это божественное начало в прелестной форме, они привязаны к определенному материалу, который передает эту форму: музыка — к звуку и тембру, живопись — к линиям и цвету, скульптура — к камню, металлу и тому подобному, архитектура — к большим массам земного вещества. С этими материалами они должны больше или меньше бороться. Только у поэтического искусства почти нет материала, мысль в ее самом широком значении, слово — не материал, оно только носитель мысли, подобно тому, например, как воздух доносит звук до нашего уха. Поэтому поэтическое искусство — самое чистое и высокое из искусств...

•Если какая-нибудь история стоит раздумья и исследования, то это история земли, самая многозначительная, самая увлекательная, история, в которой история людей — лишь вставка, и кто знает, сколь малая, ибо она — часть других историй, быть может, высших существ. Источники для истории земли она сама хранит внутри себя как в книгохранилище, эти источники заключены в миллионах, может быть, грамот, и нам нужно только уметь читать эти грамоты и не искажать их своей упрямой самоуверенностью. Кому предстанут эти истории с полной ясностью? Придет ли такое время или полностью знать их будет всегда только тот, кто знал их извека?

•В квартире была одна довольно большая комната. В ней стояли широкие плоские шкафы, благородно глянцевые, выкладной работы. С застекленными дверцами, с зелеными шелковыми занавесками за стеклом, они были наполнены книгами. Зеленые занавески отец завел для того, чтобы через стекло нельзя было прочесть заглавий, тисненных обычно золотом на корешках, и чтобы никто не подумал, будто он кичится своими книгами. Он любил стоять перед этими шкафами и часто, выкроив минутку после еды или в другое время, отворял дверцу какого-нибудь шкафа, смотрел на книги, вынимал ту или другую, заглядывал в нее и ставил ее снова на место. Вечерами, которые он редко проводил вне дома, разве что когда отлучался по городским делам или ходил с матерью в театр, что порой охотно делал, он часто сидел час-другой, а то и дольше за старинным резным столом, стоявшим в библиотеке на столь же старинном ковре, и читал. Мешать ему тогда нельзя было, и никто не смел проходить через библиотеку.

•Надо бы и дальше идти путем к лучшему, а не просто опять превращать старинное в моду, которой дух чужд и нужна лишь перемена.

•Если исключить вещи, которые связаны с удовлетворением телесного или животного начала в человеке, вещи, длительное влечение к которым, отметающее все остальное, мы называем страстью, так что нет ничего ошибочнее, чем говорить о благородных страстях... Любить как абсолютную ценность и с абсолютной привязанностью можно только божественное или, собственно, только Бога. Но поскольку Бог для наших
земных чувств слишком недосягаем, любовь к нему может быть только поклонением, и для любви к нему на земле он дал нам части божественного в разных формах, к которым мы можем склоняться

•...Большая красота и молодость привлекают наше внимание и доставляют нам удовольствие. Но почему нам не вглядеться умственным взором в лицо, на котором лежат следы прожитых лет? Разве нет в нем истории, часто неведомой, исполненной красоты или боли, истории, оставившей на его чертах такой отсвет, что мы растроганно читаем ее или о ней догадываемся? Молодость указывает на будущее, старость рассказывает о прошлом. Разве у прошлого нет права на наше участие?..

•- Люди становятся несчастны оттого, что хотят лишь чего-то одного, восхваляют лишь что-то одно, оттого, что они односторонни в своем желании насытиться. Будь мы в ладу с самими собой, мы гораздо больше радовались бы земным благам. Но от избытка желаний и вожделений мы прислушиваемся только к ним и неспособны понять невинность вещей, что вне нас. К сожалению, мы находим их важными, когда они оказываются предметом наших страстей, и неважными, когда они с нами не связаны, а ведь часто все бывает наоборот.

•...В этом-то и состоит суть лучших произведений древнего искусства и, думаю, суть всякого искусства вообще, что нельзя выделить какие-то части или намерения, о которых можно было бы сказать, что это всего прекраснее, нет, прекрасно целое, о целом хочется сказать, что оно прекрасней всего. Части же только естественны. В этом и заключена великая сила воздействия таких произведений на здравый ум, сила, воздействие которой на человека не ослабевает, когда он стареет, а, напротив, усиливается, и потому и сведущему в искусстве, и ничего в нем не смыслящему, если только вообще душа его открыта прекрасному, так легко распознать такие произведения искусства...

•...Кто вздумал бы вдруг изобрести что-то новое, ни частями, ни построением не похожее ни на что прежнее, тот был бы так же глуп, как если бы он потребовал, чтобы из существующих животных и растений вдруг возникли какие-то новые, доселе неведомые. Только в природе постепенность всегда чиста и мудра, а в искусстве, отданном человеку на произвол, получается то несообразность, то застой, то отход назад...

Источник  и Источник

Все о живице хвойных деревьев

Смола или живица выделяется преимущественно у деревьев хвойных пород при повреждении древесного покрова. Как только она выступает, имеет вид густой вязкой массы. При воздействии с воздухом застывает и отвердевает и становится смолой.

Правильно будет назвать выделяемое вещество живицей. Живица это растворенные в эфирных маслах смолы. Смолы не имеют запаха. Запах источают именно эфирные масла.

Когда, на воздухе большая часть эфирных масел улетучивается, остается в смоле порядка 6-8 %. Поэтому смола имеет приятный, не едкий запах и не вполне твердую консистенцию.

Смола это аморфное твердое вещество.

Состав хвойной смолы

Смола, вытекая из трещин дерева, покрывает поверхность раны. Этим самым дерево защищает себя от проникновения болезнетворных организмов через трещины. Живицу можно назвать своеобразным пластырем, который накладывает на себя дерево. Смола хвойных деревьев обладает антисептическими и бактерицидными свойствами.

Химический состав хвойной смолы>

Смолы не растворяются в воде, но растворяются в хлороформе, спирте и других органических растворителях.

В состав смолы входят:

  • Жирные кислоты и их эфиров
  • Смоляные кислоты
  • Спирты
  • Стеролы
  • Резены
  • Воски

Смола образуется в наружных слоях дерева. В структуре древесины есть вертикальные и горизонтальные ходы, называемые смоляными ходами. Преимущественно в эти ходы и выделяется смола. Смоляные ходы могут быть от 10 до 80 см в длину

С точки зрения обработки древесины, смола хвойных пород деревьев становится непобедимым «врагом» производителей деревянной продукции.

Древесина хвойных деревьев недорогая, прочная,упругая и имеет красивую структуру. Но из за присутствия в структуре смолы, инструменты, которыми обрабатывают древесину быстро изнашиваются, усложняется формирование декоративного и защитного слоя.

С поверхности древесины, смолу убирают путем растворения и омыливания. Но смола остается внутри древесины, которая может выйти на поверхность при определенных обстоятельствах.

В настоящее время пытаются изучить возможности изоляции смолы внутри подложки при помощи различных средств. Но до решения проблемы еще очень далеко…

Раз мы начали говорить о смоле хвойных деревьев, будет правильно упомянуть янтарь. При окислении с кислородом, хвойные смолы становятся чрезвычайно стойкими к воздействию внешней среды. Поэтому они могут много лет пролежать в земле и превратиться в удивительной красоты янтарь.

Добыча смолы хвойных деревьев

Смолы сосны, кедра, ели, лиственницы, пихты пользуются самой большой популярностью. Сосновая смола преобладает в промышленных масштабах. Принципиальных различи по добыче смолы нет. Поэтому рассмотрим, как добывают сосновую смолу.

Сосна дает очень хорошую смолу после умеренной зимы, растущая на сухих, солнечных местах. А вот на влажной почве, затененном месте и после холодной зимы, сосна дает темную и горькую смолу

В промышленных масштабах, древесную смолу добывают методом подсочки.

Надрезы, в виде желобков в древесном стволе и называются подсочкой. Смола начинает вытекать из ран, стекает под углом в предварительно подставленные емкости. Сначала выделяется небольшое количество смолы и рана быстро затягивается. Спустя 10 дней желобки снова расчищают и выделение смолы происходит более интенсивно. За сезон, таким способом дается собрать порядка 500 гр смолы с одной сосны. При этом дерево остается здоровым, если ему давать передышку и добывать смолу понемногу.

Но есть и более жесткие методы. Когда до сруба дерева остается 4-5 лет, надрезы делают по всему периметру ствола. При таком методе можно добыть до 300 кг смолы с одного гектара леса. (несколько кг с одного дерева).

Хвойную смолу добывают и из пней. Для этого пни измельчают и методом экстракции или перегонки добывают смолу из древесины.

Применение хвойных смол в промышленности

https://textman.ru/wp-content/uploads/2018/11/3006051.jpg

Из живицы хвойных деревьев выделяют скипидар, который используется для производства лаков и красок, в химической промышленности.

Канифоль, выделенную из живицы, применяют для производства искусственной кожи, каучука, пластмассы, мыла, линолеума и других весьма полезных вещей

Сосновую смолу применяют для просмаливания древесины. А также, для производства смоляных масел, вара, пека и как смягчитель для резиновых смесей.

Применение хвойных смол в медицине

Все виды смолы хвойных деревьев обладают обезболивающие, антисептические, заживляющие свойства. Эти чудотворные свойства известны с древних времен. Есть некоторые различия в свойствах разных пород хвойных деревьев.

  • Кедровая живица применяется и отлично помогает при лечении болезней, связанных с нарушением кровообращения мозга. Таких как, травмы, атеросклероз, гипоксия, старческие деменции, нарушения речи и памяти и т. д. Помимо прочего, живица кедра может помочь нормализовать сердечную деятельность.
  • Смолу лиственницы нередко применяют для лечения вшей и чесотки. Также, средство зарекомендовало себя как отличное средство от гельминтов, при амебиазе и лямблиозе
  • Универсальным заменителем антибиотиков является лиственничная смола. Она обладает противоопухолевыми способностями. Способна истреблять инфекции слизистых полости рта и половых органов, кишечника, желудка, пищевода. Помогает избавиться от фурункулов и карбункулов
  • Отличным иммуностимулятором и антиоксидантом является еловая смола. Также, помогает при ушибах, трофических язвах, ожогах, язве желудка, туберкулезе и бронхите.
  • В целом, древесная смола обладает чрезвычайно полезными свойствами как для здоровья человека, так и для обустройства быта. Помимо этого, она вполне доступная. Можно просто пойти в лес и насобирать смолы с хвойных деревьев.

Для использования в медицинских целях смолу нужно «почистить»

Это делается следующим образом:

Грязную живицу заворачиваем в марлю и кидаем в кипящую воду. При этом, смолы выступит на поверхность воды и можно ее просто собрать ложкой или вылить в емкость с холодной водой, для застывания.

Потом смолу можно скатать в шарики и применяют по любому назначению. Срок хранения смолы не ограничен.

Будьте здоровы!

Источник

ПРИТЧА НЕДЕЛИ. Цена платья

Одна девушка решила заказать платье у известного портного, потому что шил он самые красивые платья.

Девушка, придя в мастерскую, первым делом решила поторговаться.

 — Вы очень много берёте за свои платья, — заявила она.

— Разве? Я вовсе так не считаю, — возразил портной.

— Ещё как дорого! Сами посудите — на пошив платья для меня потребуется не больше двух метров ткани. Так?

— Так, — согласился тот.

— Ну вот, если к стоимости ткани прибавить стоимость ниток, иголок и даже ножниц, цена получится куда дешевле, чем вы берете за платье.

Ну, так ведь?

Портной помолчал, подумал, а потом с улыбкой ответил:

— Ну что ж, юная леди, вы меня почти убедили. Настолько, что я согласен взять с вас вдвое меньше денег. Если вы настаиваете, конечно.

— Конечно, настаиваю! — обрадовалась девушка.

— Договорились. Сейчас я сниму мерки, а через неделю принесу заказ вам домой.

Девушка всю неделю хвалилась подругам, как дёшево она получит платье от известного портного. Те, конечно, завидовали ей и захотели сами посмотреть на платье. В назначенный час все собрались у неё дома.

Пришёл портной и … вручил девушке коробку.

Девушка торжественно сняла крышку и извлекла оттуда… два метра ткани, пару катушек ниток, иголки и ножницы…

В гневе она набросилась на портного.

— Как вы посмели меня обмануть?! — вскричала она.

— Я? Обмануть? Никакого обмана нет, — улыбнулся портной. — Я сложил в коробку всё то, что было оплачено. Если же там, всё-таки, чего-то не хватает, то, возможно, это потому, что вы забыли за это заплатить?

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх