«Волшебная флейта»
Режиссер Валерий Угаров. Россия, 1995. Музыка Вольфганг Амадей Моцарт — опера «Волшебная флейта»
О «Волшебной флейте» Валерия Угарова из проекта «Operavox» стоит рассказать отдельно. Это прекрасное кино, полное невероятных фантазий, превращений и той чисто анимационной магии, которая так подходит опере Моцарта. Художником этого фильма, сумевшим соединить тут причудливое и страшное со смешным, был Игорь Олейников, сегодня — знаменитейший книжный иллюстратор. В фильме отдана дань многим искусствам, включая цирк (в персонажах), кино (круглый экран-луна на одеянии Царицы ночи), ну и, конечно, театр, на который нам намекают с первых кадров, а к финалу уже весь волшебный мир превращается в подмостки, соединяя в поклонах злодеев и героев. Опера «Волшебная флейта» — вероятно, из-за своей фантастичности — вообще оказалась очень любимой анимацией. Одна из арий была анимирована в проекте «Воображаемая опера», о котором уже шла речь раньше; режиссеры Эмануэле Луццати с Джулио Джанини в 1978 году сняли по «Волшебной флейте» часовой фильм в том же ярком примитивистском духе, что и их шедевры по Россини. А британская театральная компания «1927», удивительным образом соединяющая анимацию со сценой, поставила несколько лет назад моцартовскую оперу в берлинской «Комише опер». На экране шла фантасмагорическая анимация, сочиненная режиссером Полом Бэрритом, а актеры с ней взаимодействовали.
«Фантазия 2000» («Fantasia 2000»)
Режиссеры Джеймс Элгар, Гаэтан Брицци, Пол Брицци и др. США, 1999. Музыка Джордж Гершвин — «Голубая рапсодия», Камиль Сен-Санс — «Карнавал животных», Поль Дюка — «Ученик чародея», и др.
Через 60 лет после первой «Фантазии» студия Disney сняла сиквел фильма — новый полнометражный набор анимационных эпизодов на классическую музыку (на этот раз из семи частей), причем «Ученик чародея» с Микки-Маусом перекочевал в новый фильм из старого. Главной новацией было то, что мультфильм снят в формате IMAX (это первый анимационный полный метр, снятый для огромного экрана), а традиционная анимация тут соединялась с компьютерной. Ведущие в этом проекте менялись перед каждым эпизодом, а большую часть номеров сыграл Чикагский симфонический оркестр под управлением Джеймса Ливайна. «Фантазия 2000» получила много наград, включая несколько премий «Эмми», но оценена была далеко не так высоко, как первая часть.
Фильм снова начинается с абстракции — метафорического эпизода по Пятой симфонии Бетховена о победе света (черные и цветные треугольники здесь напоминают бабочек и черных птиц). Также есть эпизод по «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина о Нью-Йорке 1930-х годов в духе карикатуриста Эла Хиршфельда; «Торжественные и церемониальные марши» Эдуарда Элгара, где в историю о Ноевом ковчеге вплетается сюжет о Дональде Даке, который сначала потерял, а потом снова нашел свою жену. И смешной «Карнавал животных» Сен-Санса о стае фламинго, один из которых увлекся игрушкой.
«Адажио»
Режиссер Гарри Бардин. Россия, 2000. Музыка Ремо Джадзотто — Адажио Альбинони
В «Адажио» мэтр отечественной анимации, всегда в фильмах открывающий игровые возможности самых обычных предметов и материалов, работает в своем любимом жанре притчи с условными бумажными куклами, сделанными в духе оригами. Противопоставление белого благородного героя и черной обывательской толпы, сначала мажущей и топчущей, а потом прославляющей его, в первую очередь ассоциируется с рассказом о смерти и воскресении Христа, что особенно поддержано возвышенной музыкой Джадзотто. Но определенно в неменьшей мере является гневным высказыванием режиссера о постсоветской реальности.
«Петя и волк» («Peter & the Wolf»)
Режиссер Сьюзи Темплтон. Польша, 2006. Музыка Сергей Прокофьев — «Петя и волк»
Новейшая кукольная версия симфонической сказки Сергея Прокофьева 1936 года, снятая британским режиссером Сьюзи Темплтон с польской командой и получившая «Оскар», — пожалуй, самая знаменитая из всех, хотя постановок этого сюжета немало, включая две не слишком удачные отечественные, тоже кукольные: 1958 года и 1976-го режиссера Анатолия Карановича. И забавную рисованную американскую версию из еще одного сборного музыкального проекта студии Disney — «Make Mine Music» (1946) с собственным комическим комментарием, птичкой Сашей и уткой Соней. Жесткая, невероятно реалистическая, со множеством бытовых подробностей, версия Темплтон о нищей постперестроечной провинциальной России с мрачным одиноким подростком Петей, которого бьют гопники, производила сильное впечатление. Судя по отзывам, отечественные зрители несколько обиделись за такой малоприятный взгляд на Россию из-за границы, не думая о том, что у художников польской студии Se-ma-for, на которой снимался фильм, на памяти и перед глазами была такая же советская бедная реальность в Польше.
«Фантазия о мертвом человеке на музыку Бетховена»
Режиссер Мария Литвинова. Россия, 2006. Музыка Людвиг ван Бетховен — Симфония № 7 ля мажор (II часть — Allegretto)
Юная Мария Литвинова, которая теперь стала известным театральным режиссером и ставит вместе со своим мужем Вячеславом Игнатовым эффектные кукольные и детские спектакли по всей России и за рубежом, сняла этот очень простой мультфильм, еще когда училась во ВГИКе и до диплома было далеко.
Свежие комментарии