ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Философия поэзии Мандельштама

Не в ногу со всеми. Кем был «мученик» русской поэзии Осип ...

Стихи Мандельштама позволяют с полным правом говорить, что он был и есть единственный и главный наследник Велимира Хлебникова. Даже в последних письмах 1938 года Мандельштам упоминает, что среди книг, взятых с собой в Дом отдыха, есть «между прочим, весь Хлебников». Никого не упомянул, только его.

Творчество и стихи Мандельштама невозможно отделить от его жизненной судьбы, но акцент только на трагедии поэта без понимания и разбора его поэтических принципов (да простят меня его поклонники, к числу которых  тоже принадлежу) кажется больше данью конъюнктуре, чем действительно необходимой частью понимания его поэзии.

Гораздо больше его биографии меня интересует, почему и как менялись его темы, что происходило с ним, как с поэтом, а не просто с человеком, как человеческое перерабатывалось в поэтическое. Важно, например то, что Мандельштам постепенно смещался и в жизни, и в стихах от Запада к Востоку.

Начав юность с Европы, где учился нескольких лет, он последовательно жил в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже, посещая между этими точками Армению и Грузию, и закончил жизнь в пересыльном лагере на самой дальней точке – во Владивостоке. Эволюция его тридцатилетней творческой жизни тоже все больше сдвигалась в сторону восточных мотивов – от Чаадаева и католичества к Флоренскому, православию и иудаизму.

mandelshtam1

Параллельно этому смещались его внутренние потребности - от необходимости встраивания в социальность и получения внешнего признания – к самоуглублению и обретению точки опоры внутри себя; от обилия контактов - к всё большей изоляции от внешней среды, обретению самодостаточности и независимости; от прозрачности и классической ясности в поэтике «Камня» к  неясности, невнятности и погружению в зыбучие пески одиночества в поздних стихах тридцатых годов. Бормотание стихов оказалось единственным заслоном для защиты от безумия, в которое погружалась страна и он вместе с ней, своего рода заговор ужаса, в котором пребывал. Центростремительность становилась естественной реакцией на травлю и неприятие внешнего окружения.

2016 год для поэта юбилейный:  сто двадцать пять лет со дня рождения (1891). К сегодняшнему дню, благодаря героическим усилиям, прежде всего, жены Мандельштама, опубликовано всё, что им написано, поэтому можно проследить сквозные темы его творчества.

Поэт, мыслитель, философ, прозаик Осип Эмильевич Мандельштам менял не просто поэтику, он менял свое мировоззрение, выражая его в прозе, вслед за которой шла новая  поэзия и новый Мандельштам. Не случайно перед каждым сборником в качестве эпиграфа он печатал прозаическое вступление, излагая свое отношение к мироощущению художника, к слову, к страданиям и миссии поэта и Творца.

Три этапа, три поэтики, которые вслед за М.Гаспаровым принято выделять в творчестве поэта (соответственно трем  сборникам «Камень», «Тристиа» и «Новые стихи»), сильно отличаются друг от друга. Особенно сильно от всего прежде созданного отличаются стихи позднего периода: после пяти лет молчания Мандельштам словно заново родился, снова научился летать и сумел реализовать обретенную силу в более чем  двухстах стихотворениях, написанных всего за семь лет (с 1930 по 1937 год) - столько же, сколько за предыдущие четверть века.

Лучшее, написанное о Мандельштаме-человеке, на мой взгляд - это воспоминания Ирины Одоевцевой в мемуарах «На берегах Невы».

На берегах Невы. На берегах Сены» читать онлайн книгу автора Ирина ...

Читая их, невозможно соединить детскую непосредственность и абсолютную неприспособленность к жизни поэта с той каменной стойкостью и мужеством, которые он проявлял в самых тяжелых ситуациях. И, наверное, ключом к этому парадоксу являются вот эти слова Одоевцевой:

«…разница между Кузминым и Мандельштамом была в том, что Кузмин действительно был легкомыслен, тогда как Мандельштам только притворялся и под легкомыслием старался скрыть от всех – а главное, от себя – свое глубоко трагическое мироощущение, отгораживаясь от него смехом и веселостью. Чтобы не было слишком страшно жить».

Парадоксальность, соединение несоединимого, является неотъемлемым качеством не только его образа как человека, но и пронизывает все его поэтическое творчество. Вся поэтика Мандельштама парадоксальна и его пристрастие к парадоксам отмечается большинством исследователей творчества поэта.

Мандельштам сознательно ориентируется на зыбкость и неоднозначность сюжета. Его парадоксальность во многом объясняется боязнью оказаться тривиальным, от чего может спасти, по его убеждению,  только противоречивость текста, выступающая источником энергетики стиха, законом и нормой как жизни, так и творчества.

Больше всего поэт боится хаоса, замирания жизни, ее омертвения, в которой нет места спорам и парадоксам. Лучше катастрофа, чем замирание, лучше гнев, чем мертвое единодушие. Парадокс – это бодрость мысли и удивление жизни. Поэтому его пугала наступающая глухота новой социальности с ее торжеством самодовольного и всегда правого  чиновничества.

Маршак+Мандельштам. Как изменится фестивальный Воронеж?. Последние ...

Его волновала тема исторической катастрофы, разрыва между веками, агонии культуры уходящей эпохи и наступающего хаоса. Им поэт должен противопоставить сотворение своего собственного культурного Космоса. Эпоха - Культура - Творец – триада, отношения между которыми, определяют философско-поэтическую систему Мандельштама, как раннего, так и позднего.

Опираясь на концепцию вечного Возвращения Ницше, поэт постоянно прибегает к скрытому и явному цитированию прежних авторов, доставая из культурной сокровищницы слова и образы, позволяющие творить Космос. Для него, как и для Хлебникова, не существует границ времени. Все существует здесь и теперь: и античность, и готика, и модернизм, которые рассматриваются им как материал, из которого поэт творит свою Вселенную.

Творец в эпоху безвременья тоталитарного государства оказывается как никогда востребованным и эта мысль составляет основу поэтики позднего Мандельштама. Поэту необходимо снизойти в Ад, погрузиться  во мрак, замолчать, умереть, чтобы вновь возродиться как Феникс из пепла. Именно это самоопределение и было основанием для ухода поэта в пятилетнее безмолвие, из которого он вышел обновленным и возрожденным.

«Сострадание к государству, отрицающему слово, - общественный путь и подвиг современного поэта» («Слово и культура»)

Лирический герой Мандельштама в поэзии тридцатых годов пребывает одновременно в двух взаимоисключающих местах:  в Преисподней и в Космосе. Результатом этого стали психологический надрыв и трагическая гибель поэта. Судьба Творца, таким образом, в рамках философской концепции Мандельштама, вписывается в евангельский сюжет добровольной жертвы во имя искупления мира.

Один из крупнейших поэтов XX века Осип Мандельштам

Это делает культуру и поэзию сакральной, а пророческий голос Творца - частью всемирного культурного пространства, в котором он обретает бессмертие. Таким  образом, стихи Мандельштама – это не просто поэзия, это разворачивание парадоксального столкновения Эпохи, Творца и Культуры.

Мандельштам - мыслитель неклассической эпохи, дающий не обобщающую теорию или систематическую философию. Он дает свое уточняющее истолкование. В парадигме неклассической эпохи нет и не может быть единственного истолкования. Отсюда  амбивалентность и поливалентность его поэзии как ее родовая черта, вариативность и неоднонаправленность смысла одних и тех же стихов Мандельштама.

На меня нацелилась груша да черемуха -
Силою рассыпчатой бьет меня без промаха.

Кисти вместе с звездами, звезды вместе с кистями,-
Что за двоевластье там? В чьем соцветьи истина?

С цвету ли, с размаха ли - бьет воздушно-целыми
В воздух, убиваемый кистенями белыми.

И двойного запаха сладость неуживчива:
Борется и тянется - смешана, обрывчива.

Источник
Продолжение следует

Все о живице хвойных деревьев

Смола или живица выделяется преимущественно у деревьев хвойных пород при повреждении древесного покрова. Как только она выступает, имеет вид густой вязкой массы. При воздействии с воздухом застывает и отвердевает и становится смолой.

Правильно будет назвать выделяемое вещество живицей. Живица это растворенные в эфирных маслах смолы. Смолы не имеют запаха. Запах источают именно эфирные масла.

Когда, на воздухе большая часть эфирных масел улетучивается, остается в смоле порядка 6-8 %. Поэтому смола имеет приятный, не едкий запах и не вполне твердую консистенцию.

Смола это аморфное твердое вещество.

Состав хвойной смолы

Смола, вытекая из трещин дерева, покрывает поверхность раны. Этим самым дерево защищает себя от проникновения болезнетворных организмов через трещины. Живицу можно назвать своеобразным пластырем, который накладывает на себя дерево. Смола хвойных деревьев обладает антисептическими и бактерицидными свойствами.

Химический состав хвойной смолы>

Смолы не растворяются в воде, но растворяются в хлороформе, спирте и других органических растворителях.

В состав смолы входят:

  • Жирные кислоты и их эфиров
  • Смоляные кислоты
  • Спирты
  • Стеролы
  • Резены
  • Воски

Смола образуется в наружных слоях дерева. В структуре древесины есть вертикальные и горизонтальные ходы, называемые смоляными ходами. Преимущественно в эти ходы и выделяется смола. Смоляные ходы могут быть от 10 до 80 см в длину

С точки зрения обработки древесины, смола хвойных пород деревьев становится непобедимым «врагом» производителей деревянной продукции.

Древесина хвойных деревьев недорогая, прочная,упругая и имеет красивую структуру. Но из за присутствия в структуре смолы, инструменты, которыми обрабатывают древесину быстро изнашиваются, усложняется формирование декоративного и защитного слоя.

С поверхности древесины, смолу убирают путем растворения и омыливания. Но смола остается внутри древесины, которая может выйти на поверхность при определенных обстоятельствах.

В настоящее время пытаются изучить возможности изоляции смолы внутри подложки при помощи различных средств. Но до решения проблемы еще очень далеко…

Раз мы начали говорить о смоле хвойных деревьев, будет правильно упомянуть янтарь. При окислении с кислородом, хвойные смолы становятся чрезвычайно стойкими к воздействию внешней среды. Поэтому они могут много лет пролежать в земле и превратиться в удивительной красоты янтарь.

Добыча смолы хвойных деревьев

Смолы сосны, кедра, ели, лиственницы, пихты пользуются самой большой популярностью. Сосновая смола преобладает в промышленных масштабах. Принципиальных различи по добыче смолы нет. Поэтому рассмотрим, как добывают сосновую смолу.

Сосна дает очень хорошую смолу после умеренной зимы, растущая на сухих, солнечных местах. А вот на влажной почве, затененном месте и после холодной зимы, сосна дает темную и горькую смолу

В промышленных масштабах, древесную смолу добывают методом подсочки.

Надрезы, в виде желобков в древесном стволе и называются подсочкой. Смола начинает вытекать из ран, стекает под углом в предварительно подставленные емкости. Сначала выделяется небольшое количество смолы и рана быстро затягивается. Спустя 10 дней желобки снова расчищают и выделение смолы происходит более интенсивно. За сезон, таким способом дается собрать порядка 500 гр смолы с одной сосны. При этом дерево остается здоровым, если ему давать передышку и добывать смолу понемногу.

Но есть и более жесткие методы. Когда до сруба дерева остается 4-5 лет, надрезы делают по всему периметру ствола. При таком методе можно добыть до 300 кг смолы с одного гектара леса. (несколько кг с одного дерева).

Хвойную смолу добывают и из пней. Для этого пни измельчают и методом экстракции или перегонки добывают смолу из древесины.

Применение хвойных смол в промышленности

https://textman.ru/wp-content/uploads/2018/11/3006051.jpg

Из живицы хвойных деревьев выделяют скипидар, который используется для производства лаков и красок, в химической промышленности.

Канифоль, выделенную из живицы, применяют для производства искусственной кожи, каучука, пластмассы, мыла, линолеума и других весьма полезных вещей

Сосновую смолу применяют для просмаливания древесины. А также, для производства смоляных масел, вара, пека и как смягчитель для резиновых смесей.

Применение хвойных смол в медицине

Все виды смолы хвойных деревьев обладают обезболивающие, антисептические, заживляющие свойства. Эти чудотворные свойства известны с древних времен. Есть некоторые различия в свойствах разных пород хвойных деревьев.

  • Кедровая живица применяется и отлично помогает при лечении болезней, связанных с нарушением кровообращения мозга. Таких как, травмы, атеросклероз, гипоксия, старческие деменции, нарушения речи и памяти и т. д. Помимо прочего, живица кедра может помочь нормализовать сердечную деятельность.
  • Смолу лиственницы нередко применяют для лечения вшей и чесотки. Также, средство зарекомендовало себя как отличное средство от гельминтов, при амебиазе и лямблиозе
  • Универсальным заменителем антибиотиков является лиственничная смола. Она обладает противоопухолевыми способностями. Способна истреблять инфекции слизистых полости рта и половых органов, кишечника, желудка, пищевода. Помогает избавиться от фурункулов и карбункулов
  • Отличным иммуностимулятором и антиоксидантом является еловая смола. Также, помогает при ушибах, трофических язвах, ожогах, язве желудка, туберкулезе и бронхите.
  • В целом, древесная смола обладает чрезвычайно полезными свойствами как для здоровья человека, так и для обустройства быта. Помимо этого, она вполне доступная. Можно просто пойти в лес и насобирать смолы с хвойных деревьев.

Для использования в медицинских целях смолу нужно «почистить»

Это делается следующим образом:

Грязную живицу заворачиваем в марлю и кидаем в кипящую воду. При этом, смолы выступит на поверхность воды и можно ее просто собрать ложкой или вылить в емкость с холодной водой, для застывания.

Потом смолу можно скатать в шарики и применяют по любому назначению. Срок хранения смолы не ограничен.

Будьте здоровы!

Источник

ПРИТЧА НЕДЕЛИ. Цена платья

Одна девушка решила заказать платье у известного портного, потому что шил он самые красивые платья.

Девушка, придя в мастерскую, первым делом решила поторговаться.

 — Вы очень много берёте за свои платья, — заявила она.

— Разве? Я вовсе так не считаю, — возразил портной.

— Ещё как дорого! Сами посудите — на пошив платья для меня потребуется не больше двух метров ткани. Так?

— Так, — согласился тот.

— Ну вот, если к стоимости ткани прибавить стоимость ниток, иголок и даже ножниц, цена получится куда дешевле, чем вы берете за платье.

Ну, так ведь?

Портной помолчал, подумал, а потом с улыбкой ответил:

— Ну что ж, юная леди, вы меня почти убедили. Настолько, что я согласен взять с вас вдвое меньше денег. Если вы настаиваете, конечно.

— Конечно, настаиваю! — обрадовалась девушка.

— Договорились. Сейчас я сниму мерки, а через неделю принесу заказ вам домой.

Девушка всю неделю хвалилась подругам, как дёшево она получит платье от известного портного. Те, конечно, завидовали ей и захотели сами посмотреть на платье. В назначенный час все собрались у неё дома.

Пришёл портной и … вручил девушке коробку.

Девушка торжественно сняла крышку и извлекла оттуда… два метра ткани, пару катушек ниток, иголки и ножницы…

В гневе она набросилась на портного.

— Как вы посмели меня обмануть?! — вскричала она.

— Я? Обмануть? Никакого обмана нет, — улыбнулся портной. — Я сложил в коробку всё то, что было оплачено. Если же там, всё-таки, чего-то не хватает, то, возможно, это потому, что вы забыли за это заплатить?

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх