О́сип Эми́льевич Мандельшта́м (имя при рождении — Ио́сиф; 3[15] января1891, Варшава — 27 декабря1938, Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя во Владивостоке) — поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтовXX века.
Первые стихи Осипа Мандельштама были написаны в направлении символизма.
Последующее же творчество Мандельштама происходило под влиянием акмеистов.В стихах, написанных в годы революции и гражданской войны, отразилась трудность художественного осмысления поэтом новой действительности. Несмотря на идейные колебания, Мандельштам искал пути творческого участия в новой жизни. Об этом свидетельствуют его стихи 20-х годов.
Новые черты поэзии Мандельштама выявляются в его лирике 30-х годов: тяготение к широким обобщениям, к образам, воплощающим силы «чернозема» (цикл «Стихи 1930-1937 гг.»). Значительное место в творчестве Мандельштама занимают статьи о поэзии. Наиболее полно изложение эстетических взглядов поэта помещено в трактате «Разговор о Данте» (1933).
Несколько лет (с 1925 по 1930) Мандельштам посвятил написанию прозы. В 1928 году был опубликован сборник стихотворений Мандельштама, несколько его статей.
После этого в биографии Осипа Мандельштама происходит период, когда поэт стремится создать новую культуру в стране. За антисталинское произведение отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год он находится в Воронеже, после разрешения на выезд снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток. В декабре 1938 года Мандельштам скончался от тифа.
Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Сейчас изданы все произведения О.Мандельштама.
Сегодня ночью, не солгу, Из омута злого и вязкого *** Что поют часы-кузнечик. | Зверинец *** Это какая улица?
|
Я скажу это начерно, шопотом *** Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него — то малина И широкая грудь осетина. Ноябрь 1933 |
Свежие комментарии