На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 780 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

Нечистая сила. Шуликуны

Шуликун. Иллюстрация Надежды Антиповой

Шуликун. Иллюстрация Надежды Антиповой

Шуликуныв русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходщие из проруби на свет

Шуликун из сборника "Персонажи славянской мифологии"
Кулеша́тавариант названия Шуликунов, демонов Святок
Кулешивариант названия Шуликунов, демонов Святок
Шиликунывариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шилиханывариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шликунывариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шулюкунывариант написания названия Шуликунов, демонов Святок

"Эти мелкие демоны..., по-видимому, происходят из "заложных" покойников, хотя об этом есть лишь немногочисленные свидетельства и косвенные данные.

Слово шуликун одни исследователи связывают с тюркским "шулюк" (пиявка), другие полагают, что оно происходит из татарского "шульган" (злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота). Третьи ученые считают это слово славянским и выводят его из древнерусского прилагательного "шуй" — "левый" (возможно, от древне-славянского "шуй" — "левый, плохой, нечистый" с двойным суффиксом — "ик" и — "ун" (2: с.609)), поскольку в славянской мифологии мир нечистой силы связан с левой стороной.

Интересные соответствия этому русскому слову есть в южнославянских языках: в болгарском слово "шулек" означает незаконорожденного ребенка, а у македонцев "шулько" — обращение к еще не крещенному ребенку. У сербов ряженных, обходивших дома на Масленицу, называли словом "шилькани".

Шуликунами, шиликунами, шилиханами, реже кулешами и кулешатами на Русском Севере (а именно там этот персонаж известен) называют маленьких человечков, стайками появляющихся на Святки, всячески вредящих людям и исчезающих с окончанием этого периода. В это излюбленное нечистой силой время, время "без креста", когда новорожденный Христос еще не был окрещен, выходят на свет и другие, особые "святочные" демоны: святке — нечистый дух в облике человека или животного; святочницы — некрасивые, покрытые волосами духи, появляющиеся в банях и неосвященных избах; святоша и святеха — духи, показывающиеся тому, кто рядится на святки.

" (58: с.265)

Также шуликуны "родственны другим славянским демонам — караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири." (2: с.609)

Мифологические персонажи, появляющиеся на Святках, широко известны и в остальных славянских традициях. Сербы, которые период Святок называют "некрещенными днями", считают, что в этот период повляются караконджулы — демоны, происходящие из детей, зачатых или умерших в этот "нечистый" период.

Шуликуны вылезают на землю из воды — из речной проруби или болота. Они очень маленького роста — размером с кулачок, и с заостренными конусообразными головами, которыми они долбят во льду проруби, чтобы выбраться на землю." (58: с.266)

"Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заострённую голову (ср. Чёрт), изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканные кафтаны с кушаками и остроконечные шапки." (2: с.609)

В некоторых местностях думают, что у шуликунов нет пяток (вспомним, что черт тоже беспятый), а изо рта пышет огонь. Одеты они в пестрые одежды. На земле они толкутся на перекрестках, подстерегая людей, а также ездят по деревням. Одни говорят, будто у шуликунов есть сани, железные повозки и кони, другие утверждают, что они ездят на шкурах, рогожах, на печи, в железных ступах. В руках у шуликунов железные крюки, и ими они ловят людей. Схватив человека, они затягивают его в прорубь. Кроме этого, они делают людям разные мелкие пакости — заманивают пьяных в сугробы, бродят ночью по деревне, заглядывают в окна и пугают детей. Появление шуликунов считается плохим предзнаменованием — год будет несчастливым." (58: с.266)

"Кое-где шуликунам носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шёлку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести всё, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба и т.п.) и тогда их выгнать трудно." (2: с.609)

"Шуликуны в воде живут. Когда Святки — на сушу вылезают. Шапки остры, имеют коней, сани. Человека заберут в воду, да говорят: "До воды пихай, до воды пихай". К себе возьмут. Шапками долбят лед и человека в прорубь пихают. Боялись выйти на Святки — шуликуны возьмут." (58: с.266)

"Они, шуликуны, из проруби вылезут, у них все железное — и сани, и повозка, и кони железные. В повозку складут человека, вокруг дома объедут, на прорубь увезут." (58: с.266)

"Нас раньше стращали все. 25 декабря — Игнатов день, говорят, сегодня выходят шуликуны. Говорили детям: "Спи, а то шуликуны придут". На Рождество они выезжают из воды на ступах, на медных ступах, а во рту — огонь. Они по улице едут, в окошки смотрят..." (58: с.266)

"Шуликуны-то появляются за пять дней до Рождества. Шум стоит — шуликуны понаехали. Головы остры, жопы пестры. Да скажут: на коже, на коже шуликуны те едут, у них глаза светят, зубы светят, они в ступе летают, и шапки у них остры, долги шапки у них. Во Святки выезжают, во Святки прясть нельзя, шуликуны придут, веретен тебе много принесут. Они в реке живут и сами уедут накануне Крещенья." (58: с.266-267)

"Самое верное спасение от шуликунов, как и вообще от нечистой силы, — крестное знамение. Но в некоторых северорусских деревнях предпочитали и другие способы: в Сочельник во время водосвятия устраивали езду на тройках по льду на реке и вокруг деревни, чтобы "давить шуликунов".

Позднее шуликунами стали называть не только демонов, но и ряженых на Святки, которые группами бегали по селу и пугали прохожих. Часто в такие группы входили только парни, и одевались они в рваную одежду, вывернутые тулупы, закрывали себе лица и пугали девушек, стараясь догнать их и вывалять в снегу." (58: с.267)

наверх