В ее честь называют школы, детские сады и больницы. Она являлась нравственным идеалом и родственницей великой княгини Елизаветы Федоровны. История святой сурова и прекрасна. Она трогает за душу.
Необычная принцесса
Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини
Одна из родоначальниц традиций благотворительности и милосердия в Германии – Елизавета Тюрингская. Имя это не слишком известно большинству жителей России.
Юная принцесса, которая родилась в XII веке, прожила всего 24 года. Что такого можно успеть сделать за это время, чтобы люди помнили тебя 800 лет спустя?
Пророчество Клингзора о рождении Елизаветы. Часть алтарного полиптиха. 1420-1430 гг. Мастер ученик Конрада фон Зёста (госпиталь Св. Духа в Любике)
Представьте себе суровое средневековье. Одна из самых могущественных немецких земель – Тюрингия. Венгерский король Андрош – отец Елизаветы в дипломатических целях решил породниться с тюрингскими ландграфами. И посватал свою четырехлетнюю дочку Елизавету за сына правителя. Маленькую венгерскую принцессу привезли с богатым приданым в качестве гаранта политического договора.
Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия)
Подобные сватовства детей были характерны для средневековой знати. Малышку отвезли в замок Вартбург недалеко от города Айзенаха. Где она и воспитывалась как невеста будущего правителя. Девочку учили хорошим манерам, рукоделью, немецкому языку, чтению и письму.
В 14 лет Елизавета обвенчалась с Людвигом IV, ландграфом или князем Тюрингии. В следующем году она родила сына Генриха, затем дочь Софию.
А потом встретилась с францисканцами.
Житие святой Елизаветы неотделимо от эпохи, когда возник феномен религиозных орденов. XII век – расцвет Средневековья. Рим доминировал во всем – культуре, искусстве, политике. Новое время ставило перед собой новые задачи, для которых нужны были новые решения.
Одним из способов контроля над политической и духовной жизнью Европы было создание религиозных орденов. Организованные по военному типу, богатые ордена с непререкаемым авторитетом, пользовались поддержкой Ватикана. Францисканцы, доминиканцы, бенедиктинцы стали мощной силой в политической игре.
Представители орденов облекаются доверием монархов, им поручают дипломатические миссии. Елизавета Тюрингская и Франциск Азисский жили в одно время. Не обошли вниманием францисканцы и замок Вартбург.
Юная ландграфиня Тюрингии была потрясена их проповедью бедности, самоотречения и любви к нищим по образу Господню.
Эдмунд Блэр Лейтон, «Милосердие святой Елизаветы Венгерской»
С разрешения своего супруга она начала благотворительную деятельность. Елизавета стала матерью для бедных – раздавала еду, одежду и деньги неимущим. На ее средства была построены первая больница для бедных в Айзенахе.
Безграничная щедрость ландграфини и сердечное участие к нищим вызвало осуждение при дворе Вартбурга.
Бартоломе Мурильо, Елизавета Венгерская, ухаживающая за больными
Все это не вписывалось в привычные рамки. Жертвовать на строительство церквей, подавать милостыню бедным – это понятно. Но зачем пренебрегать своим знатным положением, дружить с ними? Семья ландграфа не одобряла ее странного поведения.
Отношения стали еще напряженней после того, как во время голода Елизавета приняла решение о раздаче голодающим зерна из графских запасов.
Чудо с розами
В житии рассказывается, что Елизавета тайно несла в переднике хлеб голодным. Когда ее заставили показать, что она в нем прячет, свершилось чудо – из передника посыпались розы. Этот момент из ее жизни изображен на иконе и множестве религиозных картин. Цветы розы стали символом святой Елизаветы.
Сразу на ум приходит житие Филарета Милостивого, который делился последним с нищими, часто и в ущерб собственной семье. Дошло до того, что родные от него стали прятать еду.
А святую Елизавету решил ограничить муж, прибегнув к духовному авторитету в лице строгого и сурового проповедника Конрада Марбургского. Теперь она должна была свои замыслы рассказывать сначала духовному отцу.
Вдова
В 1227 ее супруг Людвиг принял участие в шестом крестовом походе и умер от чумы в итальянском городе Отранто, оставив ее вдовой. К тому времени у них родились трое детей. Ей было всего 20 лет.
Елизавета отказалась от каких-либо претензий на управление Тюрингией, у нее забрали двух старших детей. «Неудобную» ландграфиню сразу отстранили от рычагов управления и фактически выгнали из замка.
Хозяин гостиницы впускает изгнанную Елизавету и ее детей
Ее звал к себе обратно отец-король, ей предлагали отправиться в монастырь, выйти снова замуж. Но она выбрала другой путь. По некоторым данным, Елизавета принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден.
Из школьного доклада о жизни святой Елизаветы
Вот и пришла к ней госпожа Бедность, с которой она так хотела познакомиться по примеру Франциска Ассизского.
Свое вдовье имущество она обменяла на маленькое имение в городе Марбурге. Сюда после скитаний прибыла Елизавета с младшей дочкой Гертрудой. С ней было несколько преданных служанок и две придворные дамы. Здесь она основала еще один госпиталь, где работала наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды лечебницы.
Руины госпиталя
Елизавета – графиня могущественной Тюрингии, стала сиделкой для больных бедняков.
К сожалению, не отличаясь крепким здоровьем, она надорвалась и умерла в 24 года. «Мать бедных» была похоронена здесь же, в госпитальной часовне.
Руины госпиталя сохраняются до сих пор.
Два Конрада, Фридрих и Филипп – политика вмешивается
Простой народ еще при жизни считал ее святой. Сотни паломников потянулись к гробу
Эту ситуацию решили использовать для укрепления своих политических позиций знатные родственники Елизаветы. Не так много было у Германии «своих» святых.
Все случаи исцелений фиксировались. Первое житие написал ее духовник – инквизитор и проповедник крестовых походов Конрад Марбургский. За канонизацию хлопотал Великий Магистр Тевтонского ордена Конрад Тюрингский – родственник покровительницы бедных.
Всего через три года после ее смерти Папа Григорий IX прославил Елизавету в лике святых.
Шандор Лизен-Майер, канонизация Святой Елизаветы Венгерской в 1235 году
На торжествах, посвященных этому событию, присутствовал жестокий император Фридрих Второй. Он, как отмечали современники, вряд ли, во что-то верил вообще.
Под покровительством и на средства Тевтонского ордена закладывается громадный храм. Он будет построен через 50 лет и станет первым готическим храмом Германии. Два 60-метровых шпиля до сих пор высятся над городом. Гробница богато украшена драгоценными камнями и барельефами, посвященными событиям из жизни ландграфини.
Величественный храм служил несколько столетий родовой усыпальницей гессенской знати. Все изменилось через триста лет в годы Реформации. Для новой религиозной концепции почитание мощей было лишним.
Потомок Елизаветы Тюрингской ландграф Филипп I Великодушный, родившийся в Марбурге, был ревностным приверженцем идей Мартина Лютера и толпы паломников ему надоели.
Он распорядился тайно захоронить мощи в разных местах, но исполнитель ослушался высочайшего приказа и спрятал их у себя в замке. Тевтонский орден, который охранял мощи святой, не смог препятствовать этому. Потом в результате длительной борьбы мощи перешли к католикам. Сейчас эта реликвия хранится в Вене в Конгрегации Сестер Святой Елизаветы. Протестанты об этом вспоминать не любят.
Идиот или святой?
Из реферата школьника 3 класса о жизни святой Елизаветы
Как повествует житие, Елизавета все время боролась с собой, чтобы победить брезгливость целовала раны прокаженных, носила бедное платье, к которому пришивала заплатки, просила Господа помочь ей любить чужих детей так же, как своих.
Вот еще один момент – говорят, что однажды, еще при жизни мужа, она положила прокаженного сироту в супружескую постель, что вызвало гнев мужа. Он отбросил покрывало и обнаружил в постели не больного ребенка, а младенца Христа.
Что это? Экзальтация или вершина духовного совершенства?
Св. Елизавета Тюрингская посещает больную. Витраж ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан. Ок. 1238 г.
Вот, что пишет историк Отто Герхарда Эксле в книге «Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья»:
«Около 1200 года «идиот» появляется как фигура в движении добровольной бедности. <…> Однако Бог избрал именно его, поскольку образованные и имеющие социальный вес люди не годятся для поручения Господа в отношении бедняков. <…> Елизавета Тюрингская около 1200 года воплощала собой этот новый тип.
Старинная фигура святой Елизаветы. Здесь святая представлена с учетом канонов тогдашней моды
Следует заметить, что Елизавета по своим умственным способностям отнюдь не была слабоумной, скорее напротив. Ее духовник Конрад Марбургский назвал Елизавету “без сомнения в высшей степени умной женщиной” (mulier indubitanter prudentissima).
Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан
Она, идентифицируя себя с бедными, добровольно делала из себя слабоумную и демонстрировала это также и своим одеянием: серое платье движения добровольной бедности, которое она обыкновенно носила, благодаря надставленным кускам и нашитым заплаткам других цветов стало столь пестрым, что окружающим это представлялось курьезным».
В России сказали бы – юродивый. Вспоминается роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот», Алеша Карамазов, который говорил, что не могу я вместо «всего» отдать лишь пять копеек, а вместо «иди за Мной» просто ходить к обедне…
Похоже, и Елизавета Тюрингская была из такой породы.
Две Елизаветы
Елизавета Тюрингская (ок. 1325). Мастер Симоне Мартини
У юной ландграфини было трое детей. Средняя дочь – София Брабантская – стала основательницей ландграфства Гессен.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, таким образом, прямым потомком святой Елизаветы Тюрингской.
Преподобномученица Елизавета говорила, что на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой она носила свое имя.
Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан)
Недавно во Франкфурте-на-Майне в Музее иконы проходила выставка «Гессенские принцессы в Российской истории», ее предваряла научная конференция. Речь там зашла о двух Елизаветах. Докладчики отмечали, что в их судьбе много поразительного сходства: святая Елизавета Тюрингская также в детстве лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного принца, пережила гибель мужа, претерпела многочисленные насмешки и издевательства родных, отдав все свое состояние бедным, закончила путь в добровольной нищете и болезнях. И при этом – светилась радостью и делилась ею со всеми вокруг.
Сердце Марбурга
Элизабеткирхе. Марбург
Марбург – старинный университетский городок, расположенный в земле Гессен. Оказавшись тут, чувствуешь себя попавшим в сказку братьев Гримм. Замок на горе, фахверковые домики и сердце города – готическая церковь Элизабеткирхе. Это можно почувствовать, зайдя под высокие своды храма.
Церковь Св. Елизаветы в Марбурге
В книге отзывов – много записей на русском. Студенты, эмигранты приходят сюда.
Элизабеткирхе. Марбург
В Марбурге, к сожалению, нет православной церкви, а душа просит небесной пищи.
Экскурсия у стен элизабеткирхе
Здесь всегда толпятся экскурсанты. Слушают историю о юной принцессе, которая положила жизнь на служение бедным и нищим, образ знатной красавицы с добрым сердцем продолжает пленять сердца.
Св. Елизавета Венгерская является покровительницей нищих, бродяг, благотворительных организаций, беженцев, домов престарелых, изготовителей кружев, а так же тех, кто терпит насмешки из-за своей набожности.
Ее праздник - 17 ноября
Свежие комментарии