Хвастунишка

6 805 подписчиков

Свежие комментарии

НОСТАЛЬГИЯ. Песни старые, но не забытые. Песни военных лет, о войне и победе

https://phototass3.cdnvideo.ru/width/1360_b6269244/tass/m2/uploads/i/20150506/4003459.jpg

Песни о войне всегда будут напоминать нам, какой героический подвиг совершил советский народ в борьбе с фашизмом.

Музыка помогла русскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить. Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде мотивировали людей на подвиг.

Они стали духовным оружием фронта и тыла. Они вдохновляли идти в бой и бороться за победу, хранили память о подвигах и потерях. Их знают и поют во всех уголках страны до сих пор. Вспоминаем самые известные песни о Великой Отечественной войне.

Священная война

Слова: Василий Лебедев-Кумач. Музыка: Александр Александров.

24 июня 1941 г. газеты "Известия" и "Красная Звезда" опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Александрову случайно попала в руки газета, и стихи произвели на него такое сильное впечатление, после чего он сочинил для них музыку. 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале при отправке солдат на фронт песню исполнил Ансамбль красноармейской песни и пляски. С октября 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны песня звучала каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио.

Темная ночь

Слова: Владимир Агатов. Музыка: Никита Богословский.

В 1943 г. во время работы над кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод, где солдаты сочиняли письмо домой. Луков посчитал, что украшением сцены может стать лирическая песня. Он обратился к композитору Никите Богословскому, который вскоре написал мелодию, автором текста стал Владимир Агатов. В фильме песню исполнил Марк Бернес, сыгравший главного героя - солдата Аркадия Дзюбина.

Смуглянка

Одна из самых горячо любимых песен о войне была написана до начала Великой Отечественной в 1940 году, а пелось в ней о девушке-партизанке войны Гражданской.

«Смуглянка» была частью сюиты, написанной Анатолием Новиковым и Яковом Шведовым по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. Долгое время она была невостребованной. Только четыре года спустя Краснознамённый ансамбль в поисках нового репертуара случайно узнал о «Смуглянке» и включил ее в концертную программу. Концерт транслировали по радио, и песню подхватили на фронте и в тылу.

Новая волна любви к песне поднялась в 1973 году, когда «Смуглянка» прозвучала в знаменитом фильме «В бой идут одни старики».

Враги сожгли родную хату

Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Широкую известность получила в исполнении Марка Бернеса, и позже вошла в репертуар многих известных исполнителей. Одна из самых популярных песен о Великой Отечественной войне, проникнутая острым драматическим и трагическим настроением. В песне описывается ситуация возвращения солдата с войны домой. Но дом сожжён, и жена погибла. В текст встроен пронзительный монолог солдата над могилой супруги, построенный как его обращение к ней. 

Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» («Прасковья») Исаковский написал в 1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году (№ 7).

Многие известные литературоведы, писатели, поэты относят стихотворение и песню «Враги сожгли родную хату…» к вершинам отечественной военной лирики, отмечая предельный трагизм ситуации. 

Случайный вальс

Слова: Евгений Долматовский. Музыка: Марк Фрадкин.

Стихотворение Евгения Долматовского "Танцы до утра" было впервые опубликовано в одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия" за 1942 г. В декабре 1942 г. поэт встретил в районе Сталинграда композитора Марка Фрадкина. У них появилась идея превратить стихотворение в песню. Написанная Фрадкиным и Долматовским в вагоне военного эшелона песня изначально называлась "Офицерский вальс", впоследствии название было изменено на "Случайный вальс".

Эх, дороги

Слова: Лев Ошанин. Музыка: Анатолий Новиков.

Поводом к созданию песни была, разработанная и воплощенная режиссером Сергеем Юткевичем 7 ноября 1945 г., театрализованная концертная программа "Весна победная". Для этой постановки композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин написали песню на тему "Под стук колес", ее первым исполнителем был солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Впоследствии авторы переработали песню, превратив ее в самостоятельное, независимое от спектакля произведение.

На безымянной высоте

Слова: Михаил Матусовский. Музыка: Вениамин Баснер.

Сюжет песни основан на реальных событиях. Во время службы в газете 2-го Белорусского фронта поэт Михаил Матусовский услышал историю о бое у деревни Рубеженка Калужской области. 13-14 сентября 1943 г. 18 солдат 139-й стрелковой дивизии в течение ночи успешно сдерживали натиск превосходящих немецких сил (около 500 солдат при поддержке танков, артиллерии и авиации). К утру из состава группы в живых осталось только двое.

Песня была написана для кинофильма "Тишина" (1963 г.) режиссера Владимира Басова.  В фильме ее исполнил Лев Барашков.

Катюша

Слова: Михаил Исаковский. Музыка: Матвей Блантер.

Стихи Михаила Исаковского долгое время оставались незаконченными и обрывались на первом четверостишии. Закончить текст песни поэту удалось в 1938 г. после знакомства с композитором Матвеем Блантером, который сочинил к ним мелодию. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 г. в Колонном зале Дома Союзов. "Катюшу" исполнила Валентина Батищева в сопровождении государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.

Одинокая гармонь

Слова: Михаил Исаковский. Музыка: Борис Мокроусов.

Стихотворение "Снова замерло все до рассвета…" было написано Михаилом Исаковским в 1945 г. После публикации стихотворения в журнале "Октябрь" на него обратил внимание композитор Борис Мокроусов. В качестве мелодической основы для песни он использовал широко известный на фронте напев. В числе зарубежных музыкантов, исполнявших "Одинокую гармонь", – французский певец Ив Монтан.

Журавли

Слова: Расул Гамзатов, перевод Наума Гребнева. Музыка: Ян Френкель.

В основу песни легло стихотворение "Журавли", написанное известным дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым на аварском языке в 1965 г. Оно было переведено на русский язык Наумом Гребневым и напечатано в журнале "Новый мир" в 1968 г.

Публикацию заметил певец Марк Бернес, после чего он захотел создать на эти слова песню. Совместно с Гребневым он внес в текст произведения некоторые изменения, в частности, слово "джигиты" в первоначальной версии перевода было заменено на "солдаты". Затем певец обратился за помощью к композитору Яну Френкелю. Песня была записана Бернесом 8 июля 1969 г., тогда певец уже был тяжело болен. "Журавли" стали последней записью Бернеса.

Последний бой

Слова и музыка: Михаил Ножкин.

Песня была написана актером Михаилом Ножкиным во время съемок киноэпопеи "Освобождение" (режиссер – Юрий Озеров). В фильме Ножкин сыграл командира штурмовой роты лейтенанта Ярцева. В его исполнении песня прозвучала в пятой части картины "Последний штурм" (1971 г.).

Вот солдаты идут

Слова: Михаил Львовский. Музыка: Кирилл Молчанов.

Поэт Михаил Львовский написал текст этой песни в 1943 году на услышанную от сослуживца мелодию неизвестного автора и исполнял ее в самодеятельном фронтовом ансамбле. Песня объявлялась как старинная солдатская.

После окончания войны, в 1946 г., композитор Кирилл Молчанов сочинил собственную мелодию на эти слова. Первой исполнительницей песни была певица Анна Харитонова, впоследствии ее также исполняли Ружена Сикора, Иван Шмелев, Ирина Архипова. Песня звучит в документальном фильме Романа Кармена "Великая Отечественная" (1965 г.).

День Победы

Слова: Владимир Харитонов. Музыка: Давид Тухманов.

В марте 1975 г. песня участвовала в конкурсе по случаю 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, организованном Союзом композиторов СССР. Тогда она получила негативные отзывы членов жюри.

9 мая того же года на съемках телепередачи "Голубой огонек" песню впервые исполнил Леонид Сметанников. Популярность песня получила в исполнении Льва Лещенко. В ноябре 1975 г. он спел ее на концерте в честь Дня милиции, который транслировался в прямом эфире. Впоследствии песню также исполняли Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев и др.

Прощание славянки

Музыка: Василий Агапкин.

В 1912 г. Василий Агапкин служил штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка. Он написал патриотический марш после того, как стал свидетелем отправки русских добровольцев на фронт Первой Балканской Войны (1912-1913 гг.).

Ежегодно марш исполняется на парадах в честь Дня Победы. Традиционно "Прощание славянки" используется на проводах поездов с новобранцами и солдат, завершивших прохождение срочной службы в Вооруженных силах РФ. Существует несколько вариантов текстов на мелодию марша. Именно под эту музыку семья провожает героя фильма "Летят журавли" на фронт.

По полю танки грохотали

В 1939 году на советские экраны вышел фильм о шахтерах в Донбассе «Большая жизнь». В нем звучала очень запоминающаяся песня с «дворовой» мелодией «Молодой коногон». Во время войны солдаты массово сочиняли к ней свои версии текстов.

Самый известный вариант начинается со слов: «На поле танки грохотали, солдаты шли в последний бой, а молодого командира несли с пробитой головой». Именно он вошел в книги, художественные фильмы, был перепет бесчисленное количество раз самыми разными музыкантами и стал частью городского фольклора.

Три танкиста

Неформальный гимн пограничных и танковых войск СССР и России появился в 1939 году. Впервые его исполнил Николай Крючков в музыкальном фильме «Трактористы» вскоре после боев на Халхин-Голе в Монголии.

По одной из версий, у танка экипажа из песни был реальный прототип — БТ-7, участвовавший в боях с японцами у озера Хасан.

Нам нужна одна победа

Эту одновременно трагическую и победную песню написал Булат Окуджава для фильма 1971 года «Белорусский вокзал». В ленте ее поет своим однополчанам бывшая фронтовая медсестра Рая, роль которой исполнила Нина Ургант.

Аранжировку, сделанную Альфредом Шнитке, называют «шедевром музыкальной драматургии», а текст — блистательным описанием военного опыта.

Синий платочек

В 1939 году польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз. На их концерте поэт и драматург Яков Галицкий отметил особенно поразившую его мелодию, которую играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Композиция так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он написал на нее стихи.

Так и появился «Синий платочек», который быстро стал шлягером. Песню исполняли многие известные исполнители того времени: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин…

А уже в первые дни войны поэт Борис Ковынев написал следующие строки:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.

С тех пор появилось несколько версий на мотив «Синего платочка», но строки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» навсегда сохранились в народной памяти.

Наиболее известным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Шульженко. Эта версия и считается вторым рождением песни. Написать новый текст Шульженко предложила литсотруднику газеты «В решающий бой» Волховского фронта Михаилу Максимову, а напечатаны эти стихи были в газете «За Родину».

Махнем не глядя

Похожий фокус Басов и Баснер проделывают конце фильма, когда под песню про то, что «солдату лишнего имущества не надо» герой понимает, что нет больше ни линии, ни фронта — кончилась война, а потери безвозвратны. Один из самых недооцененных финалов советского военного кинематографа.

С чего начинается родина

Композитор Вениамин Баснер часто работал с режиссером Владимиром Басовым и благодаря этому творческому союзу появились сильнейшие сцены советского кинематографа. Как, скажем, в фильме «Щит и меч», когда главный герой после смерти связного в первой же серии оказывается совсем один, а фоном этому — песня про хороших и верных товарищей. Оригинальную версию исполнил Марк Бернес: как и в случае с «Темной ночью», лучше его уже никто не спел. 

За того парня

Изначально написанная композитором Фрадкиным и поэтом Рождественским для фильма «Минута молчания», «За того парня» получила настоящую известность в финале фильма «В бой идут одни старики» в исполнении Льва Лещенко. Тот случай, когда даже за богатой оркестровой аранжировкой совершенно не потерялась человеческая составляющая. На фразе «Над полночью» голос исполнителя будто улетает в небо вслед за героями фильма, и уже невозможно удержаться от слез.

Из разных источников

Картина дня

наверх