Эрнст Макс (Ernst Max), немецкий живописец, график, мастер коллажа и фроттажа, один из наиболее ярких представителей сюрреализма. Родился 2 апреля 1891 года в городе Брюль в Германии. С 1909 он изучал философию в университете Бонна, но вскоре оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя искусству.
Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных. Первые работы Эрнста были показаны в 1912 в галерее Фельдмана в Кельне. На выставке Sonderbund того же года в Кельне он познакомился с работами Поля Сезанна, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо и Винсента ван Гога, которые оказали влияние на формирование его творческих взглядов.
| ||
|
В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Несмотря на участие в первой мировой войне, Эрнст продолжал писать картины и даже смог устроить выставку своих работ в Берлине в 1916 году. В 1919 году он создал свои первые коллажи и с Джохэйннсом Барджелдом основал движение кельнского дадаизма; к ним присоединились Жан Арп и другие художники.
В 1921 в Париже прошла первая выставка работ Эрнста. В начале двадцатых годов ХХ века по приглашению Поля Элюара и Андре Бретона Эрнст становится участником движения французских сюрреалистов. В конце двадцатых годов Эрнст работал с Миро в проектах для театральных, балетных постановок Сергея Дягилева. В 1930 художник сотрудничал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем в фильме "Андалузский пес". Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году. В 1936 работы Эрнста были представлены в галерее дадаизма и сюрреализма в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1939 году художник был интернирован во Франции как немецкий подданный. Два года спустя Эрнст бежал в Соединенные Штаты с Пэгги Гуггенхайм, на которой он женился в начале 1942. После развода с Пегги Гуггенхайм Эрнст женился на Дороти Таннинг, которая как художник также являлась представителем сюрреализма, и в 1953 году переселился во Францию. Эрнст получил главный приз за оформление Биенале в Венеции в 1954 году, а в 1975 музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке представил практически полную ретроспективу работ художника. Макс Эрнст умер 1 апреля 1976 года в Париже.
В историю мировой живописи художник-сюрреалист Макс Эрнст вошел как создатель целого ряда техник в изобразительном искусстве. Признанный гений коллажа, Эрнст искал метод "спонтанного" письма, при котором содержание картины проявлялось как бы из случайного сочетания фоновых линий и красок. Так он изобрел фроттаж (от французского слова frotter – «натирать») – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой, шероховатой поверхности. Лист помещался на неотесанное дерево, влажный паркет или кусок ткани и протирался грифелем или углем.
Таким образом создавался фоновый вид естественной фактуры, на которую Эрнст наносил краской изображения, превращая эти мотивы в причудливые ландшафты с формами, напоминающими переплетенные корни деревьев, водную поверхность или вулканическую лаву. Свои пейзажи Макс Эрнст населял фантастическими существами, дриадами, феями, нимфами, птицами и насекомыми. Сюрреалистические картины художника представляли зрителю сцены из параллельных миров. От попыток ухватить сущность вещей, передав текстуру на холсте, Эрнст переходит к работе с сюрреалистическими образами. В это время еще чувствуется влияние дадаизма, часто использовавшего провокацию как художественный метод.
Так, в 1926 году Эрнст пишет одну из своих самых знаменитых картин – «Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями: Полем Элюаром, Андре Бретоном и самим художником». После появления этой работы Эрнста отлучили от церкви, однако это отлучение и принесло живописцу мировую известность. Картина композиционно напоминает знаменитый образ Венеры, аналогичным образом наказывающей Купидона. Эрнст, видимо, сознательно решился на эпатаж, так как вместо привычных для него экспериментальных приемов он использовал технику традиционной масляной живописи, что вызвало еще большее негодование со стороны представителей католического духовенства.
В дальнейшем из эпатажной тематической эклектики у художника сформируется собственный сюрреалистический стиль. А в зрелые годы сюрреалистические образы в картинах мастера приобретут полное завершение. Также Эрнст известен как прекрасный иллюстратор. В 1925 году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история». В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах», в этой книге было опубликовано около полутора сотен рисунков художника.
В последующие годы Эрнст также иллюстрировал графические романы. Картины Макса Эрнста находятся в частных собраниях и в коллекциях крупнейших музеев и художественных галерей многих стран мира.
Свежие комментарии