Учитывая, что скульптура - древнейший вид искусства, его связь с культом в древности неразрывна. Пожалуй, абсолютное большинство сохранившихся пластических изображений каменного века, так или иначе связаны с культом и могут быть названы "скульптурами богов". Позже, когда на смену анимизму пришел тотемизм, скульптурные изображения богов стали более четкими и выраженными.
Скульптурные изображения языческих богов чаще всего выполнены в камне или вырезаны из дерева. К сожалению, свидетельств языческой культуры на территории России осталось не так уж и много. Чаще всего в музеях нашей страны есть лишь отдельные экземпляры, сохранившиеся не слишком хорошо. Среди них особо ценен так называемый Большой Шигирский идол, изготовленный в 8 тысячелетии до нашей эры. Дата впечатляет, поскольку скульптура старше фигур египетских богов, а также скульптур из Месопотамии.
Скульптуры египетских богов известны всем по картинкам в школьных учебниках. Самые монументальные из них располагались некогда в храмах Луксора и Карнака, в скальных храмах долины Нила. Музеи Египта полны самых разных статуэток и небольших скульптур Анубиса, Сета, Хора, Исиды, Осириса и т. д. Согласно египетской традиции все скульптуры изображены либо сидящими, либо делающие шаг вперед (шаг в вечность). Идеально симметричные лица, пропорции тел строго определены каноном. Огромные глаза (египтяне считали, что одна из человеческих душ живет именно в глазах) делают египетские скульптуры выразительными и одухотворенными.
Пожалуй, именно античная культура подарила мировой культуре самые высокохудожественные сакральные скульптуры. Стоит упомянуть два шедевра великого Фидия - скульптуры Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Вторая фигура сохранилась лишь в мраморных копиях, дающих представление только о внешнем виде скульптуры, лишенных былого величия и реалистичности. Оригиналы статуй Афины и Зевса были выполнены в сложной хризоэлефантинной технике (деревянная основа, покрытая тонкими золотыми пластинами (волосы, одежда и оружие) и тонкими пластинами из слоновой кости (обнаженные части тела)). Использование слоновой кости делало скульптуру необыкновенно реалистичной, передающей фактуру белой, полупрозрачной кожи теплых оттенков, а золотой блеск придавал величественность и ощущение безграничного могущества богов.
Скульптуры античных богов украшают лучшие музеи мира. В Лувре можно увидеть скульптуры Венеры и Ники.
Обе скульптуры созданы во втором веке до нашей эры.
Разные авторы, разные трактовки образов, разные подходы. Но общая гармония, пластичность и мастерство, делают эти скульптуры шедеврами древнего ваяния.
Интересна фигура отдыхающего Гермеса (Национальный музей Неаполя). Свободная, раскованная поза, умиротворение и отстраненность на лице.
В фигуре нет ничего “божественного”, лишь крылатые сандалии указывают на то, что перед нами бог торговли, покровитель мошенников.
Археологический музей в Афинах по праву гордится уникальной бронзовой скульптурой Посейдона, прекрасно сохранившейся в море, близ мыса Артемисон.
Для этого изображения, созданного в эпоху эллинизма, характерна энергия, внутреннее напряжение и динамика. Некоторая эмоциональность, присущая всем скульптурам эллинизма, делает памятник интересным для подробного изучения.
Скульптуры богов Древнего Рима в плане эстетики и содержания фактически повторяют работы греческих мастеров. Единственная заслуга римлян в скульптуре – это реалистичность образов.
Бог Юпитер, римская статуя I в. по Р. Х.
Богиня Юнона
Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х.
Поскольку большинство императоров были обожествлены, то во многих скульптурах Марсов, Юпитеров и Нептунов можно узнать некоторых августейших правителей великой империи.
Древнегреческие боги в архитектуре Санкт-Петербурга
Греция стала истинной столицей искусств древней цивилизации.
Персонажи их мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и коварными. Греческие и римские боги были очень похожи по характеру и влиянию на людей, и на природу, но имена носили разные, так греческие Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Афина, Гермес приняли у римлян облики Юпитера, Юноны, Нептуна, Плутона, Минервы, Меркурия.
Древние греки хотели воспроизвести на земле небесные образы своих Богов. Поэтому скульптуры, рельефы, барельефы, изображающие различные мифологические сюжеты, стали очень распространены в Древней Греции.
Многие путешественники поражались величию, красоте и могуществу мраморных изваяний Богов Эллады. Основатель города на Неве — Петр Первый – понимая всю магическую силу древних изваяний, решил привнести в своё творение произведения древней цивилизации. На его примере многие жители так же стали украшать свои дома копиями работ древних мастеров.
По мере строительства города, множество греко-римских богов заняли свои почётные места в архитектуре города. Многие знатные жители размещали на своих домах именно тех богов Древней Эллады, которые приносили в их дом достаток и защищали от неприятностей.
Особое место мифологические герои заняли в убранстве общественных зданий: театров, библиотек, музеев, учебных заведений, торговых учреждений, больниц и прочих.
Вот некоторые примеры:
На здании Александрийского театра мы видим изображение Аполлона на колеснице
На здании Биржи на Стрелке Васильевского острова восседает Посейдон со свитой
На здании Академии художеств свысока на город смотрит богиня Минерва
У здания Горного института развернулась драматическая история, повествующая о похищении Аидом красавицы Персефоны
Здание Российской Национальной библиотеки охраняет Афина
Здание Этнографического музея также находится под неусыпным контролем богини Афины
Свежие комментарии