На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 781 подписчик

Свежие комментарии

  • Наташа Ширинская
    Огромное спасибо за публикацию! Узнала очччень много интересного... Валерий Константиныч мой самый лучший друг... Име...НОСТАЛЬГИЯ. Песни...
  • Егор Иванов
    Правда?Древние цивилизац...
  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...

История моды. Белорусский народный костюм

Белорусский народный костюм

Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек.

Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.

Женские народные белорусские костюмы

Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.

Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.

Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.

Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.

Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.

Стилизованный белорусский народный костюм

И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.

Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.

Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.

Белорусский народный костюм 1 Белорусский народный костюм 2 Белорусский народный костюм 3
Белорусский народный костюм 4 Белорусский народный костюм 5 Белорусский народный костюм 6
Белорусский народный костюм 7 Белорусский народный костюм 8 Белорусский народный костюм 9

Источник: http://womanadvice.ru/belorusskiy-narodnyy-kostyum

Источник

Изображение

Традиционный белорусский костюм

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.
Женский комплекс костюма состоял из рубахи с отложным или стоячим воротом, полосатой или клетчатой юбки, передника и безрукавки. Рубаха и передник украшались вышивкой и узорным тканьем по рукаву и подолу. Замужние женщины прятали волосы под чепец, предварительно накручивая их на лубяной обруч, а поверх чепца навивали "наметку" - старинный головной убор в виде длинного льняного полотенца. В XIX веке наметки постепенно вытеснились фабричными головными платками. Девушки заплетали косы, ходили с непокрытой головой или носили венки, оставляя непокрытой макушку На свадьбу невеста также надевала венок из бумажных цветов украшенный шелковыми лентами и шелковой тесьмой. Любимым украшением белорусок были стеклянные бусы и бисерные низки.

Белорусский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.

Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.

При изготовлении костюма использовались такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество, плетение, ювелирное искусство, обработка кожи и другие.

История костюма
Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ёё форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён.
Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.

Локальные разновидности

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности.

Мужской костюм

http://sudaryshka.ru/media/photo_tovar/53_280_1022_0007dbc5096e69c182b2a008cf84e2.jpg

Белорус в национальном наряде

Повседневная одежда
Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда). Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом.
Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу.
Верхняя одежда
В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя».
Головные уборы
Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.
Обувь
Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги. Беднейшие слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами.
Постолы изготавливались из куска кожи, края которой отлого изгибались и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.
Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь.

Женский костюм

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Beloruska_zhenska_nosija.jpg/200px-Beloruska_zhenska_nosija.jpg

Белоруска в национальном наряде

Повседневная одежда
Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.
Верхняя одежда
Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской.
Головные уборы
Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.
Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.
Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах. Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.
Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Обувь
Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.

Пояса
Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей. Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение. Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.

Ткани и материалы
В белорусском национальном костюме использовались только натуральные ткани, которые изготавливались в домашних условиях, в основном это были лён и шерсть, также применялась ткань из волокон конопли. Для окраски пряжи использовались натуральные красители: настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды.
Для изготовления верхней одежды применялись сукно и овчина.
Красные нитки для вышивки покупались, но после уже в домашних условиях докрашивались в коричневый и бордовый.
Оформление
Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.
При изготовлении костюма использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное, переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация.
Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.
На фартуки пришивали покупное или самодельное кружево.
Особенности кроя
В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см.
В старину чаще всего сорочки кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал поликовым, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала.
Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани.
При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.

Источник

Картина дня

наверх