Хвастунишка

6 784 подписчика

Свежие комментарии

  • Надежда Наумова20 января, 16:08
    чем дурнее -тем моднее!Нелепые, но модные
  • Вадим20 января, 10:25
    СпасибоИнтересные факты ...
  • Victoria Victoria19 января, 12:02
    Ох, Людмила, Вы даже не представляете, сколько их!Нелепые, но модные

Уильям Блейк: «жалкий безумец»

https://images.gr-assets.com/authors/1199069675p8/13453.jpg

Двадцать восьмого ноября двести шестьдесят три года назад родился Уильям Блейк, великий художник, загадочный поэт и визионер, которого сто девяносто  лет назад погребли в общей могиле для нищих на деньги общественного фонда, потому что у этого «жалкого безумца» не оказалось ни единого пенса для захоронения.

Вся его тяжелая жизнь похожа на жизнь безумца, от начала и до конца посвященная идеям, которые современникам казались сумасшедшими. Даже лучшие из них, поэты-романтики Вордсворт и Кольридж, отзывались об  Уильяме Блейке не иначе, как о безумце, не лишенном, однако, поэтического дара.

https://i.pinimg.com/736x/fd/b4/2e/fdb42ecdc4a385e89768f9c9ad963995--william-blake-paintings-dante-alighieri.jpg

Семьдесят лет великого художника прошли в нищете и постоянной нужде, в борьбе не только за кусок хлеба, но и за право называться художником и поэтом. Единственной его поклонницей, помощницей и слушательницей была верная ему до самой смерти жена Кэтрин Ваучер, сорок пять лет помогавшая мужу оформлять его самодельные книги: раскрашивать гравированные иллюстрации к поэмам, сшивать их и выпускать небольшим тиражом.

Так были изданы «Песни Неведения и Познания», а позднее и «Пророческие  книги», над которыми Блейк работал без малого тридцать лет. Но они так и оставались лежать невостребованными на полках в его мастерской, а после смерти большинство из них и вовсе пропало.

Зато сегодня оставшиеся экземпляры стоят целое состояние.

Уильям Блейк: «жалкий безумец»

Живя в постоянной борьбе за хлеб, часто вынужденный существовать за счет щедрости  немногих меценатов, мало что понимавших в его искусстве, Блейк обладал необыкновенным мужеством, помогавшим ему выносить удары судьбы, не прогибаясь под общественным мнением.

Единственная его прижизненная выставка (1809 г.) с иллюстрациями к Кентерберийским рассказам Чосера закончилась полным провалом, Королевская академия художеств отказывалась признавать его за художника, а поэты – за поэта. Так он и умер нищим с клеймом безумца, который, согласно ходячей легенде, провел тридцать лет в лондонском Бедламе – доме для умалишенных, что от начала до конца было выдумкой.

https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/6130MHr6S2L._AC_.jpg

Блейк принадлежал к числу тех, кто никогда не шел за кем-то, не стремился к признанию и к славе: поэзия для него была духовной потребностью, а не средством заработка. И только после смерти поэта случилось то, во что он всегда верил, считая себя пророком и поэтом-провидцем - его услышали и признали.

После смерти его имя накрыла такая волна  славы, а охотников исследовать его жизнь и творчество оказалось столько, что за неполных два столетия, прошедших после смерти, количество книг, статей и исследований, посвященных Блейку, насчитывается уже не одна сотня. И, кажется, не осталось ни одной тайны его творчества, которая бы не прояснилась, ни одного эпизода его жизни, который не исследован.

Уильям Блейк: «жалкий безумец»

Так случается со всеми, кто, намного опередив своё время, считается современниками сумасшедшим, а потомками – гением. Блейк оказался для современников такой неподъемной глыбой, что потребовалось время для осмысления сделанного им. Отверженный и непризнанный, он оказался востребованным другим временем и другим поколением.

Непризнание было неизбежной платой за гениальность и непохожесть на других, за отказ следовать общепризнанным нормам морали и разума, за вызов, брошенный устоявшимся ценностям, за право принимать жизнь в ее органической целостности, в которой нет места табу.

https://cdn.gallerix.asia/sr/B/1661085696/353409987.jpg

Блейк считал, что в жизни всё важно и всё необходимо: зло и добро, ад и рай, любовь и ненависть. Их союз  примиряет человека со смертью и страданиями:

«Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть необходимы для бытия человека. Противоположность создают то, что верующие называют Добром и Злом.

Добро пассивно и подчиняется Мысли. Зло активно и проистекает от Действия. Добро – это Рай. Зло – Ад… Бог будет вечно казнить Человека за Действие… Жизнь – это Действие и происходит от тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. Действие – вечный Восторг».

Но современники прошли мимо его иллюстраций к Данте, мимо гравюр к книге многострадального «Иова», мимо его философских идей об органике  жизни, единстве Добра и Зла.... Восприняв идеи Эммануила Сведенборга и немецкого мистика Якова Бёме, Блейк  всю жизнь развивал их, облекая в поэтическую и художественную форму, создавая мир, населенный видениями такими же реальными, как и окружающие его люди.

http://smallbay.ru/images8/blake27.jpg

Блейк не был выдумщиком и мечтателем, он жил во времени, отзываясь на все происходящие вокруг  события, но истолковывал их символически, помещая в вечность. Не был он равнодушен и к тому, что его не признавали, потому что писал он для своих современников и хотел быть услышанным ими.

Бедняжка муха,
Твой летний рай
Смахнул рукою
Я невзначай.

Я - тоже муха:
Мой краток век.
А чем ты, муха,
Не человек?

Вот я играю,
Пою, пока
Меня слепая
Сметет рука.

Коль в мысли сила,
И жизнь, и свет,
И там могила,
Где мысли нет, -

Так пусть умру я
Или живу, -
Счастливой мухой
Себя зову.

(Муха, Пер. С.Маршака)

Но непохожесть Блейка на других отодвинула его на обочину, изолировав и превратив в маргинала и неудачника. Между тем непохожесть его идей и поэзии вырастала из той среды, где Блейк родился: сын бедного ремесленника он с детства слышал разговоры о справедливости, достоинстве, необходимости революции, за что церковь и государство подвергала их приверженцев гонениям.

https://i.pinimg.com/736x/28/04/45/28044528bc3574cefd9f0b2aee6e6669.jpg

Потом, прочитав Сведенборга, Блейк проникся его бунтарским духом, стремлением к справедливости и духовности, к тому, что рай и справедливый мир могут быть построены на земле, что Вавилон должен быть разрушен, а на смену старому миру придет новая эпоха любви, свободы и братства.

https://userscontent2.emaze.com/images/3b2896d7-5f26-4e96-8450-049f6e7899da/Slide9_Pic1_636413618216049839.png

Блейк верил, что на камнях разрушенного Вавилона каждый может создать свой справедливый мир, в котором в воцарится гармония Добра и Зла, Любви и Ненависти.

Автор Тина Гай

Источник

Продолжение следует

Картина дня

наверх