На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...
  • Ольга Денисова
    скажите, а вот такую котельную, как тут на фоот с кафелем - https://amikta.ru/portfolio/otoplenie-pos-leninskoe можно...Идеи для дома: кр...

Русские изобретения. Железный мужик Ивана Грозного

https://img-fotki.yandex.ru/get/194804/361373007.2/0_13e7e1_a318d5ab_L

Первым слово «робот» употребил в 1920 году Карел Чапек в своей пьесе «R.U.R.», но придумал этот термин его брат – известный чешский театральный художник Иозеф Чапек. С тех пор это слово прочно вошло в наш лексикон и означает оно – «автомат, осуществляющий действия, подобные действиям человека». Многие считают, что первые роботы появились только во второй половине ХХ века, однако это далеко не так. Изучая нравы и образ жизни людей в России, английский учёный Питер Дэнси сделал неожиданное открытие: оказывается роботы существовали уже во времена Ивана Грозного.

В архивах голландского купца Йохана ван Вема историк обнаружил дневники некого купца Йохана Вема, который в своё время неоднократно посещал Россию и бывал при дворе Ивана Грозного. В деловых записях, которые педантично вёл голландец, было найдено упоминание о «железном мужике». Сначала Дэнси принял словосочетание за обычную игру слов: «Побил железный мужик, на потеху пировавшим, царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах»; «железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался».

Жаль, что Вем не смог обучиться русскому языку – наверное, сейчас нашлись бы в ином случае гораздо более подробные описания «железного мужика» и его диковинных песен. Однако и найденных строк хватило Дэнси для того, чтобы обратиться к своему другу, приятелю ещё по колледжу, специалисту робототехники Стиву Леннарту. Вдвоём они не поленились перерыть Монбланы архивной пыли, найти и восстановить записи и письма современников Грозного и Вема.

«Железный мужик», или «железный человек», прислуживающий за столом или по дворцу не хуже, чем живой слуга, встретился в полуистлевших бумагах ещё двух купцов, которые регулярно торговали с Россией и были допущены к царскому двору. По их воспоминаниям, «железный мужик прислуживал царю за столом, подавал ему при ошеломлённых этим зрелищем гостях кафтан, мёл метлой двор. Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трёх людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нём оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь заявил, что такие слуги были на Руси ещё века два-три назад».

Если представить себе уровень развития техники того времени, любовь богатых людей к заводным шкатулкам, механическим «музыкальным ящикам», то можно выстроить следующую версию. «Железный мужик» приводился в действие механическим движителем, основным элементом которого была биметаллическая пружина. Наука располагает доказательствами того, что в принципе проблему биметаллических пластин решили на практике ещё химики. На солнце пружина быстрее разогревалась, и этот несомненный прообраз современного робота «не ленился» и поворачивался быстрее. Но как были запрограммированы команды? Это вопрос намного сложнее. В общем-то, и систему «управления на расстоянии», путём включения набора определённых шестерней уровень тогдашней техники решить позволял. Куранты ведь, между прочим, исправно начали отбивать положенное время ещё до Грозного.

Д. Ларину удалось разыскать свидетельства того, что дальние предки современного робота (музыкальный ящик сложной конструкции, механическая пианола и т. д., работающие по абсолютно аналогичному принципу) создавались здесь, у нас, а не завозились издалека. Железный мужик был, скорее всего, конструкцией сложной, но по миниатюрной технике исполнения уступал – был он «пальцев на пять выше нормального человека и поворачивался резче, чем это делали бы мы». Что впрочем неудивительно, ведь наверняка все видели, как поворачиваются промышленные роботы – стальные машины-руки, используемые, например, при сварочных работах или окраске автомобильных кузовов? Совершенно верно! Несколько резче, чем их создатели.

Подводя итог всему вышесказанному следует констатировать, что древним русским мастерам удалось собрать фантастический для своего времени промышленный робот со специфическими задачами. А что приводился он в действие не нынешними источниками энергии… Тем выше заслуга умельцев.

Источник:  https://svetorusie.livejournal.com/9948.html

А это разоблачительная статья Андрея Шуйского, сотрудника музея-заповедника «Александровская слобода»:

Иван Грозный, «железный мужик» и фейковые новости

Помните, у Высоцкого: «Словно мухи, тут и там, Ходят слухи по домам, А беззубые старухи Их разносят по умам…». В сегодняшний век цифровых технологий слухи разносит не столько «сарафанное радио», сколько Интернет. И называются они «фейковые новости» (от английского fake — поддельный, фальшивый). В 2015 году на одном из сайтов появилась статья «Железный робот Ивана Грозного». В ней красочно описывалось, как некий дотошный историк обнаружил в Национальном архиве Нидерландов «письма, дневники и записки» голландского купца Йохана Вема.

Находка оказалась сенсационной. Еще бы — речь шла ни много ни мало про робота XVI века, названного торговцем «железным мужиком». Представьте себе, до какой степени его механизм был совершенен: «… Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах…», и еще «… железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался…».

Историк не верит своим глазам и обращается за помощью к своему другу — специалисту в области робототехники. Теперь уже вдвоем они принялись искать дополнительную информацию. И вот — о, чудо! — подтверждение нашлось «в полуистлевших бумагах еще двух купцов, которые регулярно торговали с Россией и были допущены к царскому двору».

И оказалось, что «железный мужик» был способен и на другие действия. Он «…прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор…». А дальше происходит вообще нечто удивительное: «…когда царю возразили, что вещь эта — не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, внутри него оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги «были на Руси еще века два-три назад…».

Вы только представьте, что кто-то мог возражать Ивану Грозному и сомневаться в том, что он рассказывает и показывает. А «кубок мальвазии» — это, конечно, по-русски, то ли для храбрости, то ли для усмирения гнева. «Одетые по-боярски» мастеровые люди — это тоже сильно — взгляните на наряды русской знати с гравюры 1576 г. «Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге», чтобы понять, что в таких одеждах работать невозможно.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Russian_embassy_%281576_engraving%29_page_1-4_%28Muzey_Moskvi%29.jpg

В конце для создания ну уж совсем полной достоверности авторы фейка приводят мнение некоего научного сотрудника из несуществующего Института металлов и металловедения. Он делает «контрольный выстрел»: судя по наличию неких заводных шкатулок, имевшихся в XVI веке, такой робот вполне мог быть создан. Никаких звукозаписывающих устройств еще не существует, а «железный мужик» «что-то напевал», наверное, стихиры самого Ивана Васильевича, т.к. веселая музыка скоморохов была запрещена Церковью. Научить работать руками-ногами современных, напичканных электроникой и оснащенных мощными аккумуляторами роботов сложно и сейчас. А конечностями средневекового механизма двигала заведенная пружина. Это позволяло и медведя побеждать, и на царском пиру прислуживать.

«Развесистая клюква» была подхвачена различными (включая некоторые вполне уважаемые) сайтами и даже вошла как эпизод во вторую часть документального фильма «Куклы», который демонстрировался на ТК «Культура» в 2017году.

Представляете, какой бесценной находкой мог бы стать «железный мужик» для нашего, единственного в стране музея, посвященного Ивану Грозному?! Но увы и ах — на наш запрос Национальный архив Нидерландов по телефону сообщил следующее: «Архив не располагает достаточным количеством сотрудников, которые могли бы среди миллионов единиц хранения найти записки купца Йохана Вема, а «чистый историк», как сказано в фейке, «Питер Дэнси» никогда в Национальном архиве Нидерландов не работал

Иван Грозный

Что ж, противоречивый и колоритный образ Ивана Грозного и его эпохи обросли самыми разными легендами как достоверными, так и фантазийными. Наиболее известными из них являются полет на самодельных крыльях, подземный ход — «труба», соединявшая Новую и Старую слободы, Мария Долгорукая, таинственная царская жена, не упоминаемая ни в одном свадебном разряде, спущенная на тройке лошадей в реку Серую, загадочная Либерия, полная бесценных книг. Теперь в эту коллекцию можно добавить еще одну — про робота, который мог и за столом прислуживать, и с медведем бороться, и песни напевать. Впрочем, кто знает, может быть в один прекрасный день на свет появится и будет опубликован подлинный документ о «железном мужике» Ивана Грозного.

Источник:  https://www.alexnews.info/archives/21603

Картина дня

наверх