Из истории русского балета
Природа словно изваяла Ольгу Спесивцеву для балета, наделив гибкостью стана, изысканно удлиненными пропорциями: лебединой шеей, изящными стопами, легкими точеными руками. Одухотворенностью, красотой отличалось и ее лицо с огромными выразительными глазами. Но чарующая внешность и талант от бога не гарантировали ей безоблачную, счастливую жизнь.
Судьба Спесивцевой – одна из самых трагических и фатальных судеб в летописи выдающихся танцовщиц эпохи.Детство и юность
Будущая балерина появилась на свет в 1895 году в Ростове-на Дону. Отец семейства, в котором кроме младшей дочери росло уже четверо детей, служил артистом в провинциальном театре. Через шесть лет после рождения Ольги туберкулез унес кормильца в могилу, семья осталась без средств к существованию. Матери пришлось отдать сына Анатолия и дочерей Зину и Олю в пансион при петербургском Доме для актеров-ветеранов театральной сцены.
В 1906 году перед одаренной девочкой открылись двери Петербургского театрального училища, ее приняли на балетное отделение. Воздушность, пластичность и необыкновенный талант Ольги отметили еще на вступительном экзамене.
Театральная улица (сейчас улица Зодчего Росси) и фасад Санкт-Петербургского Императорского театрального училища
Она понравилась и стороннику академизма Э. Чекетти, и новатору в искусстве танца –хореографу М. Фокину. Оба разглядели в хрупкой девочке великое дарование.
Педагогом Ольги стала Клавдия Куличевская, в прошлом солистка балета Петербургской императорской труппы. Закончив танцевальную карьеру, Куличевская выбрала педагогическую стезю и воспитала замечательных исполнительниц классического балета: Б. Нижинскую, Е Лопухову, Г. Большакову. Однако в созвездии воспитанниц самой яркой, самобытной балериной стала Спесивцева.
Над выпускными спектаклями учениц наставница работала и как балетмейстер. Для экзаменационного балета Спесивцевой педагог возобновила «Сказку Белой ночи». Безукоризненное исполнение балерины на выпускном спектакле отметили в прессе. В статье «Петербургской газеты» не поскупились на комплименты и назвали Спесивцеву лучшей среди выпускниц балетного класса.
Мариинский театр – мечта и реальность
Какая воспитанница театрального училища с замиранием сердца не мечтала о сцене Мариинского театра?
Мариинский театр в начале XX века
Для Ольги Спесивцевой мечта превратилась в реальность в 1913 году. Хрупкая восемнадцатилетняя балерина дебютировала в кордебалете Мариинского театра в балете «Раймонда» композитора Александра Глазунова и хореографа Мариуса Петипа.
При всем своеобразии и утонченности натуры Спесивцева обладала невероятной трудоспособностью. Магнетизм танца, виртуозное мастерство, которое она ежедневно оттачивала, быстро выдвинули балерину в состав солистов труппы. Спесивцева жила на сцене, жила сценой, отдавала себя танцу без остатка.
Известный критик Ю. Слонимский писал, что не может назвать никого из артистов труппы Мариинского 20-х, кто бы жил на сцене «такой духовной напряженной жизнью». Балетоведу и критику А. Волынскому принадлежит определение, необыкновенно точно характеризующее балерину на сцене «духом, плачущим о своих границах».
Аким Волынский в судьбе Спесивцевой – особая страница, которую она однажды перевернула, покинув немолодого и влюбленного поклонника. Будучи эстетом, неколебимым приверженцем канонов классического танца и ярым противником экспериментов в балетном искусстве, он оказал на Ольгу огромное творческое влияние. Волынский увидел в балерине свой идеал и привил преклонение перед классическим танцем. Зерна упали на благодатную почву, Спесивцева всю жизнь боготворила классический балет и настороженно относилась к новым течениям.
Балерине пришлось работать и с новатором Фокиным, но Ольга признавалась хореографу, что не понимает язык его танца и стиль.
Гастроли в Париже, а затем в Америке с труппой Дягилева принесли балерине мировую известность. Дуэт Нижинского и Спесивцевой имел грандиозный успех. Иначе и быть не могло: виртуозная, мощная техника партнера, граничащая с потусторонней силой наступающего безумия, и хрупкая воздушная Сильфида вызывали неподдельный восторг публики, бурные овации.
Вернувшись в Петербург, Спесивцева стала примой Мариинского театра. Шел 1917 год, изменивший жизнь страны и балерины. Она осталась в послереволюционной России, продолжая танцевать, но теперь уже в статусе примы не императорского, а Петроградского театра.
Сцена превратилась для нее в укрытие от ужасов, царивших за пределами театральных стен, танец – в религию, которой она преклонялась. «Искусство приходит от бога и возвращается к нему» - говорила балерина. Но кровавые события тех лет не прошли бесследно, сказались на ее тонкой душевной организации.
«Жизель»
Ольга Спесивцева всегда шлифовала технику и в 1919 году стала заниматься с Агриппиной Вагановой, которая славилась знанием основ классического танца, разработав собственную методику преподавания. Уроки помогли молодой балерине блестяще станцевать основную партию в «Лебедином озере» и стать лучшей Жизелью в истории балета.
Не только занятия с Вагановой сыграли решающую роль в исполнительском мастерстве Жизели. Чтобы войти в образ, найти нужные интонации, Спесивцева тайно посещала дом для умалишенных, внимательно наблюдала за пациентами, пытаясь разгадать непостижимую и небезопасную тайну людского бытия.
Спесивцева в роли Жизели потрясла публику. В письме ее подруга юности писала, что в зале зрители плакали, а по завершению первого акта стены театра сотрясались от оваций.
После премьеры, балерина поделилась тревожными мыслями с подругой, что не должна больше танцевать Жизель, ибо слишком вживается в ее образ. Однако отказаться от партии Жизели не посмела, она стала для нее частью жизни.
Эмиграция
В 1924 году Спесивцева покинула СССР под предлогом поправки здоровья. Помог ей уехать за границу Борис Каплун.
Ревнивый Волынский, от которого Спесивцева ушла к Каплуну, называл его чекистом, но это не так. Он был крупным советским чиновником, соратником петроградского диктатора Зиновьева, балетоманом, могущественным покровителем Мариинского театра. Ему удалось предотвратить закрытие Мариинки.
Б. Каплун и О. Спесивцева. Петроград. 1921 г.
Но с легкой руки критика Волынского мнение о Каплуне, как о чекисте закрепилось даже в искусстве. Б. Эйфман, например, посвятил великой Спесивцевой балет «Красная Жизель», в канве которого история отношений балерины и чекиста.
Поначалу за границей у Спесивцевой все складывалось хорошо. Балерина приняла предложение Парижского оперного театра. На сцене возобновляли классическую постановку «Жизели». Ее партнером стал выдающийся танцовщик Серж Лифарь. Выступление русской балерины произвело фурор. О ней восторженно писали парижские газеты.
С. Лифарь и С. Дягилев
У ног красивой, соблазнительной, но холодноватой Спесивцевой всегда были влюбленные поклонники, но ее романы не стали лекарством от одиночества. Некоторые биографы Спесивцевой считают, что по-настоящему она любила только Сержа Лифаря, однако танцовщик Парижской оперы мог предложить ей лишь дружбу, ибо был фаворитом Дягилева.
Ольга Спесивцева и Антон Долин на репетиции Жизели и их встреча в Толстовском доме в Америке
В 1932 году Спесивцева танцевала партию Жизели на лондонской сцене с Антоном Долиным уже в статусе лучшей балерины мира, который перешел к ней после смерти Анны Павловой.
Закат карьеры
В репертуарах западных театров шли изменения: все реже появлялись классические балеты, уступая место модернизму. Спесивцевой пришлось танцевать в новаторских постановках Лифаря, участвовать в дягилевской антрепризе. Но она не любила новомодные изыски, чувствовала себя в такой хореографии некомфортно. Поэтому с радостью приняла предложение В. Дандре, организовавшего труппу классического балета, и в октябре 1934 года отправилась в турне по Австралии.
Успех выступлений был колоссальным. Однако гастрольную поездку пришлось прервать. Климат, сложности переездов, усталость сказались на здоровье балерины. Признаки душевного недуга появились после очередного выступления в роли Жизели.
В 1944 году Спесивцева уехала в Америку в сопровождении богатого покровителя Леонарда Брауна. После его внезапной смерти балерина осталась без средств и документов. Пережитое обострило ее душевное состояние, она потеряла память и оказалась в психиатрической больнице.
Там она провела долгих 20 лет. Иногда ее навещал английский танцовщик А. Долин и школьная подруга Ф. Дубровская. Дни беспамятства чередовались со светлыми днями, когда разум и воспоминания грели душу.
Долгие годы ее разыскивали сестра и брат, а когда нашли, хлопотали о возвращении на родину. Если вырваться из тенет болезни ей удалось, то мечта возвратиться в Россию осталась несбыточной. Проведя два десятка лет в психиатрической клинике, Спесивцева покинула ее. Остаток жизни тихо протекал на ферме близ Нью-Йорка – своеобразном приюте, организованном А. Л. Толстой для русских эмигрантов.
Выдающаяся балерина XX века умерла в 1991 году в возрасте 96 лет, разделив со своей героиней Жизелью и безумие, и вечную жизнь в истории балета.
Свежие комментарии