Одна из самых знаменитых библейских сцен — битва Давида с Голиафом — полна белых пятен. Например, почему Библия подробно описывает внешность этого могучего воина, но умалчивает о происхождении его народа — филистимлян? И насколько вообще правдоподобны те события? Ответы на эти вопросы могут дать историки и археологи.
О тайне Голиафа — в материале этой статьи.Трехметровый воин
Неспроста имя Голиаф испокон веков давали чему-то очень большому — от корабельной торпеды до вымышленного персонажа комиксов. А все дело в библейском описании этого воина: история его битвы с юным Давидом, будущим царем Израиля, начинается как раз с подробного описания гигантских размеров Голиафа.
Картина художника Осмара Шиндлера "Давид и Голиаф"
"Ростом он — шести локтей и пяди (2,9 метра). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди (около 60 килограммов); медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его", — сказано в Писании.
Трехметровый воин (науке между тем неизвестны люди выше 2,8 метра) в облачении более тяжелом, чем у средневековых рыцарей, — звучит фантастически. И это дает повод скептикам утверждать, что история битвы Давида с Голиафом — выдумка от начала до конца. Однако все не так просто.
Библейская гипербола
Исследователи Библии отмечают, что в ряде книг, из которых она состоит, встречаются разного рода литературные приемы, призванные усилить воздействие на читателя. Вот и в случае с битвой Давида с Голиафом составитель Книги Царств, где рассказывается эта история, намеренно пошел на преувеличение в описании внешности могучего воина, допускает доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.
Сражение войска Рамзеса III с "народами моря" в Дельте. Прорисовка барельефа из Мединет-Абу
"Вряд ли стоит видеть в Писании фотографическую фиксацию. Можно предположить, что это пример гиперболизации в описании событий: небольшой отрок Давид сталкивается с могучим воином. Наверное, такое описание Голиафа дано для того, чтобы оттенить разницу между самодовольной силой и кротостью, незначительностью — другими словами, оттенить силу Божию", — рассуждает специалист.
Возможно, разительное противопоставление и стало причиной популярности этой истории, в которой все было неспроста. В то время (а это примерно IX век до нашей эры) израильтяне воевали с филистимлянами, пришедшими в Ханаан (ныне на этой территории располагаются Сирия, Ливан, Израиль и Иордания) непонятно откуда. Войска двух народов сошлись "в Сокхофе, что в Иудее", однако никто из них не решался атаковать первым. Тогда к израильтянам вышел Голиаф и вызвал их воина на поединок. Причем с одним условием: если он победит, евреи станут рабами филистимлян.
Как повествует Библия, его все испугались. Кроме Давида — слуги израильского царя Саула.
Картина Караваджо "Давид с головой Голиафа"
"И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык (к такому вооружению); потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкой и с пращой в руке своей выступил против филистимлянина", — последние мгновения перед решающей битвой описываются очень подробно, будто для усиления ожидания развязки.
Именно форма поединка — дуэль двух самых храбрых и сильных воинов — навела ученых на мысль о том, что описанное в Библии сражение действительно могло состояться. Похожим образом сошлись в поединке герои "Илиады": троянский царевич Парис, похитивший Елену Прекрасную, и ее муж, правитель Спарты Менелай. Это, как отмечают ученые, повсеместная практика для Ближнего Востока бронзового века (три тысячи лет назад).
В течение нескольких лет археологи проводили раскопки в местечке Тель эс-Шафи в Израиле. Именно там находился один из пяти построенных филистимлянами городов — Геф, где жил легендарный Голиаф.
В прошлом году здесь был найден кусок керамики с надписью, которую пока не удалось расшифровать. Дело в том, что науке доподлинно не известно, откуда в Ханаан пришли филистимляне, каковы были их обычаи и язык. Ведь найденный черепок является лишь вторым образцом письменности этого народа. Первый — тоже черепок — нашли там же в 2005 году. Впрочем, надписи эти сильно напоминают семитский язык. Отсюда родилась версия, что филистимляне позаимствовали письменность у евреев.
Осколок чаши из Тель эс-Шафи с надписью "Голиаф"
Удивительно, но каждое из этих филистимских слов по написанию похоже на имя Голиаф. "Ученые считают, что это слово — несемитского происхождения. Оно очень похоже на имя лидийского царя Аллиата, правившего, согласно древнегреческому историку Геродоту, с 619 по 560 год до нашей эры", — отмечает в своем исследовании специалист по истории языков Марианна Вернет.
То есть филистимляне могли прийти на Землю обетованную из Лидии — западной части современной Турции. Впрочем, эту точку зрения разделяют далеко не все исследователи.
"Библия не уточняет, откуда пришли филистимляне. Но из других источников (примерно XII век до нашей эры) известно, что их называли "народом моря" — по всей видимости, Средиземного", — подчеркивает, в свою очередь, библеист Андрей Десницкий.
Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамзесом III
"Народы моря" сражались, например, с войсками фараона Рамзеса III. Примерно в 1170-х годах до нашей эры они попытались вторгнуться в Египет — об этом свидетельствуют барельефы на стенах храма в Мединет-Абу. Фараону, если верить храмовым надписям, удалось отразить их нападение, и завоеватели отступили в район современного города Газа.
Мединет-Абу
Те же египетские свидетельства дают небольшую зацепку — "народы моря" изначально жили на некой "земле Кефто". А в Библии упоминается об острове Керети. Оба названия, как полагают историки, означают остров Крит.
Неожиданное открытие
Но оставленные египтянами свидетельства так и не дали исчерпывающего ответа на главный вопрос: откуда пришли филистимляне, "народ моря". В 1985 году археологи приступили к масштабным раскопкам в районе израильского Ашкелона, расположенного на берегу Средиземного моря. Там, согласно оставленным ассирийцами и египтянами свидетельствам, находился один из главных филистимских городов. Лишь спустя 30 лет ученые нашли ключ к разгадке тайны их происхождения.
Исследователи обнаружили многочисленные фрагменты красно-черной керамики. Именно такая расцветка, по словам ученых, характерна для крито-микенской культуры. То есть филистимляне, по всей видимости, являются родственниками завоевателей Трои.
А еще в том же Ашкелоне три года назад было найдено массовое захоронение филистимлян — 145 мужских, женских и детских скелетов. Изучив кости, ученые пришли к неожиданным выводам.
"Несмотря на то что слова "филистимляне" и "палестинцы" похоже звучат, между этими народами нет никакой связи. Три тысячи лет назад филистимлян стерли с лица земли войска вавилонян", — заявил журналистам проводивший раскопки археолог Даниэль Мастер.
Правда, как отмечают ученые, размеры найденных мужских скелетов намного меньше приписываемых Голиафу. С одной стороны, это может указывать на то, что внешность воина сильно отличалась от описания в Библии. Вместе с тем это может говорить и о том, что Голиаф действительно выделялся на фоне соплеменников — не зря его боялись даже известные своей храбростью еврейские воины.
Во всяком случае, последние открытия археологов предоставляют все больше доводов в пользу версии о том, что Голиаф — вовсе не легендарный персонаж.
Источник: https://ria.ru/20190216/1550949447.html
Свежие комментарии