Струнный квартет в камерной музыке является самой популярной и престижной формой, так же как симфония для оркестра. Струнный квартет пишется для двух скрипок, альта, виолончели и, как правило, состоит из четырех частей. Зарождение этой формы относят к середине 17-го века, но отцом струнного квартета" считается Йозеф Гайдн (1732-1809), который сочинил 83 квартета и установил его классическую структуру.
Каждый великий композитор выражал свои самые сокровенные личные чувства хотя бы в нескольких произведениях этой высшей формы камерной музыки. Попытаемся рассмотреть самые интересные из них.
Выбранные произведения не являются десяткой лучших струнных квартетов, хотя, без сомнения, это великие произведения в своем жанре.
Вольфганг Амадей Моцарт
Струнный квартет № 19 до мажор (К.465) (1785)
В 1782 году Йозеф Гайдн опубликовал коллекцию из шести струнных квартетов и они быстро получили широкое признание в Вене. Моцарт решил написать свои квартеты в подражание стилю мастера. После "долгой и кропотливой работы" Моцарт завершил сборник из шести струнных квартетов в 1785 году и посвятил их Гайдну. Вместе эти 12 произведений двух мастеров образуют вершину в венском стиле квартета.
Струнный квартет № 19 (К.465) Моцарта является последним в серии "Гайдновских квартетов", носит название "Диссонанс" из-за своего необычно медленного вступления и, возможно, является самым известным из его квартетов.
Франц Йозеф Гайдн
Струнный квартет № 65 в ми-бемоль мажор (Оп. 76 № 6) (1797)
Коллекция струнных квартетов, вошедших в опус 76, представляют вершину камерной музыки Гайдна и демонстрируют, почему композитор заслуживает того, чтобы называться "отцом струнного квартета". Самым необычным и изобретательным из них, возможно, является последний шестой квартет, который отходит от им же установленной "классической" структуры квартета, во второй медленной части имеет форму "Фантазии", содержащей много гармонических сюрпризов.
Гайдн - основоположник жанра квартета, экспериментировал над жанром всю жизнь. Всего написал 82 квартета.
Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет № 8 в ми минор, оп. 59, № 2 (1806)
Как симфонии Бетховена сделали революцию в области оркестровой музыки, так и его струнные квартеты изменили природу камерной музыки. Три струнных квартета, которые называют "Русские (Разумовские)" квартеты, не менее подлинные бетховенские творения, чем его Героическая симфония. Они созданы для музыкантов русского посла в Вене, князя Андрея Кирилловича Разумовского, который сам был скрипачом-любителем, и содержат русские темы. Непосредственно во втором квартете серии, в третьей части, звучит тема, основанная на песнях, записаных Николаем Львовым, впоследствии эта тема будет использована Модестом Мусоргским в "Борисе Годунове".
По словам Карла Черни, эта музыка родилась в голове Бетховена, когда он созерцал звездное небо и думал о музыке сфер.
Струнный квартет № 16 фа мажор Оп. 135 (1826)
Последние пять квартетов Бетховена (№12-16 и "Большая фуга") считаются одними из самых значительных музыкальных композиций всех времен. В них сосредоточены филосовские раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. К примеру, о квартете № 14 Вагнер сказал, что он содержит "одну из самой печальной музыки, которую он знал", а Шуберт заметил: "После этого, что осталось нам сочинять?"
В последнем 16-квартете, написанном незадолго до смерти, гений в лаконичной форме как будто подвел итог всему своему вдохновенному творчеству.
Франц Шуберт
Струнный квартет No.14 ре минор "Смерть и девушка" (1824/1826)
В последние годы своей короткой жизни Шуберт прожил один из самых плодовитых периодов в творческой жизни. Этот квартет - один из плодов этого периода и является одним из столпов репертуара камерной музыки. Квартет берет свое название по имени темы второй части, которую Шуберт взял из песни, написанной им в двадцатилетнем возрасте.
В 1824 году композитор понял, что умирает, и тема смерти и излияние горя пронизывает все четыре части произведения.
Петр Ильич Чайковский
Струнный квартет № 1 ре мажор, оп. 11 (1871)
Чайковский написал свой первый струнный квартет ещё будучи студентом и квартет сразу получил признание. Особенно привлекательна вторая часть - Andante cantabile, тема которой основана на русской народной песне, в обработке Чайковского она обрела черты проникновенного лиризма и душевной чистоты и является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора.
Говорят, Лев Толстой был доведён до светлых слёз, услышав это произведение.
Александр Порфирьевич Бородин
Струнный квартет №.2 ре мажор, (1881)
Александр Бородин является одним из основоположников классических жанров симфонии и квартета в России. Оба его квартета по праву относятся к шедеврам камерного репертуара. Немного найдется в истории музыки сочинений, с такой силой, как Второй квартет Бородина, выразивших личные переживания их создателя. Написанный "на одном дыхании" квартет воплотил пылкую любовь композитора к своей жене и посвящен 20-летию их признания в любви.
Третья часть - Ноктюрн - одна из вершин творчества Бородина. Эта вдохновенная музыка пронизана страстным и трепетным чувством единения двух сердец.
Клод Дебюсси
Струнный квартет соль минор, оп. 10 (1893)
Единственный струнный квартет Дебюсси является результатом экспериментов с революционным стилем, названным импрессионизм. Отличительной чертой импрессионизма< является новое сочетание звуков, которые как бы существуют ради самих себя и не вытекают, и не продолжаются другими звуками.
Премьера квартета прошла неудачно, но поколения исполнителей совладали с его чрезвычайной технической и музыкальной сложностью и сейчас зрители могут наслаждаться ошеломляющим количеством текстур и эффектов.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Струнный квартет № 8 до минор, оп. 110 (1960)
Восьмой струнный квартет Шостаковича был написан после знакового события для композитора - у него диагностировали полиомиелит. Квартет был создан за три дня и посвящен "жертвам фашизма и войны", но в действительности он глубоко автобиографичен и отмечен памятью о собственных унижениях и постоянном опасении за себя, своих близких и друзей.
Произведение состоит из пяти частей, основной мотив DSCH - музыкальная подпись Шостаковича пронизывает насквозь всё сочинение и, кроме того, композитор цитирует более двадцати собственных тем из произведений разных лет. Проникновенные эмоции квартета развиваются скорее в симфоническом, чем в камерном масштабе.
Альфред Шнитке
Струнный квартет № 3 (1983)
Третий струнный квартет Шнитке является одним из самых исполняемых среди произведений камерного репертуара конца 20-го века. Этот феномен связан с центральной идеей произведения - калейдоскопом узнаваемых музыкальных цитат разных времён половины тысячелетия, начиная со "Стабат матер" Орландо ди Лассо, проходя через "Большую фугу" Бетховена и заканчивая музыкальной монограммой DSCH Шостаковича.
Шнитке чрезвычайно выразительно и современно расшифровывает каждую ноту этих великих произведений, сплетая их в единое целое.
Свежие комментарии