Широко используемый в латинской музыке, этот ударный инструмент берет свое начало от йоруба (народа, населяющего западную часть Африки: Нигерию, Того, Бенин, Гану).
Йоруба – творцы уникальной цивилизации, научный интерес к которой не ослабевает.
Эти барабаны тесно связаны с мифологией йоруба, наделяются свойствами живого.
При изготовлении барабана производятся магические обряды, вкладывается «душа» инструмента.Барабаны могут быть использованы для общения: так как язык йоруба является тональным, для передачи простого сообщения может быть достаточно трёх различных тонов барабана и переходов между ними.
История возникновения бата
Бата уже более 500 лет. Он является древнейшим инструментом, однако в начале барабан использовался в ритуальных целях в религии йоруба. При изготовлении инструмента проводились специальные ритуалы, он наделялся мистическими свойствами.
После 1800 года на Кубе родилась новая религия, корни которой брали свое начало у африканской ориша. Примерно в 1830 году родился первый «священный» кубинский бата.
Уже в 1935 звучание бата впервые было услышано по кубинскому радио, где он использовался в качестве светского музыкального инструмента в фольклорной музыке.
Первыми, кто начал использовать этот барабан в качестве музыкального инструмента в оркестрах, были музыканты, практикующие религию лукуми.
После первого выхода барабана бата на музыкальную сцену, все больше музыкантов, не практикующих религию лукуми стали инстересоваться этим инструментом. Барабаны, которые не применялись в религиозных целях стали называться бата-профан.
Активно развивающееся в то время музыкальное направление сон также включило в себя использование барабана бата. Слияние биг-бенда с новым перкуссионным звучанием назывлся сон-бата и бата-рок. Популяризация бата, как музыкального инструмента приписывается легендарной группе Иракере.
Разновидности бата
В традиционный ансамбль обычно входят три барабана:
- Оконколо (Okónkolo) — маленький барабан, с простой партией, который просто держит ритм. Его обычно поручают не очень опытным исполнителям.
- Итотеле (Itótele) — средний барабан. Он ведёт диалог с барабаном ийа.
- Ийа (Iyá) — большой барабан басового тона, играет солирующую партию ансамбля. На концах этого барабана, у мембран закреплены бубенцы. На нём играет олубата — самый опытный барабанщик, который аккомпанирует певцу akpwon и задает мелодию остальным музыкантам.
Устройство бата
Бата может быть изготовлен выдалбливанием из целого ствола дерева (традиционный африканский способ), либо склеиванием из отдельных планок. Как правило для изготовления барабана используются твердые породы дерева.
По обе стороны бата натягиваются две мембраны из тонкой кожи (например, козьей). В традиционных бата мембраны прикреплены и натянуты с помощью полосок из кожи. В современных барабанах, изготавливающихся промышленным способом, используются крепления с помощью плетеных синтетических шнуров или металлическая система крепления.
На барабане играют сидя, положив его на колени перед собой. По большей мембране enú обычно играют правой рукой, по меньшей chachá — левой.
Из Википедии и Отсюда
Свежие комментарии