Франси́с Пикабиа́ (фр. Francisco Maria Martinez Picabia della Torre; полное имя Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре; 22 января 1879, Париж — 30 ноября 1953, Париж) — французский художник-авангардист, график и писатель-публицист, театральный режиссёр, сценарист, актёр, дипломат.
Франсис Пикабиа получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам.
Автопортрет, 1946, карандаш, бумага
Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм, создавая, в частности, картины и графику с образами странных машин, наделенных конкретными человеческими, сексуальными функциями.
Очень редкая картина на земле, 1915 | Вот женщина, 1915 |
Франсуа Пикабия являлся сторонником французского объединения «Абстракция-творчество», более умеренного, чем объединение немецких художников-экспрессионистов «Синий всадник» во главе Кандинским.
Адам и Ева, 1911
Деятельность членов французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.
В 1920–е годы Пикабия перешел к более традиционной, отчасти салонной манере живописи.
Наиболее известная картина Франсуа Пикабия «Гера» (1929, масло, картон, частная коллекция)
Абстрактное искусство (беспредметное искусство, абстракционизм, нефигуративное искусство, примитивизм), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 века, заменивших непосредственное воспроизведение натуры живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм.
Звезда танца на трансатлантическом пароходе, 1913, частная коллекция
«Чистую» абстракцию следует, впрочем, воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы – натюрмортные, пейзажные, батальные, эротические, религиозные, архитектурные и т.д.
Картина Франсуа Пикабиа «Парад любви»
В этом механизме нет ничего эротического, но название картины дразнит наше воображение. В контексте творчества Пикабиа эта машина секса – фантастическое приспособление, столь же абсурдное, сколь и сложносочиненное, – представляет собой пародийный образ всякой человеческой деятельности вообще, метафору ее громоздкой бессмысленности. Одна из возможных интерпретаций этого произведения – механизм, подражающий шуму монотонно-ритмичного любовного акта.
Священник, 1913. Институт искусства, Чикаго
Пикабиа был одним из лидеров нонконформистского художественного течения дада, программой которого было создание антиискусства, строившегося на иррациональном юморе, игровой двусмысленности образов.
Вместе с Марселем Дюшаном Пикабиа инициировал создание дадаистской группировки в США, а вместе с Тристаном Тзара впервые объявил о возникновении дадаизма в Париже (1915 и 1920).
Позже Пикабиа примкнул к сюрреализму и в 1920-1930–е годы создал в его стилистике примечательную серию коллажей.
Франсис Пикабиа отличался гибким, общительным характером и крайне изменчивым, холерическим темпераментом. Резкие перемены состояния и творческого тонуса временами срывались в затяжные депрессии или приступы неврастенических вспышек гнева, проявлявшихся, как правило, в семейной обстановке. В течение всей своей жизни Пикабиа множество раз менял свой творческий стиль, а также личные и эстетические пристрастия. Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом.
В последний период жизни он перешёл к условной и почти гламурной живописи, служившей немедленной коммерческой выгоде, но совершенно лишённой мощи и оригинальности, присущих его таланту в молодые годы.
Посмотреть все картины художника можно ЗДЕСЬ
Свежие комментарии