13 демонов Михаила Врубеля

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

hudozhnik Mihail Vrubel 1

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному.

Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

hudozhnik Mihail Vrubel 2

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса... Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

hudozhnik Mihail Vrubel 3

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

hudozhnik Mihail Vrubel 4а

Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель

«...в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа... я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... часы досуга... проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

...Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

hudozhnik Mihail Vrubel 5

Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

hudozhnik Mihail Vrubel 6

Михаил Александрович Врубель. Роза

hudozhnik Mihail Vrubel 7

Михаил Александрович Врубель. Белый ирис

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«...маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. ...Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... и мы уже предвкушали неудачу художника... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. ...перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

hudozhnik Mihail Vrubel 1

Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «...я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «...в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною... отталкивающею... пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

hudozhnik Mihail Vrubel 8 1024x562

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

hudozhnik Mihail Vrubel 9 1024x768

Михаил Александрович Врубель. Голова демона

hudozhnik Mihail Vrubel 1 1024x686

Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2)

hudozhnik Mihail Vrubel 10

Михаил Александрович Врубель. Демон летящий

hudozhnik Mihail Vrubel 11

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон

hudozhnik Mihail Vrubel 12

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего

hudozhnik Mihail Vrubel 13

Демон у монастыря

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

hudozhnik Mihail Vrubel 14

hudozhnik Mihail Vrubel 15

Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

hudozhnik Mihail Vrubel 16
Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

hudozhnik Mihail Vrubel 17

Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

hudozhnik Mihail Vrubel 18 1024x405

Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

hudozhnik Mihail Vrubel 19 1024x716

Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

hudozhnik Mihail Vrubel 20

Сирень

hudozhnik Mihail Vrubel 21

Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)

hudozhnik Mihail Vrubel 22

Михаил Александрович Врубель. Гадалка

hudozhnik Mihail Vrubel 23

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров

hudozhnik Mihail Vrubel 24 1024x632

Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

hudozhnik Mihail Vrubel 25

Михаил Александрович Врубель. Пан

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

hudozhnik Mihail Vrubel 26

Михаил Александрович Врубель. Валькирия

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

hudozhnik Mihail Vrubel 27

Волхова 1

hudozhnik Mihail Vrubel 28

Морская царица

Демон десятый. Демон – Ангел

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

hudozhnik Mihail Vrubel 29

Михаил Александрович Врубель. Демон

hudozhnik Mihail Vrubel 30

Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечой

Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.

hudozhnik Mihail Vrubel 31

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим

hudozhnik Mihail Vrubel 32

Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел "в одном флаконе"

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая...
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

hudozhnik Mihail Vrubel 33 1024x364

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон

hudozhnik Mihail Vrubel 34 1024x355

Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

hudozhnik Mihail Vrubel 35

Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

hudozhnik Mihail Vrubel 36

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — в другом столетии — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает...

Источник

Все о живице хвойных деревьев

Смола или живица выделяется преимущественно у деревьев хвойных пород при повреждении древесного покрова. Как только она выступает, имеет вид густой вязкой массы. При воздействии с воздухом застывает и отвердевает и становится смолой.

Правильно будет назвать выделяемое вещество живицей. Живица это растворенные в эфирных маслах смолы. Смолы не имеют запаха. Запах источают именно эфирные масла.

Когда, на воздухе большая часть эфирных масел улетучивается, остается в смоле порядка 6-8 %. Поэтому смола имеет приятный, не едкий запах и не вполне твердую консистенцию.

Смола это аморфное твердое вещество.

Состав хвойной смолы

Смола, вытекая из трещин дерева, покрывает поверхность раны. Этим самым дерево защищает себя от проникновения болезнетворных организмов через трещины. Живицу можно назвать своеобразным пластырем, который накладывает на себя дерево. Смола хвойных деревьев обладает антисептическими и бактерицидными свойствами.

Химический состав хвойной смолы>

Смолы не растворяются в воде, но растворяются в хлороформе, спирте и других органических растворителях.

В состав смолы входят:

  • Жирные кислоты и их эфиров
  • Смоляные кислоты
  • Спирты
  • Стеролы
  • Резены
  • Воски

Смола образуется в наружных слоях дерева. В структуре древесины есть вертикальные и горизонтальные ходы, называемые смоляными ходами. Преимущественно в эти ходы и выделяется смола. Смоляные ходы могут быть от 10 до 80 см в длину

С точки зрения обработки древесины, смола хвойных пород деревьев становится непобедимым «врагом» производителей деревянной продукции.

Древесина хвойных деревьев недорогая, прочная,упругая и имеет красивую структуру. Но из за присутствия в структуре смолы, инструменты, которыми обрабатывают древесину быстро изнашиваются, усложняется формирование декоративного и защитного слоя.

С поверхности древесины, смолу убирают путем растворения и омыливания. Но смола остается внутри древесины, которая может выйти на поверхность при определенных обстоятельствах.

В настоящее время пытаются изучить возможности изоляции смолы внутри подложки при помощи различных средств. Но до решения проблемы еще очень далеко…

Раз мы начали говорить о смоле хвойных деревьев, будет правильно упомянуть янтарь. При окислении с кислородом, хвойные смолы становятся чрезвычайно стойкими к воздействию внешней среды. Поэтому они могут много лет пролежать в земле и превратиться в удивительной красоты янтарь.

Добыча смолы хвойных деревьев

Смолы сосны, кедра, ели, лиственницы, пихты пользуются самой большой популярностью. Сосновая смола преобладает в промышленных масштабах. Принципиальных различи по добыче смолы нет. Поэтому рассмотрим, как добывают сосновую смолу.

Сосна дает очень хорошую смолу после умеренной зимы, растущая на сухих, солнечных местах. А вот на влажной почве, затененном месте и после холодной зимы, сосна дает темную и горькую смолу

В промышленных масштабах, древесную смолу добывают методом подсочки.

Надрезы, в виде желобков в древесном стволе и называются подсочкой. Смола начинает вытекать из ран, стекает под углом в предварительно подставленные емкости. Сначала выделяется небольшое количество смолы и рана быстро затягивается. Спустя 10 дней желобки снова расчищают и выделение смолы происходит более интенсивно. За сезон, таким способом дается собрать порядка 500 гр смолы с одной сосны. При этом дерево остается здоровым, если ему давать передышку и добывать смолу понемногу.

Но есть и более жесткие методы. Когда до сруба дерева остается 4-5 лет, надрезы делают по всему периметру ствола. При таком методе можно добыть до 300 кг смолы с одного гектара леса. (несколько кг с одного дерева).

Хвойную смолу добывают и из пней. Для этого пни измельчают и методом экстракции или перегонки добывают смолу из древесины.

Применение хвойных смол в промышленности

https://textman.ru/wp-content/uploads/2018/11/3006051.jpg

Из живицы хвойных деревьев выделяют скипидар, который используется для производства лаков и красок, в химической промышленности.

Канифоль, выделенную из живицы, применяют для производства искусственной кожи, каучука, пластмассы, мыла, линолеума и других весьма полезных вещей

Сосновую смолу применяют для просмаливания древесины. А также, для производства смоляных масел, вара, пека и как смягчитель для резиновых смесей.

Применение хвойных смол в медицине

Все виды смолы хвойных деревьев обладают обезболивающие, антисептические, заживляющие свойства. Эти чудотворные свойства известны с древних времен. Есть некоторые различия в свойствах разных пород хвойных деревьев.

  • Кедровая живица применяется и отлично помогает при лечении болезней, связанных с нарушением кровообращения мозга. Таких как, травмы, атеросклероз, гипоксия, старческие деменции, нарушения речи и памяти и т. д. Помимо прочего, живица кедра может помочь нормализовать сердечную деятельность.
  • Смолу лиственницы нередко применяют для лечения вшей и чесотки. Также, средство зарекомендовало себя как отличное средство от гельминтов, при амебиазе и лямблиозе
  • Универсальным заменителем антибиотиков является лиственничная смола. Она обладает противоопухолевыми способностями. Способна истреблять инфекции слизистых полости рта и половых органов, кишечника, желудка, пищевода. Помогает избавиться от фурункулов и карбункулов
  • Отличным иммуностимулятором и антиоксидантом является еловая смола. Также, помогает при ушибах, трофических язвах, ожогах, язве желудка, туберкулезе и бронхите.
  • В целом, древесная смола обладает чрезвычайно полезными свойствами как для здоровья человека, так и для обустройства быта. Помимо этого, она вполне доступная. Можно просто пойти в лес и насобирать смолы с хвойных деревьев.

Для использования в медицинских целях смолу нужно «почистить»

Это делается следующим образом:

Грязную живицу заворачиваем в марлю и кидаем в кипящую воду. При этом, смолы выступит на поверхность воды и можно ее просто собрать ложкой или вылить в емкость с холодной водой, для застывания.

Потом смолу можно скатать в шарики и применяют по любому назначению. Срок хранения смолы не ограничен.

Будьте здоровы!

Источник

ПРИТЧА НЕДЕЛИ. Цена платья

Одна девушка решила заказать платье у известного портного, потому что шил он самые красивые платья.

Девушка, придя в мастерскую, первым делом решила поторговаться.

 — Вы очень много берёте за свои платья, — заявила она.

— Разве? Я вовсе так не считаю, — возразил портной.

— Ещё как дорого! Сами посудите — на пошив платья для меня потребуется не больше двух метров ткани. Так?

— Так, — согласился тот.

— Ну вот, если к стоимости ткани прибавить стоимость ниток, иголок и даже ножниц, цена получится куда дешевле, чем вы берете за платье.

Ну, так ведь?

Портной помолчал, подумал, а потом с улыбкой ответил:

— Ну что ж, юная леди, вы меня почти убедили. Настолько, что я согласен взять с вас вдвое меньше денег. Если вы настаиваете, конечно.

— Конечно, настаиваю! — обрадовалась девушка.

— Договорились. Сейчас я сниму мерки, а через неделю принесу заказ вам домой.

Девушка всю неделю хвалилась подругам, как дёшево она получит платье от известного портного. Те, конечно, завидовали ей и захотели сами посмотреть на платье. В назначенный час все собрались у неё дома.

Пришёл портной и … вручил девушке коробку.

Девушка торжественно сняла крышку и извлекла оттуда… два метра ткани, пару катушек ниток, иголки и ножницы…

В гневе она набросилась на портного.

— Как вы посмели меня обмануть?! — вскричала она.

— Я? Обмануть? Никакого обмана нет, — улыбнулся портной. — Я сложил в коробку всё то, что было оплачено. Если же там, всё-таки, чего-то не хватает, то, возможно, это потому, что вы забыли за это заплатить?

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх