Знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского считают основоположником мужского танца ХХ в. Благодаря необыкновенной пластике и способности «зависать» в воздухе во время прыжка его называли «богом танца» и человеком, преодолевшим гравитацию. Первую половину своей жизни он провел на сцене, оставаясь на протяжении 10 лет ярчайшей звездой балета, а последние 30 лет провел в психиатрических лечебницах, утратив интерес ко всему, что когда-то было смыслом его жизни. Его судьба стала еще одним подтверждением истины: гений и безумие идут рука об руку…
Вацлав Нижинский появился на свет в 1890 г. в Киеве в семье польских танцовщиков, у которых была собственная балетная труппа, поэтому его путь был предопределен с рождения. Все трое детей Нижинских были музыкально одаренными и обладали невероятной пластикой, Вацлав с раннего возраста занимался танцами и показывал хорошие результаты.
В 1907 г. он окончил Петербургское музыкальное училище и был принят в труппу Мариинского театра. С первых дней его появления на сцене было понятно: зажглась новая звезда балета.
Партнершами Нижинского были знаменитые прима-балерины Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Тамара Карсавина. В 1908 г. танцовщик познакомился с Сергеем Дягилевым, который пригласил его участвовать в «Русском балетном сезоне» в Париже.
На протяжении 5 лет Нижинский оставался ведущим солистом «Русских сезонов», пользовавшихся во Франции небывалым успехом. Благодаря постановкам Дягилева в Париже началось повальное увлечение русской культурой, в моду вошел стиль «а-ля рюс».
Вацлав Нижинский в спектакле *Петрушка*
Его называли новатором и экспериментатором, хотя эти новшества не всегда понимала и принимала публика. В 1911 г. Нижинского со скандалом уволили из Мариинского театра после того, как он появился в чересчур откровенном костюме в спектакле «Жизель».
Вацлав Нижинский в балете *Жизель*, 1910
Императрице Марии Федоровне его внешний вид показался неприличным (до него никто не выходил на сцену в трико), и Вацлав был изгнан.
Вацлав Нижинский во время работы над балетом, 1916
После этого Нижинский стал постоянным членом дягилевской труппы и остался жить за рубежом. Он был очень признателен Дягилеву и говорил о нем: «Среди всех людей, которых я когда-либо знал, Дягилев, конечно, значил для меня больше всех. Он был гением, великим организатором, открывателем и воспитателем талантов, с душой художника и gгапd seigneur, единственным человеком с универсальным талантом, которого я могу сравнить с Леонардо да Винчи».
*Сиамские танцы* Вацлава Нижинского, 1910
Сергей Дягилев поощрял его смелые эксперименты и дал ему раскрыться как хореографу. Первая же работа Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» в 1912 г. произвела настоящий фурор: отзывы были противоречивыми, как возмущенными, так и восхищенными, но резонанс был невероятным.
Вацлав Нижинский в балете *Послеполуденный отдых фавна*
В 1913 г. во время гастролей в Южной Америке Вацлав Нижинский женился на венгерской балерине Ромоне Пульски.
Фото свадьбы в Буэнос-Айресе и заметка в местной газете Caras y Caretas
Это привело к разрыву отношений между танцовщиком и Дягилевым, который стремился к полному контролю над жизнью своего фаворита и очень ревностно относился ко всем, кто претендовал на его расположение и отвлекал от работы. В результате Нижинский был вынужден покинуть труппу Дягилева. И это стало для него «началом конца».
Был ли он счастлив с Ромолой? Кто знает. Нет сомнения в том что он очень любил дочку Киру - Фунтик, как он ее звал. Вторая дочь родилась в 1920 году, когда он ему уже был официально поставлен диагноз "шизофрения", и он начал периодически ложится в клинику. Новаторское в то время лечение массированными инсулиновыми инъекциями привело к резкому набору веса, хотя и давало некоторый положительный эффект.
Была ли счастлива с ним Ромола? Вспоминала ли она мрачное пророчество которое Адольф Больм, напарник Вацлава по сцене, сделал накануне скоропалительной свадьбы в Буэнос-Айресе о том, что этот брак станет катастрофой для них обоих? Молодая женщина вышедшая замуж за знаменитого премьера, (а точнее женившая его на себе) и оставшаяся с инвалидом без копейки денег и двумя детьми на руках, она тащила свой крест как могла.
Вацлав Нижинский и Чарли Чаплин, 1916
Нижинский отклонил предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже – он хотел создать собственную антрепризу. Ему удалось собрать труппу и заключить контракт с лондонским театром «Палас», но их гастроли не имели успеха. В немалой степени они были обязаны этим провалом Дягилеву, который из мести сделал все для того, чтобы привести начинания Нижинского к финансовому краху: он затевал судебные иски, оспаривал авторские права, и спектакли отменяли. Это повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни танцовщика.
В 1914 г. Нижинский с супругой и новорожденной дочерью решил отправиться в Петербург, но в пути их застала Первая мировая война, и до начала 1916 г. они были вынуждены оставаться в Будапеште. После этого он возобновил контракт с Дягилевым и гастролировал с «Русским балетом» в Северной и Южной Америке. В 1917 г. танцовщик принял решение оставить театр и поселился с семьей в Швейцарии. В последний раз он вышел на сцену в 1919 г.
*Бог танца* и *царь воздуха* Вацлав Нижинский
Он блистал на сцене на протяжении всего 10 лет, но за это время успел стать легендой балета. Его называли «богом танца» и «царем воздуха»: во время прыжка он словно «зависал» в воздухе и мог сделать более 10 вращений, что на тот момент было абсолютным рекордом. Говорили, что он мог прыгать выше своего роста, после его смерти врачи произвели вскрытие с целью обнаружить какое-то нестандартное расположение костей и мышц, которое наделяло его экстраординарными возможностями, но ничего необычного не обнаружили.
Слева – Джон Сингер Сарджент. *Вацлав Нижинский*. Справа – Огюст Роден. *Вацлав Нижинский*
Болезнь прогрессировала, и вторую половину жизни Вацлав Нижинский провел в психиатрических лечебницах и санаториях. В 1918 г. он начал вести дневник, который позже был опубликован. В нем есть такие строки: «Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить – вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга». По его записям и рисункам было видно, как постепенно безумие затмевало его разум.
В балете "Апполон Мусагет", 1927
В 1928 г. граф Гарри Кесслер был потрясен встречей с бывшим танцовщиком: «Его лицо, оставшееся в памяти тысяч зрителей сияющим, как у молодого бога, теперь было серым, обвисшим, ...только изредка отблеск бессмысленной улыбки блуждал по нему. ...Дягилев поддерживал его под руку, помогая преодолеть три лестничных марша, ведущих вниз... Тот, кто когда-то, казалось, мог беззаботно летать над крышами домов, теперь едва переступал со ступеньки на ступеньку обыкновенной лестницы. Взгляд, которым он мне ответил, был бессмысленным, но бесконечно трогательным, как у больного животного».
В 1939 г. жена Нижинского пригласила Сержа Лифаря станцевать для мужа. Лифарь танцевал несколько часов до изнеможения, но Нижинский снова оставался безучастным: сидел на стуле, положив руки на колени.
Как вдруг некая таинственная сила подняла его, он подскочил, подошел к сцене, взлетел и завис в прыжке, а затем вновь впал в беспамятство. Этот момент и успел запечатлеть фотограф Жан Монзон. Последний в жизни прыжок Нижинского.
Последний прыжок Вацлава Нижинского
Копия снимка танцовщика, умевшего преодолевать гравитацию и зависать в воздухе дольше, чем все его балетные современники, в настоящее время хранится в музее Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Вацлав Нижинский с женой Ромолой в Вене, 1945
Вацлав и Ромола Нижинские. Вена, 1945-46
Вацлав Нижинский в Англии, 1948 или 1949 год
Вацлав Нижинский в Англии, 1949 год
В апреле 1950 г. Вацлав Нижинский скончался. Через три года его останки были перевезены из Лондона в Париж и похоронены на кладбище Сакре Кер.
Спустя 20 лет после смерти легендарного танцовщика французский хореограф Морис Бежар поставил балет «Нижинский, клоун божий» на музыку Пьера Анри и Петра Чайковского, а в 1999 г. Андрей Житинский посвятил ему спектакль «Нижинский, сумасшедший божий клоун» в Московском драматическом театре на Малой Бронной.
Редкое видео
Несколько танцевальных шагов от Нижинского в 15 балетах.
- Король Кандаул 1906 Г.
- Синий Бог 1912 Г.
- Золотая Птица 1910
- Павильон Армиды 1909
- Шехерезада 1910 г.
- Ориенталии 1910
- Карнавал 1910 г.
- Призрак розы 1911 г.
- Петрушка 1911 г
- Синий Бог 1912 Г.
- День фауны 1912 г.
- Игры 1913 г.
- Весна Священная 1913
- Faun 1916
- Тиль Уленшпигель 1916 Г.
Цифровые реконструкции: Christian Comte
Свежие комментарии