Кладовик, кладовой, кладенец – дух, охраняющий клады. Согласно народным поверьям, практически все клады (особенно клады, принадлежащие демоническим существам или людям, знающимся с нечистой силой) охраняются какими-либо существами, находящимися при кладе неотлучно; этих-то стражей в народе и называли кладовиками, полагая, что именно из-за них клады бывает трудно найти и взять.
Вообще, охранять клады и именоваться кладовиками могли самые различные существа: души людей, зарывших клад и убитых ли похороненных рядом с тем местом, где клад был спрятан; различные персонажи нечистой силы; некоторые животные и птицы, гады и т.д. При этом кладовики могли сторожит как клады, закопанные посторонними людьми (клады, положенные с заговором, «зароком»), так и свои собственные сокровища или вообще все подземные богатства.
Поверья о духах-кладовиках известны повсюду. Так, например, повсеместно считалось, что старый скряга, закопавший сокровища, после смерти своей становится кладовиком и охраняет свой клад, никого к нему не подпуская. На Урале полагали, что все подземные богатства сторожит рогатая лошадь с чугунными копытами. На Вологодщине и вообще на севере России считали, что все клады стерегут духи-кладовые Лаюн и Щекотун: Лаюн прозван так за то, что обращается в собаку-лайку при первом покушении на похищение клада, а Щекотун за то, что оберегает клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи. Также верили, что клады охраняют особые невидимые духи-кладовики, у которых есть помощники – кладенцы. В Белоруссии почитали особого маленького бога Копшу, который, по народному убеждению, ведает всеми кладами; его просили указать место, где спрятаны сокровища, и помочь открыть их, а при удаче благодарили и оставляли ему в жертву некоторую часть добычи.
Кладовики, «приставники» к подземным сокровищам могли принимать самые различные обличья, но в большинстве поверий они имеют облик, близкий к человеческому. Так, духа-кладовика нередко описывают как старичка или мужичка, иногда невысокого роста, одетого богато (например, в серебряныйй кафтан, серебряные башмаки и золотую шапочку) или наоборот, бедно (в рванье и лохмотьях). Кладовик мог показаться смутной, неопределенной человеческой тенью; мог и оставаться невидимым, давая знать о себе только голосом.
Вообще кладовикам, по народному, убеждению, становятся «ино место опившиеся люди, ино место – проклятые, а коли – и сами князья бесовские». Так, по некоторым поверьям, кладовиков выбирают из своей среды бесы в ночь на Ивана Купалу; кладовиками становятся бесы, находящиеся в подчинении у колдуна и приставленные своим хозяином охранять его сокровища; кладовиками бывают различные демонические персонажи (бесы, черти, огненные змеи, лешие, водяные и пр.), владеющие сокровищами; в кладовиков нечистая сила обращает проклятых людей и т.д.
Во многих местах верили, что клады оберегают убитые, «заклятые» люди, зарытые в том месте, где лежат сокровища; души этих людей, по народному убеждению, не находят покоя, они прикованы к кладу, вынуждены охранять его. Иногда такие невольные кладовики могли являться людям во сне с просьбой освободить их: так, например, в быличке одному бедному крестьянину явилась во сне женщина и сказала: «Освободи ты меня от заклятия, отпусти мою душу на покаяние. Вот уж двести лет я томлюсь и мучаюсь. Была я богата, много было у меня серебра, золота и драгоценных каменьев, да злые люди убили меня, добро мое ограбили и зарыли вместе с телом на острове на болоте. Если бы только убили меня, да так и оставили, я бы мученический венец приняла. А душегубы заколдовали меня и клад». Считалось, что если кто-то добудет заколдованный клад, то освободит заклятого; однако дело это трудное и очень опасное, предполагающее знание особых правил и наговоров.
Нередко считалось, что клад охраняет умерший хозяин клада (особенно, если при жизни он был скрягой) или погибший кладоискатель; так, например, в одной из быличек ищущему клад мужику показался кладовик в облике старика и сказал: «Зачем ты роешь? Беду на себя накликаешь, я вот тоже копал, копал, да сюда и попал. Беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Распространены поверья и о том, что один кладовик может утащить к себе или на свое место неудачливого кладоискателя: так, во многих местах верили , что когда клад «отворится», можно брать деньги только два раза, а в третий раз ходить нельзя, иначе кладовик остановит и скажет: «Сколько я сидел, теперь ты посиди!», после чего «он выйдет, а ты останешься».
По некоторым поверьям, кладовики иногда могут помогать найти людям клад. Например, в некоторых местах полагали, что кладовой поднимает клад к поверхности земли, когда он пролежал в ней положенное время. Изредка кладовики сами отдают сокровища. Так, в рассказе из Новгородской области клад сторожит умерший некрещеный младенец» он вырастает, становится взрослым, но находится под вечным присмотром своего хозяина – черта. Встретившись со своим живым братом, покойник – хранитель сокровищ помогает ему деньгами, за что черт наказывает его – ссылает из родных мест стеречь клады «куда-то за Москву».
Однако, такие поверья о помогающих людям кладовиках довольно редки. Почти повсеместно считалось, что охраняющие клады существа враждебны кладоискателям и всячески мешают им. Так, например, в некоторых местах полагали, что кладовик всегда безжалостно испытывает искателей клада: он «идет на них вихрем», так что «ломаются столетние деревья»; при этом отбегать или отмахиваться от падающих стволов и веток кладоискателю нельзя, так как все это «придумано кладовым», а на самом деле деревья стоят на месте, и если отпихнуть такое дерево, то «дело пропадет и дерево изувечит». Если же человек устоит, то кладовик тут же подвергнет его новому испытанию: устроит в лесу пожар, сам обернется зверем и пойдет на человека со словами: «Я тебя съем или задавлю, задушу!»; на это искатель клада, не переставая рыть землю, должен ответить: «Я сам тебя съем или задушу!» Если человек в точности выполнит все правила, то он сможет взять клад; однако деньги из него, если не «отговорены», можно будет употребить лишь на вино и табак.
- Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
- Г. Булашев . УКРАЇНСЬКИЙ НАРОД у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях. Космогонічні українські народні погляди та вірування. - Київ, фірма , Довіра, 1992.
- Кристофер У. Блакуэлл, Эйми Хакни Блакуэлл Мифология для «чайников».
- Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия мифологии. – М.:АСТ, 2001.
- Черницкий Александр. Мифы народов мира для детей. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Черницкий Александр. Большой мифологический словарь. — М.: Гелеос, 2008. — 496 с.
Свежие комментарии