На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Священный колодец жертв индейцев майя

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/135437/pub_5b8eab4f3d023700a98d25e1_5b8eacb8419fdb00abba02c2/scale_1200

Даже при сильной засухе древние майя никогда не прикасались к воде этого глубокого природного колодца. Священный колодец-сенот в Чичен-Ице предназначался совсем для других целей: он был местом жертвоприношения богу воды и дождей Юм-Чаку, который принимал в дар не только драгоценности, но и красивых девушек.

МЕРТВЫЕ ДЕВСТВЕННИЦЫ

В X веке власть на полуострове Юкатан захватили тольтеки. Самый большой город Чичен-Ица стал их столицей, правители которой собирали огромную дань с соседних племен.

Юкатан представляет собой плоскую равнину с нещадно палящим солнцем, на ней нет никаких водоемов, кроме редких природных колодцев-сенотов, образованных из карстовых воронок. Поскольку они являлись единственным источником воды в этих местах, центры цивилизации майя находились в непосредственной близости от них.

В Чичен-Ице находились даже два сенота, расположенных друг от друга на расстоянии 800 метров или, как говорили майя, на расстоянии трех полетов стрелы. Из одного из них жители брали воду для питья, а второй называли Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мертвых девственниц.

Этот загадочный сенот имеет диаметр 60 метров и примерно такую же глубину, он хорошо сохранился до наших дней. Согласно преданиям, в нем обитал Юм-Чак — бог дождя и влаги, которого нельзя было гневить, ибо, если не даст он дождя, все живое на земле погибнет. Ужасающее зрелище представляет собой этот колодец: желтовато-белые стены, покрытые зеленью ползучих растений, расстояние от верхней кромки его до поверхности мутной воды примерно 25 метров...

Во время засухи полагалось выбрать Чаку невесту — самую красивую девушку города. Ее одевали в роскошную одежду, торжественно вели под музыку к колодцу и бросали туда. Майя считали, что девушка не умирала, а попадала в объятия к богу дождя.

Впервые о Колодце смерти упомянул в 1566 году испанский священник Диего де Ланда: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Майя «бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место». Согласно летописям XVI века, последние жертвы колодец принял перед приходом туда конкистадоров... а город к тому времени был мертвым уже несколько веков.

ДАР БОГАМ ИЛИ СВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ?

Итак, когда жертва была намечена, богослужения окончены, в святилищах Чичен-Ицы (кстати, хорошо сохранившихся до наших дней) жрецы укладывали богато одетые жертвы на катафалк и торжественно несли по священной дороге к Колодцу смерти. Процессию на церемониальной площади уже ожидали паломники, собравшиеся здесь из соседних городов, повсюду раздавался гром барабанов и звуки изготовленных из раковин труб. Толпа распевала торжественные гимны в честь бога Юм-Чака.

После того как жертва прошла обряд ритуального очищения и была готова стать невестой бога, ее тело намазывали лазурью, на шею надевали дорогие ожерелья, на руки — золотые браслеты с бирюзой, в уши вдевали серьги из горного хрусталя. Затем, взяв девушку за руки и за ноги, жрецы раскачивали тело и бросали в колодец, а паломники вслед кидали дорогие украшения и шарики благовонной смолы.

Однако же такое жертвоприношение было весьма удобным и для сведения счетов. Однажды один из правителей майя Ах Меш Кук задумал избавиться от неугодного военачальника, Хунак Кееля отправив его посланцем к богам, жившим в Колодце смерти, зная при этом, что посланцы не возвращаются. Когда жрецы стали сбрасывать людей в колодец, Хунак Кееля вдруг взобрался на возвышение в стене храма, и сам бросился вниз.

И вдруг через несколько мгновений на глазах потрясенной толпы вынырнул из мутной воды сенота, после чего объявил всем, что встретился с богами и они повелели ему стать во главе майя. Ах Меш Куку пришлось покориться «воле богов» и уступить правление.

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

Еще конкистадоры, завоевав эти земли и узнав про священный Колодец смерти, пытались достать сокровища, похороненные на его дне. Однако Юм-Чак хорошо спрятал и охранял своих невест и пожертвованные ему драгоценности, поэтому все попытки алчных кладоискателей были обречены на неудачу. Огромная глубина колодца и 11-метровый слой ила и грязи были серьезным препятствием для любителей наживы.

Первую робкую попытку обследовать дно колодца и достать оттуда артефакты предпринял француз Дезире Шарнэ в 1882 году. Он даже смог доставить туда две землечерпалки, но так и не добрался до дна, поскольку неправильно рассчитал глубину колодца. В 1885 году более обстоятельно к этому делу подошел Эдвард Томпсон, который в то время был назначен консулом США на Юкатан. Незадолго до назначения он случайно натолкнулся на упоминание Колодца жертв в письменных источниках, но этот человек не был легковерен и для начала проштудировал всю литературу о древнем городе Чичен-Ица.

http://www.americanegypt.com/img/thompsondredge.jpg

Выяснив, что там есть чем поживиться, он стал добиваться назначения, хотя сама работа его не привлекала — он просто решил совместить полезное с приятным, изучая цивилизацию древних майя. Он истратил целое состояние, чтобы стать владельцем всего участка с руинами Чичен-Ицы, кроме того, приобрел все необходимое оборудование для поиска сокровищ. Для него из США с большими трудностями была доставлена специальная землечерпалка, которую в 1904 году установили на южной стороне сенота. Чтобы определить местонахождение сокровищ, он сбрасывал в колодец деревянные столбы, имитирующие человеческие тела.

Начались работы. Землечерпалка вытаскивала со дна все новые порции грязи, которую промывали нанятые индейцы. Долгое время ничего, кроме мусора, не попадалось, а потом были обнаружены два комочка копаловой смолы, которую майя использовали в обрядах. Затем был найден хорошо сохранившийся череп молодой девушки, что подтвердило назначение Колодца смерти.

Попадались кости жертв, древние предметы обихода, орудия, но Томпсон понимал: чтобы найти сокровища, нужно опуститься на дно колодца. В 1909 году он пригласил двух греческих водолазов, но ему хотелось участвовать в поиске самому, он даже прошел «курс молодого водолаза». Наступил день первого погружения. Солнечные лучи проникали под воду только на глубину 5 метров, а дальше наступала кромешная тьма, которую не мог прорезать даже подводный прожектор.

Искать сокровища приходилось на ощупь, и находки следовали одна за другой: статуэтки из нефрита, фигурки из золота, колечки, золотые рельефные диски с изображениями эпизодов из жизни индейцев, прекрасная золотая маска, глаза которой были закрыты, словно она изображала мертвого, и золотая корона, украшенная изображением Пернатого змея.

Однажды, при очередном погружении, Томпсон проявил неосторожность и сильно ударился о дно понтона, в результате потерял слух на всю оставшуюся жизнь. Возможно, он таким образом поплатился за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь. А может быть, не было никакой мистики и сыграла роль его неопытность как водолаза.

Тем не менее он собрал огромную коллекцию артефактов и передал ее в музей Пибоди при Гарвардском университете.

НАХОДКИ XX ВЕКА

В 1917 году к Колодцу смерти вновь отправились археологи. Им удалось достать на поверхность останки 90 женских тел, одного мужского и 21 детского. Мужской скелет был переплетен с женским. Видимо, жертва в последний момент испугалась и, вцепившись мертвой хваткой в жреца, утащила его с собой на дно.

Затем в 1961 году Давалос Уртадо, используя новейший для тех времен землесос, при помощи команды аквалангистов предпринял новый штурм Священного сенота. Ему несказанно повезло: со дна колодца достали каучуковую фигурку божества, фрагменты ткани из хлопка, плетеные и деревянные предметы, глиняную посуду, медные колокольчики. Уртадо даже задумал осушить колодец, чтобы извлечь из него все древности, но не успел — умер вскоре после экспедиции.

Третий этап исследований инициировал Ф. Кирк Джонсон в 1967 году. В колодец засыпали хлор, который уничтожил мелкие водоросли и сделал прозрачной воду — до очистки, согласно проведенным анализам, она была грязнее канализационных стоков. Благодаря этому удалось обнаружить 2 резных трона, чаши различных эпох, изделия из драгоценных камней и металлов, а также кости людей и животных.

Любопытно, что многие вещи, которые нашли в колодце, относятся к более ранней эпохе, и многие из них, перед тем как оказаться там, были намеренно испорчены, разбиты и помяты. Хотя, по легенде, в жертву Колодцу мертвых девственниц приносились только девушки, исследования показали, что ритуальными жертвами были и мужчины, и дети.

Все, что удалось обнаружить в сеноте, прекрасно иллюстрирует историю легендарной цивилизации древних майя. Колодец смерти оказался бесценным источником, поведавшим о жизни. Такой вот парадокс.

Источник

Картина дня

наверх