Цель музыки, не только в том, чтобы услаждать слух, но и в том, чтобы выражать чувства, возбуждать воображение, воздействовать на разум, управлять страстями. Ф. Джеминиани
Франческо Саверио Джеминиани(1687— 1762) мало писал для театра, сосредоточившись, в основном, на инструментальной музыке – сонатах и кончерто гроссо. Однако в 1754 г., когда Джеминиани было шестьдесят семь лет, известный архитектор и декоратор Джованни Никколо Сервандони предложил ему написать музыку к пантомиме на сюжет "Освобожденного Иерусалима" Тассо.
Сервандони был одним из крупнейших в то время специалистов по части декораций и машин, сотрудничество с ним обещало быть интересным, и престарелый Джеминиани, слава которого постепенно шла на убыль, согласился.
Пантомима Сервандони называлась "Зачарованный лес" и впервые была представлена публике 10 апреля 1754 года в Тюильри. Успеха она, однако, не имела, и рецензии вышли прохладные или откровенно недоброжелательные (Мельхиор Гримм, например, написал, что спектакль "сопровождается плохой музыкой Джеминиани").
Тем не менее, автор "плохой музыки" аранжировал ее для концертного исполнения и издал в Лондоне. Она, однако, и в Лондоне не пришлась по душе, и с тех пор звучит довольно редко.
Музыка волшебная, когда слушаешь, кажется, что все заботы уходят куда-то далеко, сказочный мир созданный великим композитором завораживает, при этом не напрягая сложными конструкциями, плавные переходы, мастерски вымеренные пассажи доказывают девиз творчества Джеминини:
"Хорошая музыка выражает движения души, а плохая музыка - это музыка, ничего не выражающая"
В концертной версии это произведение разделено на две части – первая минорная, вторая мажорная, каждая состоит из множества контрастных лаконичных пьес (есть эпизоды, в которых темп, размер и жанр меняются буквально на каждом шагу). Разнообразная по фактуре, эффектно инструментованная (с валторнами и трубами), эта сюита кажется сейчас одним из самых оригинальных произведений Джеминиани, и ее провал в 18 веке кажется странным.
Свежие комментарии