На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Известные русские философы ХIX-XX веков (часть 1)

Аввакум Петров

http://rushist.com/images/russia-17/avvakum-ikona.jpg

Протопоп Аввакум, старообрядческая икона

Аввакум Петров25 ноября (5 декабря) 1620 года, Григорово, Нижегородский уезд — 14 (24) апреля 1682 года, Пустозерск) – протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре. Родился в селе Григорово (ныне Нижегородская область) в семье священника. В возрасте 21 года был рукоположен во диакона, в 1643 или 1644 г. - священника. В 1652 г. Аввакум Петров поставляется протопопом г. Юрьевца-Подольского. В 1653 г. за сопротивление реформе патриарха Никона заключён в тюрьму и в сентябре того же года сослан в Тобольск. В 1666 г. Аввакум Петров осудили на Соборе в Москве, лишили сана, подвергли анафеме и сослали в Пустозерск, где он был заключён в "земляную тюрьму". 14 апреля 1682 г. Аввакум Петров и его соузники были сожжены на костре за "великие на царский дом хулы". В заключении Аввакум Петров написал своё знаменитое "Житие". В своих богословских воззрениях Аввакум Петров бесспорно является поповцем. Он считал, что истинное священство не могло иссякнуть в мире. Причислен к лику святых Старообрядческой Архиепископией (ныне Митрополией) Московской и всея Руси (1916) и Старообрядческой Архиепископией Новозыбковской, Московской и всея Руси (1988).

Аввакум подходил к церковным преобразованиям эсхатологически, видя в них знамение конца света. Истинной ценностью обладает только вера, и Аввакум в зависимости от веры различал "образы" человека. Если ради веры он способен претерпеть всё "жестокое", "плачевное", "смертоносное", если в нём "благодатное" превосходит "страстное", значит житие его "духовно". Если же он проводит жизнь в "роскошах мира сего" и преисполнен "всякия неправды и беззакония", то такой человек во всём "грехотворителен и гнусен". Соответственно символы жития духовного он прилагал к самому себе и ближайшим соратникам - расколоучителям, а символы жития "роскошного" - к "алманашникам", "зодийшыкам", людям западной ориентации. Подобные воззрения не служили благому делу: во имя "отеческих преданий" водружалась непроницаемая стена отчуждения между верой и разумом, наукой и религией, которая заслоняла от староверов горизонты человеческого прогресса.

Главные сочинения: "Житие прoтопопа Аввакума, им самим написанное","Книга толкований и поучений","Послания и челобитные".

Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)

http://istina.rin.ru/philosofy/pict/medium/3264_Ilarion-3.jpg

Авсенев Петр Семенович (впоследствии архимандрит Феофан) философ и психолог. Профессор Киевской Духовной Академии /1836-1850/, затем настоятель посольской церкви в Риме. Предметом особого интереса Авсенев были исключительные проявления душевной жизни человека /ясновидение, сомнабулизм и т.п./, рассматриваемые как сверхестественные феномены. Авсенев разработал "план истории души", включая вопросы о ее происхождении, возрасте, состоянии после телесной смерти. Проанализировал национальные особенности русского народАвсенев Философские теории, согласно Авсенев , должны получать психологическое обоснование. Оказал Влияние на Гогоцкого.

Авсенев выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться мировая жизнь души (солнечная, лунная и земная); частные ее изменения(племенные,народные, половые), индивидуальные изменения (дарования, темперамент, характер). Во второй части должны были быть подвергнуты анализу безличные состояния человека, т.е.бессознательные состояния, которым шеллингианство придавало большое значение,наконец, к третьей части относил Авсенев вопросы о происхождении души, о возрасте и смерти и состоянии души после смерти. Авсенев был склонен ко всякого рода фантастике, поэтому темные стороны человеческой жизни, ее бессознательная сторона его особенно привлекала, и часто он уклонялся в область наукою вовсе непроверенную.

"Россия в отношении к Западу представляет противоположность,-считал Авсенев.- Там большею частью мелкие государства, отделенные одно от другого самою природою: посему в западных государствах преобладает начало личности, индивидуальности. В России, напротив, видим слияние племен, которому благоприятствует ее ровное местоположение; у нас развивается та мысль, что различные племена должны сплавиться в один народ. Характер русский - есть характер универсальный. Постоянное сношение России с Востоком принесло в наш характер элемент восточный. Но, с другой стороны, русские питают сочувствие и к Западу, они любят и перенимают все, что есть лучшего на Западе. С этой универсальностью русского характера согласны многие высокие черты, замечаемые в нем. В числе этих черт заслуживают особенного внимания необыкновенная терпеливость русского народа, всеобщая уживчивость, великодушие, благодушие, прямота и открытость характера, отсутствие в нем страстной раздражительности, порывистости и прочие".

"По отношению к догматике церковь наша сходствует с католическою, но чуждается католической помпы и более настаивает на духе и смысле. Законодательство наше основывается на том главном начале, чтобы уравновешены были права человека как члена общества - в необходимом его подчинении монарху. На Востоке господствует деспотизм; на Западе почти нет верховной власти; средину между деспотизмом и конституционною вольностью занимает наше с а м о д е р ж а в и е. В философском отношении мы - русские - еще не отличились ничем самостоятельно-оригинальным. Но можно заметить, что отвлеченные диалектические умозрения, подобные немецким, едва ли примутся на почве нашего духАвсенев Мы с трудом и понимаем этого рода философствование. Но, с другой стороны, у нас едва ли разовьется и чисто эмпирическая философия, подобная английской. Можно гадать, что философия у нас будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко укоренилась в нашем духе и вошла в самое существо его".

Главное сочинение: "Из записок по психологии".

Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886)

http://www.rulex.ru/portret/01-032.jpg

Аксаков Иван Сергеевич- публицист, идеолог славянофильства. Закончил училище правоведения в Петербурге (1842). В 1849 - арестован за участие в двежение славянофилов, освобождён, но находился под негласным надзором полиции. В 1852 - редактор "Московского сборника", в 1858-1859 - "Русские беседы", газеты "Парус". В 60-е годы редактировал газеты "День" и "Москва", в 80-е - газету "Русь". По своим взглядам близок Хомякову и К.С.Аксакову. Критиковал западный рационализм. Доминантой мировоззрения Аксаков - идея народности - вера, община, народный быт. Предложил проект самоупразднения дворянства как сословия. Тесные отношения связывали Аксаков с Достоевским, Тютчевым, Соловьевым.

Более поздний славянофил, И.Аксаков, в отличие от Н.Данилевского, признавал идею общечеловеческой культуры. Но все они верили, что Россия не должна повторять путь Запада и что славяно-русский мир - мир будущего.

"Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него, как в единственную цель и полнейшую норму человечествАксаков Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней".

Отношение к церкви было следующим: "Церковь, вмешиваясь в дела государственные, совмещая в одной руке меч духовный с мечом государственным, перестает быть церковью и сама себя добровольно отрицает, низводя на ступень "царства от мира сего". Точно так же и государство, если бы вздумало присваивать себе значение и власть церкви... внесло бы в церковь элемент совершенно инородный, чуждый, ограничило бы беспредельную духовность веры, овнешило бы, огрубило бы ее, одним словом, исказило самое существо церкви".

"Без свободы совести немыслима и церковь, ибо в духовной свободе человека лежит причина бытия... самой церкви... Свобода человеческого духа составляет, таким образом, не только стихию церкви, но и самый, так сказать, объект ее действия... Понятно... что в этой стихии свободного духа самая деятельность, направление этого духа, может быть только духовная".

"Нельзя не поражаться узкостью и ограниченностью понимания сторонниками "современного прогресса" мировой задачи христианства: то взваливают на него ответственность - зачем в течении почти двух тысяч лет оно не водворило на земле всеобщего благополучия,- то обвиняют его в непрактичности, и в том, что христианский идеал стоит вне действительной исторической жизни человечествАксаков .. В том-то и дело, что идеал христианский вечен, вне условий места и времени... не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит и будит человеческое общество и стремит его вперед и вперед".

"И где общество? И какие у общества православной России церковные, политические, социальные - русские идеалы? Наше старое общество разлагается, и нового мы еще не видим. Потому что к старому обществу должны мы отнести и все наше молодое поколение, в котором нет ничего, кроме более искренней и энергичной силы отрицания".

Главные сочинения: "И слово правды...", "Литературная критика", "И.С.Аксаков в его письмах".

Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860)

KonstantinAksakov.jpg

Аксаков Константин Сергеевич- философ-славянофил, историк, литератор, поэт. С 1832 по 1835 учился на филологическом факультете Московского университета. Входил в кружок Н.В. Станкевича. В 1847 защитил магистерскую диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Полагал, что западное христианство утратило "внутреннюю правду", ибо подчинило жизнь принуждению и юридическим нормам. Только славяне сохранили "истинное христианство" и общинный быт, но равновесие русского общества было нарушено Петром I. Православие и общинный строй приведут к устранению классовых и национальных противоречий. Использовал диалектику Гегеля для обоснования основных положений славянофильства, подвергал критике материализм за атеистические выводы. Обратился к Александру II с "Запиской о внутреннем состоянии России", в которой обвинял правительство в деспотизме и подавлении свободы.

Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно.

О государстве он говорил следующее:" Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианствАксаков Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободу нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя".

"Вне народа, вне общественной жизни может быть только лицо (individo). Одно только лицо может быть неограниченным правительством, только лицо освобождает народ от всякого вмешательства в правительство. Поэтому здесь необходим государь, монарх. Только власть монарха есть власть неограниченная. Только при неограниченной власти монархический народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нравственно - общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе народ русский. Сей взгляд русского человека есть взгляд человека свободного. Признавая государственную неограниченную власть, он удерживает за собой свою совершенную независимость духа, совести, мысли".

Цель народа заключается в следующем:"Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растлением; он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершил он и приемники его силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах. Доселе солдаты наши берутся из народа, доселе еще не вовсе исчезли русские начала и в преобразованных русских людях, подверженных иностранному влиянию. Итак, петровское государство побеждает с силами еще допетровской России; но силы эти слабеют, ибо петровское влияние растет в народе, несмотря на то, что правительство стало говорить о русском народе и даже требовать ее. Но для того, чтобы благое слово обратилось в благое дело, нужно понять дух России и стать на русские начала, отвергнутые со времен Петра.

Внешнее величие России при императорах точно блестяще, но внешнее величие тогда прочно, когда истекает из внутреннего. Нужно, чтобы источник был не засорен и не оскудевал. - Да и какой внешний блеск может вознаградить за внутреннее благо, за внутреннюю стройность? Какое внешнее непрочное величие и внешняя ненадежная сила могут сравниться с внутренним прочным величием, с внутреннею надежною силою? Внешняя сила может существовать, пока еще внутренняя, хотя и подрываемая, не исчезлАксаков Если внутренность дерева вся истлела, то наружная кора, как бы ни была крепка и толста, не устоит, и при первом ветре дерево рухнет, ко всеобщему изумлению. Россия держится долго потому, что еще не исчезла ее внутренняя долговечная сила, постоянно ослабляемая и уничтожаемая; потому, что еще не исчезла в ней допетровская Россия. Итак, внутреннее величие - вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства" .

"Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестною ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало ему чужим. И народы и правительство стоят теперь на разных путях, на разных началах. Не только не спрашивается мнения народа, но всякий частный человек опасается говорить свое мнение. Народ не имеет доверенности к правительству; правительство не имеет доверенности к народу" .

Социальная программа Аксакова: "Есть в России отдельные внутренние язвы, требующие особых усилий для исцеления. Таковы раскол, крепостное состояние, взяточничество. Я не предлагаю здесь о том своих мыслей, ибо это не было моею целью при сочинении этой записки. Я указываю здесь на самые основы внутреннего состояния России, на то, что составляет главный вопрос и имеет важнейшее общее действие на всю Россию. Скажу только, что истинные отношения, в которые станет государство к земле, что общественное мнение, которому дается ход, оживя весь организм России, подействует целительно и на эти язвы, в особенности же на взяточничество, для которого так страшна гласность общественного мнения. Сверх того, общественное мнение может указать на средства против зол народных и государственных, как и против всяких зол. Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею на прочном основании истинных коренных русских начал! Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу - полная свобода жизни и внешней и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, словАксаков Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!".

Главные сочинения: Полное собрание сочинений, "О современном человеке", "Ранние славянофилы. А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы".

Алексеев Сергей Алексеевич (1871 -1945)

http://www.runivers.ru/upload/iblock/5ba/Alekseev-Askoldov.jpg

Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - АСКОЛЬДОВ)-религиозный философ, публицист, сын А.А.Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. За книгу "Мысль и действительность" получил степень магистра философии в Московском университете /1914/. В 20-х гг. основал тайное религиозно-философское общество "Братство преподобного Серафима Саровского", за что арестован в 1828. Попал в лагерь на Соловки, затем сослан. Оказавшись в Новгороде во время немецкой оккупации, выехал в Германию. Умер в Потсдаме. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субькта". Материя и дух, согласно Алексеев, есть два аспекта субстанции нашего "я". Сторонник христианского спиритуализма и персонализма, развил концепцию панпсихизма. В понимании пространства и времени близок к Бернсону. Последний период творчества Алексеева характеризуется нарастанием эсхатологических настроений /работы этих лет остаются неопубликованными/.

Большей широтой характеризуется мировоззрение Л.Лопатина и С.Алексеева (Аскольдова); однако и у этих мыслителей многие основные проблемы, как, например, религиозная, очерчиваются только в общем виде и слишком неопределённо.

В духе спиритуализма Алексеев полагает весь мир состоящим из духовных существ различных степеней совершенства и силы, которые он называет монадами, субстанциями и душами. Материя и дух - два аспекта субстанции нашего "я": материя есть дух, рассматриваемый извне, а дух - материя в её внутр. самочувствии. Мысль есть репрезентация опыта, т.е. действительности.

Главные сочинения: "Основные проблемы теории познания и онтологии, "Мысль и действительность", "Сознание как целостное. Психологическое понятие личности", "Гносеология", "Время и его преодоление", "Религиозно-эстетическое значение Достоевского".

Алексеев Николай Николаевич (1879 - 1964)

http://coollib.com/sites/default/files/item_img_4308.jpg

Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Учился на юридическом факультете Московского университета, из которого исключен за участия в студенческих выступлениях. Вольнослушатель Дрезденского политехникума. Окончил Московский университет в 1906. Стажировался в Берлине, Гейдельберге, Париже. В 1912-1917 - профессор права в Москве. В 1922-1931 - преподавал в Праге и Берлине, в 1931-1948 - в Страсбурге и Белграде. В 1946 принял советское гражданство. Умер в Женеве. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми. Критиковал теорию "естественного права", противопоставляя ей идеал "государства-правды". Выступал за создание на территории России-Евразии хорошо организованного государства, сочетающего принципы аристократизма и демократизма.

Сведя наивный реализм к четырем положениям, - а именно к тому, что видимые предметы не суть представления, что восприятие предмета не умножает числа предметов, что предметы таковы, каковыми они нам кажутся, и, наконец, что предметы существуют вне сознания, -Алексеев утверждает, что "ни одно из положений не верно вполне".

Чуткий современным философским направлениям, Алексеев первым в Европе попытался применить феноменологический метод в области философии права (до него А.Рейнах и Ф.Кауфман прилагали его лишь к решению частных вопросов.

Главные сочинения: "Основы философии права Прага", "Идея государства: Очерки истории политической мысли. "Мир и душа: Философские размышления о материи и духе на основе диалектического реализма, "Русская империя в её исторических истоках", "Христианство и идея монархии", "Об идее философии и ее общественной миссии".

Андреев Даниил Леонидович (1906 - 1959)

http://russia-ic.com/img/people/andreev_daniil_1.jpg

Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. Окончил Высшие литературные курсы (в конце 20-х гг.). Участник Великой Отечественной войны. В 1947 арестован и осуждён на 25 лет за антисоветскую деятельность. Провёл в заключении 10 лет. Главные идеи развил в "Розе Мира", они получили поэтическое переложение в "Русских богах" и "Железной мистерии". Андреев - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным "символичеким языком". В центре воззрений Андреева - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона.

Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.

Вглядываясь в реалии ХХ в., Андреев приходил к апокалиптическому ощущению времени: ".. я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией". Его особенно удручало то, что человеческая культура, даже в своих высочайших проявлениях, как религия и наука, бессильна противостоять необычайно возросшей мощи зла, его способности "маскироваться", "подменять" добро. В людях постепенно угасает "стремление к всемирному", они всё более разобщаются на враждебные сообщества, усиливая "деспотические образования", т.е. государства. Конечно, сущность государства не сводится к одной только тирании. На протяжении целых веков оно выступало "единственной неуклонной объединительницей людей", предотвращая от них опасность хаоса и войн. Но государство "цементировало общество на принципах насилия", вовсе не заботясь о нравственном содержании своих деяний. В результате восторжествовало властное, деспотическое начало.

Так возникли современные "государственные громады", хищные по своей природе, чуждые идеалам мира и социальной гармонии. В их распоряжении оказались наука и техника, служащие им с такой же покорностью, с какой церковь служила феодальным владыкам. Каждое их достижение, каждый успех немедленно обращается против "подлинных интересов человечества", отдаляет "путь ко всемирному единению". И не благо общества, а единоличная диктатура становится целью политики. Всё это, полагал Андреев, делало очевидным, что выход из кризиса может быть достигнут "не развитием науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой "сильного человека", не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево", а исключительно с помощью установления над всеми государствами некой единой, всеобъемлющей "этической инстанции", или, иначе, интеррегилиозной, всечеловеческой церкви, "Розы Мира".

"Роза Мира" явится своего рода "религией итога", "соборным творчеством", в котором все прежние религии превратятся в отражения "различных пластов духовной деятельности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса". Благодаря своему универсализму и динамичности, "Роза Мира" сможет впервые объединить земной шар в Федерацию государств во главе с "этической контролирующей инстанцией", распространить материальный достаток и высокий культурный уровень на население всех стран, воспитать поколение "облагороженного образа", восстановить христианские церкви, словом, осуществить "превращение планеты - в сад, а государств - в братство". В свою очередь, реализация этих задач "откроет путь к разрешению задач более высоких: к одухотворению природы". России здесь "предуказана" особая роль, если только её не погубит тоталитарное насилие.

Главные сочинения: "Роза мира.Философия истории, "Железная мистерия".

Антонович Максим Алексеевич (1835 - 1918)

http://biblioman.org/img/authors/200x270/5e8d592d2ea8899c39b02e9850244091.jpg

Антонович Максим Алексеевич- философ-материалист, публицист и общественный деятель. Окончил Петербургскую Духовную Академию, но от церковной карьеры отказался. С 1862 - ведущий критик журнала "Современник" /до его закрытия в 1866/. В философских статьях "Современная философия", "Два типа современных философов", "О гегелевской философии", "Современная физиология и философия", "Единство сил природы" и др. отстаивал материализм и позиции современного естествознания.

С 60-х гг. одним из первых в России выступил с критикой позитивизма и кантианства. Идеализм рассматривал как орудие религии. На основе антропологического принципа Фейербаха и Чернышевского выдвигал задачу радикального переустройства общественной жизни. Боролся с концепцией "чистого искусства". В 1896 опубликовал книгу "Ч.Дарвин и его теория". Оставил ценные воспоминания о Чернышевском, Добролюбове, Некрасове. В работах Антоновича порой встречаются упрощение и субъективизм в оценках.Наиболее ярко увлечение Фейербахом сказалось на антропологизме Н.Г.Чернышевского и М.А.Антоновича.

Антонович утверждал бесконечность вселенной. "Наше Солнце с ближайшими к нему неподвижными звездами составляет отдельную группу или кучу, подобно которой рассеяно множество во Вселенной. Некоторые из них так далеки, что кажутся световидными туманностями вроде Млечного Пути, и только сильнейшие телескопы открывают в них собрание звезд. Эти кучи отстоят от нашей звездной группы на такие расстояния, которые свет может пробежать не меньше как в 2000 лет, и отдельные члены их тоже, вероятно, находятся одни от других на таком же расстоянии, какое существует между Солнцем и соседними с ним неподвижными звездами. Если бы мы могли перенестись на одно из туманных пятен, то с них увидели бы другие, дальнейшие туманные пятна, отстоящие от них настолько, насколько они отстоят от нашей звездной группы. Эти расстояния, взятые вместе, представляют совершенно невообразимые пространства, на прохождение которых свет употребил бы десятки тысяч лет. Но за вторыми туманностями существуют третьи, еще дальнейшие, за третьими - четвертые и т. д., и расстояния разрастаются в громады, проходимые светом в миллионы лет.

А что дальше? Можем ли мы когда-нибудь дойти до туманностей, дальше которых уже нет ничего и которые составляют границу, край мира? Другими словами, есть ли где начало и конец света? Этот вопрос о начале и конце мира в пространстве, также как и параллельный ему вопрос о начале и конце мира во времени и о причине его, относится к числу тех головокружащих, захватывающих дыхание и как-то странно щекочущих ум вопросов, на которые одинаково возможны два совершенно противоположные ответа, одинаково удовлетворительные и названные Кантом антиномиями.

Мир как материальный предмет, имеющий пространственное протяжение, должен иметь начало и конец во времени и в пространстве; это, по нашим представлениям, существенное свойство всякой материи. Но наш ум или, лучше сказать, фантазия не довольствуются этим ответом; и к нам неотвязчиво пристают вопросы: а что же было до появления мира и что такое находится за концом и пределами его? Ужели ничто в том и другом случае? Ужели за пределами находится уже небытие, какая- то бездонная пустота, без протяжения и границ? Чем отличается граница мира от начинающейся за нею пустоты небытия, ничто? И что было бы, если бы какой-нибудь предмет из области бытия попал в эту пустоту? Словом наша мысль отказывается представить себе начало и конец, сопоставить бытие с небытием, и потому мир должен быть вечен повремени и бесконечен по пространству: иначе мы его и вообразить не можем; это аксиома нашей мысли.

Эти вопросы и ответы - такая путаница и бездна, из которой ум никак не может высвободится иначе, как посредством героического практического рассечения узла .Эта антиномия и другие параллельные ей доказывают только собою старую философскую поговорку, что в уме нашем нет ничего такого, что бы не бывало прежде в чувствах, не прошло через них; т. е. что вся наша умственная деятельность слагается только из материалов, доставляемых чувствами, что все наши самые отвлеченные понятия , законы, идеи суть только перегнанные чувственные восприятия, экстракты из них. Мы видим, что отдельные предметы имеют начало и конец, и из подобных впечатлений составляется у нас общее понятие конечности; но, с другой стороны, мы нигде и никогда не видали настоящего конца, а, напротив, везде наблюдали, что за концом одного предмета, стола, дома, города, следуют начала других связанных с ними предметов, пола, соседнего дома, пола, и из подобных впечатлений непрерывной связности предметов у нас образуется общее представление о бесконечности. Поэтому когда является предмет, выходящий из пределов нашего чувственного восприятия, то мы и можем прилагать к нему оба эти равноопытные и равносильные понятия о конечности и бесконечности.

Следовательно, вопрос о приложимости к данному случаю того или иного понятия совершенно бесплоден и напрасен, так как в пользу того и другого могут быть приведены совершенно одинаковые теоретические основания именно вследствие того, что мы видели в опыте совершенно одинаковое количество частных конечностей и бесконечностей. То же самое применяется и к происхождению мира во времени. мы видим на каждом шагу возникновение новых предметов, нарождение новых личностей; но столь же часто убеждаемся, что в этих случаях все происходит из чего-нибудь, и возникновение из ничего кажется нам невозможным. Оба эти отвлечения мы и можем с одинаковым теоретическим правом прикладывать к вопросу о начале мира во времени. Практически вопрос о пределах мира можно разрешить в том смысле, что так как мы не видали конца мира и наука со всеми своими усовершенствованными орудиями и способами не дошла до него, то в этом мы имеем практическое основание считать мир бесконечным, беспредельным".

Главные сочинения: "Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика", "Избранные философские сочинения", "Шестидесятники".

Источник

Картина дня

наверх