На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем

К столетию (в 2018 г.) Высших художественно-технических мастерских в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась выставка, посвященная архитектурному факультету и его знаменитым преподавателям. О том, как учителя и студенты ВХУТЕМАСа создавали невообразимые проекты, планировали города будущего и сохраняли памятники старины, порталу «Культура.

РФ» рассказала куратор экспозиции Полина Стрельцова.

Как один человек изменил архитектурное образование

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем

Высшими художественно-техническими мастерскими назывались учебные заведения, которые появились в нескольких российских городах после революции 1917 года. Предшественниками московского ВХУТЕМАСа были Строгановское художественно-промышленное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

ВХУТЕМАС совершил настоящую революцию в художественном образовании. В первой половине ХХ века наука активно внедрялась во все сферы жизни, в том числе и в искусство, и потому в мастерских творческие поиски архитекторов всегда были связаны с утилитарным применением их открытий.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем

Архитектор Николай Ладовский, один из преподавателей ВХУТЕМАСа, разработал уникальную программу обучения — систему вводных дисциплин, которые преподавали на всех факультетах. Для архитектурного курса Ладовский создал дисциплину «Пространство» — и почти все ее основы до сих пор сохранились в программах российских вузов. Ладовский одним из первых стал внимательно изучать архитектурный парадокс: он гласил, что форма предмета разительно отличается от восприятия этой формы человеком. Поэтому студенты не только работали с теоретическими заданиями, но и решали производственные задачи, ездили со своими преподавателями на реальные строительные объекты.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем

В 1925 году систему Ладовского высоко оценили на Всемирной выставке в Париже, и о ней узнали по всему миру.

Как вхутемасовцы сохраняли исторический облик Москвы

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 2

Деятельность ВХУТЕМАСа не ограничивалась образованием: мастерские занимались реставрацией, охраной культурного наследия, изучением и восстановлением памятников архитектуры. В 1910–20-х годах было утрачено огромное количество архитектурных шедевров, но некоторые удавалось спасти и восстановить, в том числе силами сотрудников и учеников ВХУТЕМАСа.

Так, в 1917 году во время артобстрела серьезно пострадал Московский Кремль. Одну из бригад по его реставрации возглавлял декан архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Иван Рыльский. На работы по восстановлению памятников часто брали и студентов. Одним из учеников Рыльского был будущий архитектор-конструктивист Михаил Барщ. В своих воспоминаниях он писал:

Он [Рыльский] пригласил меня, Легмана и Юру Яковлева, брата художника Яковлева, на работу в Кремль. Эту работу мы совмещали с занятиями во ВХУТЕМАСе. В Кремле мы делали обмеры (точный способ измерения архитектурных объектов. — Прим. ред.), реставрационные чертежи, следили за работами. Мы копировали подлинные чертежи Казакова, Тона и других мастеров, альбомы которых лежали у нас в мастерской. Вероятно, это дало нам не меньше, чем скучные лекции по истории архитектуры с туманными картинками.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 2

Чертежей самого Рыльского сохранилось очень мало, но их многократно копировали его студенты — это было классическим заданием для будущих реставраторов. В экспозиции Музея архитектуры, например, представлен уникальный чертеж — обмер Сухаревой башни. Само здание, как известно, сохранить не удалось: памятник архитектуры на Сухаревской площади, построенный в 1695 году, был разрушен в 1934-м, в рамках генеральной реконструкции Москвы.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 2

Еще один интересный проект, который так и не был реализован, принадлежал архитектору и реставратору Сергею Торопову. В послереволюционные годы практически единственным способом сохранить памятники архитектуры была адаптация зданий под музеи, кинотеатры или другие «общественно полезные» заведения. Чтобы спасти церковь Николая Чудотворца в Мясниках, Торопов разработал проект включения храма в новый модернистский проект — будущее здание Центросоюза. Но сохранить церковь так и не удалось, а на ее месте на Мясницкой улице возвели здание по проекту французского архитектора Ле Корбюзье.

Как могли соединиться Москва и Петербург

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 3

Николай Ладовский никогда не был консерватором. Напротив, своих студентов он учил тому, что прежде всего нужно попытаться самим создать что-то новое, а уже потом изучать образцы. Не копировать классику архитектуры, а придумывать собственную.

При этом авангардист Ладовский уважительно относился к культурному наследию, и доказательство тому — его градостроительные проекты, например знаменитая «Парабола».

После революции градостроительство стало одним из важнейших направлений деятельности в новой Советской России. В 1927 году Ладовский начал разрабатывать проект перестройки Москвы. Он предложил законсервировать исторический центр города, остановить массовый снос зданий, многие из которых были памятниками архитектуры.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 3

По плану Ладовского, город должен был строиться на северо-запад и разомкнуть кольцевую систему. Линию застройки архитектор предлагал направить в сторону Санкт-Петербурга, пока в итоге две столицы не слились бы воедино. Вдоль этой линии должен был располагаться административный центр, а дальше — другие зоны: жилая, сельскохозяйственная, промышленная и так далее.

В 1920-х годах не существовало профессионального деления на градостроителей и архитекторов, потому и планировкой города, и проектами зданий занимались одни и те же мастера. И ВХУТЕМАС разработал еще одно нововведение. В 1927 году все мастерские, каждая из которых работала под эгидой конкретного архитектора, объединили, и появились специализации: жилищное строительство, строительство общественных и промышленных зданий и градостроительство.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 3

Последнее стало отдельной специальностью благодаря архитектору Владимиру Семенову. Он начал работу еще до революции, долгое время жил и учился в Англии. Вернувшись в Россию в 1912 году, Семенов много работал, преподавал, написал книгу об устройстве городов, а в 1923 году организовал Бюро по планировке градоиздательства. Это была первая в стране государственная структура, которая занималась научным проектированием городов и разрабатывала нормативные акты. Большая часть проектов уходила в стол, но один все же был реализован — план застройки Сталинграда.

А в 1931 году Мосгорисполком заказал Семенову разработку эскизного плана реконструкции Москвы, к которой он привлек и студентов ВХУТЕМАСа. Вместе они провели серьезные статистические исследования, изучали демографию, расположение объектов и другие аспекты городской среды. В итоге было принято решение сохранить радиально-кольцевую схему, и все грандиозные планы, в том числе «Парабола» Ладовского и проект полного сноса исторического центра города Ле Корбюзье, так и не воплотились в жизнь. Исполнением нового плана занимался уже Сергей Чернышев, тоже один из преподавателей ВХУТЕМАСа, в 1934 году сменивший Семенова на должности главного архитектора Москвы.

Какой могла быть жизнь в доме «Атом»

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 4

Все архитекторы, преподававшие и учившиеся во ВХУТЕМАСе, были универсалами. Они не только могли создать план реконструкции целого города или придумать авангардный конкурсный проект, но и занимались разработкой новых концепций жилых помещений. В 1922 году объявили конкурс на создание проекта показательных домов для рабочих. Это был один из первых конкурсов, в котором принял участие будущий архитектор-конструктивист Константин Мельников.

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 4

Мельников писал: «Мой проект под девизом «Атом», прозванный «пилой», был премирован и по архитектурной композиции резко отличался от остальных. В основу была взята идея максимальной изолированности индивидуального пользования всех типов — как семейных, так и холостых».

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем 4

Молодой архитектор предложил проект домов-коммун. Расселение в них должно было происходить в зависимости от состава проживающей семьи: одни корпуса предназначались для семей, другие — для одиноких граждан. Здания Мельников спроектировал таким образом, что они отапливаемыми переходами соединялись с общественной зоной, где располагались столовая, детский сад и так далее. Эту идею позже реализовал конструктивист Моисей Гинзбург в знаменитом Доме Наркомфина.

Как повернуть многометровый памятник водой и ветром

Другой любопытной работой Мельникова был конкурсный проект, у которого изначально практически не было шансов на реализацию. В 1928 году проходил конкурс на возведение памятника Христофору Колумбу в Доминиканской Республике, на острове Гаити. Из СССР в Санто-Доминго поступило огромное количество проектов: участие приняли и Николай Ладовский, и Алексей Щусев, и другие известные архитекторы. Премию получил консервативный проект Николая Лансере, а вот модернистские идеи остались без награды — зато по итогам конкурса выпустили большой каталог, где была опубликована и работа Мельникова.

Необычному проекту посвятили сразу несколько разворотов: это был практически объект современного искусства. Памятник должен был взаимодействовать с окружающей средой и менять конфигурацию в зависимости от погодных условий. Он состоял из двух огромных конусов с лопастями по бокам. По задумке Мельникова, когда ветер дул в определенном направлении, а в верхней части конуса собиралось необходимое количество воды, она попадала на лопасти, и они начинали вращать монумент. «…Это может случиться в сто лет один раз. И по всему миру полетят телеграммы: в Сан-Доминго в ночь на такое-то такое-то статуя Христофора Колумба повернулась на 38 градусов на северо-восток», — писал Мельников.

Дополняет фантастическую картину тот факт, что памятник должен был служить маяком, а значит, по задумке архитектора, был размером с многоэтажный дом.

Источник: https://www.culture.ru/materials/256305/vek-vkhutemasa-arkhi... 

Картина дня

наверх