На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хвастунишка

6 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • selyger ger
    И тут все вымерли..!Самые таинственны...
  • Алексей Яковлев
    Спортсмены ездят по разным городам, у них режим. Но и трахаться хочется. Чтобы спортсмены не нарушали режим и не иск...Чирлидинг – танцы...
  • selyger ger
    Никогда не слышал... не очень сильный голос,  я бы сказал - певица - релакс!Не забудем мы ни ...

Танцы эпохи барокко

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/206/126206092_14133728108217.jpg

Пожалуй, нигде так не увлекались танцем, так тщательно его не изучали, как во Франции в конце XVII века. При Людовике XIV балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго.

Танцы стали играть беспрецедентно важную роль - как социальную, так и политическую - на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Будучи искусством социальным, танцы лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Танец был призван показать человеческое тело, полностью контролируемое танцором. Но кроме этого, танцор теперь представлялся не только как отдельная личность, а как часть группы, присоединяясь к общепринятому, "кодифицированному" языку жестов. Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно - хорошего происхождения. На балах той эпохи стремились, прежде всего, блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями. Кавалеры не выбирали дам самостоятельно; пары подбирались церемониймейстером. Каждая пара танцевала каждый танец по отдельности, выполняя шаги как можно более аккуратно под пристальными взглядами остальных гостей.
Луи XIV самолично брал уроки танцев на протяжении двадцати лет, и обычно принимал участие во многих придворных балетных постановках, часто в роли Аполлона или Юпитера.

Фактически, любой человек, от принца до уличного музыканта мог принять участие в подобном костюмированном представлении-маскараде. В них участвовал даже кардинал Мазарини. Поначалу они имели довольно несвязную структуру, где каждый исполнитель вел свою роль так, как сам желал; но вскоре эти балетные постановки стали поручать профессиональным деятелям искусств, таким как композитор Жан-Батист Люлли (1633-1687).

220px-Jean-Baptiste_Lully (220x261, 19Kb)

В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.
Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы, новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Особенного расцвета она достигла в период, когда во главе ее стал Луи Бошан — знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля. Многие из членов Академии положили начало современной теории танца. К ним относятся Фёлье, Пекур, Маньи, Рамо.

Первым общим танцем стала куранта (courant) , в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV.

Куранта (франц. courante, букв. - бегущая) - придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже 16-17 вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, но требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног. В этом умении "ходить" заключался секрет куранты, которая явилась родоначальницей многих других танцев. Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства. В другой форме куранты кавалер и дама двигались самостоятельно. Отсюда возникла куранта с фигурами – Courante figuree. Любимая из фигурных курант выглядела так: три кавалера брали за руки трех дам и вели их под музыку на другой конец залы, оставив дам, один из кавалеров припрыгивал, делал разные жеманные жесты с грациозными движениями и снова подходил к одной из дам с предложением следовать за ним, то же делали и другие кавалеры, получив отказ, они становились на колени перед дамами, которые, поколебавшись подавали руки, и тут начиналась настоящая куранта, то есть хождение вокруг залы. Шествие вскоре временно прекращалось, чтобы кавалеры и дамы могли блеснуть красотою движений и изяществом манер. В XVII веке в Париже в танцевальной академии разработали куранту, которая стала прототипом менуэта, впоследствии вытеснившего свою прародительницу. По своему происхождению, по одной версии, куранта чисто французский танец, по другой, принесен в Париж из Италии, где он был известен под именем Corrente ("течение воды"), вследствие того, что при его исполнении наблюдалось плавное колебание колен, при медленных скользящих движениях ног, напоминавших рыбу, нежно опускающуюся в воду и затем снова поднимающуюся на поверхность. Отличительными чертами французского вида куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических группировок, характер торжественный, плавный; итальянская же куранта имеет быстрый темп, постоянный муз.размер 3/4 или 3/8. Обычно куранта начинала все танцевальные вечера, впоследствии ее место занял "польский" танец.

Павана – один из старейших известных нам исторических танцев. Музыкальный размер 2/4, очень медленно. Впервые общественный танец приобретает определённые формы, характер и стиль исполнения. Павана позволяла показать обществу величавость танцующих и богатство их костюмов. Движения паваны напоминают ход красующейся павы. В паване есть закономерность: фигуры танца начинаются вместе с музыкальной фразой в отличие, например, от бранля, где только темп объединял танцующих.
В паване было всего три фигуры, одновременно танцевали только одна или две пары – не более. Строгий порядок в чередовании пар зависел от происхождения и общественного положения исполнителей танца. Открывался бал исполнением паваны королём или королевой, потом танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы и т.д.

Гальярда. Музыкальный размер ¾, темп умеренный. От итал. gagliardo – весёлый, смелый. Гильярда – староитальянский весёлый танец: первоначально его танцевали в умеренном темпе и исполняли, обычно, вслед за паваной. Гильярда относится к числу тех бальных танцев, в прыжках и резких движениях которых сохранились черты народных плясок. В ХVI – ХVII веках это был один из самых распространённых танцев в Италии, Испании, Франции, Германии и Англии.

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) - французский танец. Музыкальный размер 2/2. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в 17 веке. Название, согласно Ж.Ж.Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Ригодон - видоизменение старинного южнофранцузского народного хороводного танца. Входил в состав танцевальной сюиты. Использовался французскими композиторами в балетах и балетных дивертисментах опер.

Аллеманда (франц. allemande, букв. - немецкая; danse allemande - немецкий танец) - старинный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине 16 века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей. В 17 веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавесинную и др.) и оркестровую сюиту в качестве 1-й части, став торжественной вступительной пьесой. Во второй половине 18 в. под названием "аллеманда" распространился новый немецкий танец в быстром темпе, трехдольного размера.

В 1663 году в моду вошел менуэт (minuet) , получивший имя "короля танцев".
Менуэт (франц. menuet, от menu - маленький, мелкий; menu pas - маленький шаг) - старинный французский народный танец. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля – так наз. бранля Пуату (из одноименной французской провинции).

При Людовике XIV менуэт стал придворным танцем. Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэтов создавали многие композиторы (Ж.Б.Люлли, К.В.Глюк). Первоначально менуэт складывался из 2-х частей по 8 тактов с повторениями каждой части. Позднее возникли усложненные трехчастные формы.
Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой.

При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия:менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin.

Менуэту обучались долго, это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руне и непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта.

Гавот (франц. gavotte, от провансальского gavoto, букв. - танец гавотов, жителей провинции Овернь во Франции) - старинный французский крестьянский хороводный танец. Музыкальный размер - 4/4 или 2/2, темп умеренный. В 16 веке термином "гавот" обозначали последовательность нескольких двойных бранлей, а также заключительную часть некоторых сюитных бранлей. Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый пли закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. И когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов. Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт.
В 17 веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.
Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения. Типичная форма - 3-частная da capo; иногда средней частью гавота является мюзет. Является постоянной частью танцевально-инструментальной сюиты.

Англез (франц. anglaise; danse anglaise - английский танец) - общее название различных народных танцев английского происхождения в Европе (17-19 вв.). По музыке близок к экосезу, по форме - ригодону. Многие композиторы (И.Фишер, Ф.Филидор, И.С.Бах) включали танцы типа англеза в инструментальные сюиты.

Экосез, экоссез (франц. écossaise, danse écossaise - шотландский танец) - старинный шотландский народный танец. Первоначально музыкальный размер - 3/2, 3/4, темп умеренный, сопровождался волынкой. В конце 17 века появился во Франции, затем под общим названием "англез" распространился по всей Европе. Позднее стал веселым парно-групповым танцем быстрого темпа, в 2-дольном размере. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Контрданс (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. - деревенский танец) - старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 г. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры - 2/4 и 6/8. В 17 веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса сделали его в последующих столетиях популярным в Европе. Многочисленными разновидностями контрданса стали кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и другие танцы.

Бурре (франц. bourrée, от bourrer - делать неожиданные скачки) - старинный французский народный танец. Возник около середины 16 века. В различных районах Франции бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С 17 века бурре - придворный танец с характерным чётным размером (alla breve), быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В середине 17 века бурре вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. Люлли включал бурре в оперы и балеты.

Канари (франц. canarie; итал. и испан. canario) - бальный и сценический танец. Пользовался популярностью во Франции и Италии в 16-17 вв. Происхождение названия не вполне ясно; одна из версий - от народного танца Канарских островов, проникшего во Францию через Испанию. Описания его весьма противоречивы, т.к. он постоянно претерпевал видоизменения, превратившись, в конце концов, в "шакон" - один из любимых танцев Луи XIII . Темп быстрый, музыкальный размер 3/8, 6/8 или 3/4, первая доля такта почти всегда пунктированная. Состоит из двух повторяющихся периодов по 8 тактов. В 17 веке вошел в профессиональную музыку, сблизившись с жигой. Канари использован в операх Люлли, Перселла, в оркестровых сюитах, в клавирной музыке Шамбоньера и Куперена.

Сарабанда (испан. zarabanda) - старинный испанский танец. Упоминается с 1569 года. В 1583 году запрещен в Испании. В эпоху Возрождения исполнялся озорно, темпераментно, под аккомпанемент барабана, кастаньет, гитары, сопровождался пением. Муз.размер 3/4. Первый печатный образец образец сарабанды содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж.Монтесардо (1606, Флоренция). С 1618 в Испании - придворный танец, приобретший торжественный, величественный характер. Во Франции с сер. 17 в. сарабанда уподобилась менуэту; получила распространение также как инструментальная пьеса. В 17 веке в европейских странах сосуществовали различные виды сарабанды (в характере торжественного шествия и более подвижный). Для жанра сарабанды характерен трехдольный метр (3/4 или 3/2) с акцентом на 2-й доле такта, медленный темп.

Пассакалья (итал. passacaglia; испан. pasacalle, от испан. pasar - проходить и calle - улица) - песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с праздненства (отсюда и название). В 17 веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад.

Чакона (испан. chacona; итал. ciaccona; возможно, звукоподражательное происхождение) - первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в. Муз. размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера, как правило в миноре, с акцентом на 2-й доле. В Италии чакона сближается с пассакальей, обогащаясь вариациями. Во Франции чакона становится балетным танцем. Люлли ввел чакону в качестве заключительного номера в финал сценических произведений. Во многих случаях композиторы не делали различий между чаконой и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произведений типа куплетного рондо. Чакона имеет много общего также с сарабандой, фолией, английским граундом.

Жига (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в 16 в. В 17 в. танец стал популярным в странах Западной Европы. В лютневой музыке Франции 17 в. получила распространение жига в 4-дольном размере. В различных странах, в творчестве разных композиторов жига приобретала разнообразные формы и размеры - 2-дольные 3-дольные, 4-дольные .

Пасспье (франц. passe-pied) - старинный французский танец, возникший, по-видимому, в Северной Бретани. В народном быту музыка танца исполнялась на волынке или пелась. Крестьяне Верхней Бретани издавна знали этот темпераментный танец. В конце XVI века пасспье становится очень популярным. В праздничные дни экспансивные парижане охотно отплясывают его на улице. На французских придворных балах пасспье появляется в самом конце XVI столетия. В первой половине XVII века его начинают танцевать в различных салонах Парижа. Муз.размер придворного пасспье 3/4 или 3/8, начинается с затакта. Пасспье близок к менуэту, но исполнялся в более быстром темпе. Теперь этот танец включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных движений. Во время танца кавалер должен был с необыкновенной легкостью снимать и надевать шляпу в такт музыке. Паспье включался в инструментальную сюиту между ее основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой). В балетных номерах опер пасспье использовали композиторы Кампра, Рамо, Глюк и др.

Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. - группа их четырёх человек, от лат. quadrum - четырехугольник). - танец, распространенный у многих европейских народов. Строится из расчета 4 пар, расположенных квадратом. Муз. размер, как правило, 2/4; состоит из 5-6 фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой. С конца 17 в. кадриль была одним из наиболее популярных салонных танцев .

Полонез – «польский» (отсюда французское его название) вошёл в классическую музыку и литературу. Упоминание о нем мы находи ещё в XVII веке, но широкое распространение он получает в XVIII веке. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

«Этим танцем хозяин дома открывал всякий бал… Он должен был провести всю вереницу гостей тысячью прихотливых извивов, через все апартаменты… Зато возвращение их в главную залу встречалось усиленными фанфарами. Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами весёлая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свёртывалась, играя в своих извивах. Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставлял проделывать; в границах одного зала они могли рисовать изящные арабески и даже вензеля, никоим образом не разрешалось вяло волочиться по паркету. Поступь требовалась ритмичная, мерная, плавная, она должна была придавать всему корпусу гармоничное равновесие. Нельзя было двигаться торопливо, внезапно менять место, казаться утомленным» – так описывает полонез Ф. Лист.

Танцы эпохи барокко – это скорее состояние, что-то целое, нераздельное. Музыка плавно перетекает в витиеватый танец, танец в изысканный костюм, костюм, в свою очередь, в великолепные интерьеры, а они – в богато украшенные дворцы. И всё вокруг, даже воздух, наполняется духом изысканности, динамичности, грандиозности и роскоши.

Источник

Картина дня

наверх