Ювелирное искусство Меровингов

Хотя нам известны меровингские драгоценные украшения, сохранившиеся памятники составляют лишь небольшую часть их первоначального числа.

http://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2018/09/Tr%C3%A9sor_de_Gourdon_02.jpg

Блюдо-патена, сокровища Гурдона, Кабинет медалей BNF

Для декоративно-прикладного искусства периода Меровингов характерно сочетание позднеантичных веяний с чертами «звериного стиля». Излюбленными материалами варварских мастеров на протяжении всего Раннего Средневековья было золото и прозрачные минералы насыщенных и ярких цветов, особенно красного и синего; одним из наиболее распространенных камней, использующихся в франкских ювелирных изделиях, был красный гранат — альмандин.

Не менее часто используемым материалом была стеклянная паста, также ярких цветов, преимущественно красная. Общий для большинства германских народов прием — создание изделия из золота с множеством ячеек со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней или стеклянной пасты. Иногда вставки стеклянной пасты использовались в сочетании с драгоценными камнями как равнозначные декоративные элементы одного изделия.

http://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2018/09/Fibule-m%C3%A9rovingienne.jpg

Меровингская фибула

Ювелирные изделия меровингского периода представлены в основном фибулами различных форм (дисковидные, кольцевидные, зооморфные), поясными пряжками, кольцами и элементами конской упряжи. Более скромные украшения изготавливались из бронзы и красного стекла, иногда с позолотой или отдельными золотыми элементами.

https://i.pinimg.com/736x/46/4b/2c/464b2cb03ff1130ef3ffda5efa817092--pre-romanesque-ancient-jewelry.jpg

Меровингская фибула, золоченое серебро, слоновая кость и красное стекло, (6 век н.э.), найденный в Шарлевиль-Мезьере (Франция), в женской могиле

О высоком качестве ювелирных изделий франков свидетельствуют находки в захоронении скончавшегося в 481 году сына Меровея Хильдерика, случайно обнаруженном каменщиком в 1653 году в Турне во время строительных работ. Там было найдено кольцо с изображением правителя и надписью «Хильдерик, король», два меча с украшенными инкрустациями из золота и гранатов эфесами, золотое запястье, пряжки, наконец, около трехсот золотых цикад с усыпанными гранатами крылышками, некогда пришитых к парчовой мантии короля.

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/_qMCyquVPh_p_KrBJL5FzjnCdOUGPaWO94kAnQYKS50rGE6UlRMVFMSAH3pbRow-uqIq95gc13w1dp6ABd0Z-gWDX7bVpNOU22_Q2Ipx4MFxct8VHxLDPIQRN-2c8L4hdjNtEqeQbthlIOYkf09zvTw

Заколка-шпилька для волос с навершием в форме орла, ранний VI век; Walters Art Museum

Рассказывают, что провозгласивший себя императором Наполеон приказал прикрепить этих цикад к собственной парадной мантии, надетой им во время коронации. Были в этом кладе и монеты из золота и серебра. Большая часть этих изделий известна теперь по описанию, составленному вскоре после находки, ибо в 1831 году многое было похищено. Эти произведения свидетельствуют о том, что в Турне была королевская мастерская, изготовлявшая украшения так называемого «полихромного стиля». Высочайшая техника мастеров из Турне говорит о расцвете этого вида искусства при первых королях франков и о его родстве с аналогичными ремеслами лангобардской Италии и вестготской Испании.

Древний обычай класть драгоценности в захоронения сохранился у франков и после принятия ими христианства. Меровингские захоронения VII— VIII столетий богаты утварью — это оружие, фибулы, пряжки, посуда. Среди них есть вещи лангобардской работы и местные подражания им, но вместе с тем в декорировке появляются элементы «звериного стиля», характерного для бронзовых пряжек и брошей, распространенных в северных районах, в частности в рейнской области.

https://www.medievalmuseum.ru/05treasures/4_1_m_a_barbarian/12_brooche.jpg

Фибула из Виттислингена, VII в. Мюнхен, Баварский Национальный музей

Типичным образцом местных изделий является круглая позолоченная и украшенная эмалью и гранатами фибула из Вигтислингена с узором из образующих форму креста четырех сплетенных змеиных тел (VII в., Мюнхен, Баварский Национальный музей; ил. 55).

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/HBvIMNT_bqVH9a1drMk83PUMCahjVg2zZ4YDwS8X6wKXzTz05numZTbeXcpaHU8M6OmiQx0E0PnTb_dCQjW9xEXcs4lKDsjcRYR5d0ls2EhzWuTCKZS1AizfxCW9txmYUGueCessEA24ZwmwHtkdHgDPfiM

Дисковидная фибула, VII век; золото, бронза, камни, стеклянная паста; Walters Art Museum

В ряду многочисленных изделий художественных промыслов VI века выделяются своей роскошью украшения, обнаруженные во время раскопок середины XX столетия в монастыре Сен-Дени захоронения королевы Арнегунды, жены короля Хлотаря I, скончавшейся около 570 года. Набальзамированное тело королевы было положено в саркофаг в богатой одежде, с множеством драгоценностей. Среди них — серьги, браслеты, золотые и позолоченные пряжки и кольца с ее именем. Броши королевы имеют вставки из фанатов, пряжки покрыты плетеным звериным узором, наконечники пояса заканчиваются звериными головами.

https://qph.fs.quoracdn.net/main-qimg-7a635edd4d110020335aed71b7236cb5.webp

Франкская фибула в виде павлина, VI век, золото поверх бронзы; синий гранат, красная стеклянная паста, Walters Art Museum

Высочайший расцвет ювелирного искусства франков приходится на время правления Дагобера (629— 639). К сожалению, мы знаем об этом искусстве главным образом по старинным рассказам и описаниям. Составленная в Сен-Дени около 835 года героическая поэма «Деяния Дагобера» называет в качестве величайшего мастера VII века Элигия — казначея короля и главу монетного двора, впоследствии причисленного к лику святых и провозглашенного покровителем цеха золотых и серебряных дел мастеров.

http://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B9-BNF.jpg

Меровингская фибула, кабинет медалей BNF

Элигий родился в 588 году близ Лиможа и обучатся у прославленного в свое время лиможского мастера Аббо, который отправил его ко двору короля Хлотаря II в Париж, где работы его сразу вызвали всеобщее восхищение. Известно, что он находился при дворе до кончины Дагобера, а в 639 году принял духовный сан, став с 641 года епископом в Нуайоне. Умер Элигий в 665 году. Традиция приписывает ему большое количество произведений, из которых почти ничего не сохранилось.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Tr%C3%A9sor_de_Gourdon_04.JPG/1200px-Tr%C3%A9sor_de_Gourdon_04.JPG

Золотой потир с гранатами и бирюзой; Сокровище Гурдона; Кабинет медалей, Париж

Самое знаменитое из считавшихся его работой изделий — золотая чаша из Шелля, украшенная драгоценными камнями, — погибло во время французской революции и известна лишь по рисунку 1653 года. Св. Элигию приписывали также большой золотой крест с драгоценными змиями, сделанный для алтаря церкви монастыря Сен-Дени, ставшего в то время усыпальницей меровингских королей.

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/PB6oF-NWV3pNvDaCYdpoYCpH4NOTi70vTwQaBttou8xPOvKfcV7_ahNDmWvgehK2VRUJJEkEuMa4rMarSwseyoUHxiMk_Lx5qh_6TNoa1BpD6u_wvtfCDHE3ld2g

Золотая бляшка в виде хризмы с ликом Спасителя, украшенная гранатами, создана предположительно на рубеже VI-VII вв.

Об этом кресте упоминает в своих записках аббат Сугерий, перестраивавший церковь в 40-х годах XII века, изображение же его сохранилось на картине нидерландского художника XV века «Месса святого Григория» (так называемый «Мастер Святого Григория», Лондон, Национальная галерея). Сам крест погиб в 1794 году, и лишь хранящийся в Кабинете медалей Парижской Национальной библиотеки фрагмент, быть может, является его частью.

https://i.pinimg.com/originals/27/a3/e3/27a3e36b92a3266dcd2a329e3d7cd1c9.jpg

Две фибулы в форме орлов и золотая поясная пряжка; Musée de Cluny

Во времена Дагобера было сделано также много драгоценных реликвариев и других предметов церковной утвари. Отныне ювелирное искусство все более —широко используется для нужд Церкви.

Источник

Все о живице хвойных деревьев

Смола или живица выделяется преимущественно у деревьев хвойных пород при повреждении древесного покрова. Как только она выступает, имеет вид густой вязкой массы. При воздействии с воздухом застывает и отвердевает и становится смолой.

Правильно будет назвать выделяемое вещество живицей. Живица это растворенные в эфирных маслах смолы. Смолы не имеют запаха. Запах источают именно эфирные масла.

Когда, на воздухе большая часть эфирных масел улетучивается, остается в смоле порядка 6-8 %. Поэтому смола имеет приятный, не едкий запах и не вполне твердую консистенцию.

Смола это аморфное твердое вещество.

Состав хвойной смолы

Смола, вытекая из трещин дерева, покрывает поверхность раны. Этим самым дерево защищает себя от проникновения болезнетворных организмов через трещины. Живицу можно назвать своеобразным пластырем, который накладывает на себя дерево. Смола хвойных деревьев обладает антисептическими и бактерицидными свойствами.

Химический состав хвойной смолы>

Смолы не растворяются в воде, но растворяются в хлороформе, спирте и других органических растворителях.

В состав смолы входят:

  • Жирные кислоты и их эфиров
  • Смоляные кислоты
  • Спирты
  • Стеролы
  • Резены
  • Воски

Смола образуется в наружных слоях дерева. В структуре древесины есть вертикальные и горизонтальные ходы, называемые смоляными ходами. Преимущественно в эти ходы и выделяется смола. Смоляные ходы могут быть от 10 до 80 см в длину

С точки зрения обработки древесины, смола хвойных пород деревьев становится непобедимым «врагом» производителей деревянной продукции.

Древесина хвойных деревьев недорогая, прочная,упругая и имеет красивую структуру. Но из за присутствия в структуре смолы, инструменты, которыми обрабатывают древесину быстро изнашиваются, усложняется формирование декоративного и защитного слоя.

С поверхности древесины, смолу убирают путем растворения и омыливания. Но смола остается внутри древесины, которая может выйти на поверхность при определенных обстоятельствах.

В настоящее время пытаются изучить возможности изоляции смолы внутри подложки при помощи различных средств. Но до решения проблемы еще очень далеко…

Раз мы начали говорить о смоле хвойных деревьев, будет правильно упомянуть янтарь. При окислении с кислородом, хвойные смолы становятся чрезвычайно стойкими к воздействию внешней среды. Поэтому они могут много лет пролежать в земле и превратиться в удивительной красоты янтарь.

Добыча смолы хвойных деревьев

Смолы сосны, кедра, ели, лиственницы, пихты пользуются самой большой популярностью. Сосновая смола преобладает в промышленных масштабах. Принципиальных различи по добыче смолы нет. Поэтому рассмотрим, как добывают сосновую смолу.

Сосна дает очень хорошую смолу после умеренной зимы, растущая на сухих, солнечных местах. А вот на влажной почве, затененном месте и после холодной зимы, сосна дает темную и горькую смолу

В промышленных масштабах, древесную смолу добывают методом подсочки.

Надрезы, в виде желобков в древесном стволе и называются подсочкой. Смола начинает вытекать из ран, стекает под углом в предварительно подставленные емкости. Сначала выделяется небольшое количество смолы и рана быстро затягивается. Спустя 10 дней желобки снова расчищают и выделение смолы происходит более интенсивно. За сезон, таким способом дается собрать порядка 500 гр смолы с одной сосны. При этом дерево остается здоровым, если ему давать передышку и добывать смолу понемногу.

Но есть и более жесткие методы. Когда до сруба дерева остается 4-5 лет, надрезы делают по всему периметру ствола. При таком методе можно добыть до 300 кг смолы с одного гектара леса. (несколько кг с одного дерева).

Хвойную смолу добывают и из пней. Для этого пни измельчают и методом экстракции или перегонки добывают смолу из древесины.

Применение хвойных смол в промышленности

https://textman.ru/wp-content/uploads/2018/11/3006051.jpg

Из живицы хвойных деревьев выделяют скипидар, который используется для производства лаков и красок, в химической промышленности.

Канифоль, выделенную из живицы, применяют для производства искусственной кожи, каучука, пластмассы, мыла, линолеума и других весьма полезных вещей

Сосновую смолу применяют для просмаливания древесины. А также, для производства смоляных масел, вара, пека и как смягчитель для резиновых смесей.

Применение хвойных смол в медицине

Все виды смолы хвойных деревьев обладают обезболивающие, антисептические, заживляющие свойства. Эти чудотворные свойства известны с древних времен. Есть некоторые различия в свойствах разных пород хвойных деревьев.

  • Кедровая живица применяется и отлично помогает при лечении болезней, связанных с нарушением кровообращения мозга. Таких как, травмы, атеросклероз, гипоксия, старческие деменции, нарушения речи и памяти и т. д. Помимо прочего, живица кедра может помочь нормализовать сердечную деятельность.
  • Смолу лиственницы нередко применяют для лечения вшей и чесотки. Также, средство зарекомендовало себя как отличное средство от гельминтов, при амебиазе и лямблиозе
  • Универсальным заменителем антибиотиков является лиственничная смола. Она обладает противоопухолевыми способностями. Способна истреблять инфекции слизистых полости рта и половых органов, кишечника, желудка, пищевода. Помогает избавиться от фурункулов и карбункулов
  • Отличным иммуностимулятором и антиоксидантом является еловая смола. Также, помогает при ушибах, трофических язвах, ожогах, язве желудка, туберкулезе и бронхите.
  • В целом, древесная смола обладает чрезвычайно полезными свойствами как для здоровья человека, так и для обустройства быта. Помимо этого, она вполне доступная. Можно просто пойти в лес и насобирать смолы с хвойных деревьев.

Для использования в медицинских целях смолу нужно «почистить»

Это делается следующим образом:

Грязную живицу заворачиваем в марлю и кидаем в кипящую воду. При этом, смолы выступит на поверхность воды и можно ее просто собрать ложкой или вылить в емкость с холодной водой, для застывания.

Потом смолу можно скатать в шарики и применяют по любому назначению. Срок хранения смолы не ограничен.

Будьте здоровы!

Источник

ПРИТЧА НЕДЕЛИ. Цена платья

Одна девушка решила заказать платье у известного портного, потому что шил он самые красивые платья.

Девушка, придя в мастерскую, первым делом решила поторговаться.

 — Вы очень много берёте за свои платья, — заявила она.

— Разве? Я вовсе так не считаю, — возразил портной.

— Ещё как дорого! Сами посудите — на пошив платья для меня потребуется не больше двух метров ткани. Так?

— Так, — согласился тот.

— Ну вот, если к стоимости ткани прибавить стоимость ниток, иголок и даже ножниц, цена получится куда дешевле, чем вы берете за платье.

Ну, так ведь?

Портной помолчал, подумал, а потом с улыбкой ответил:

— Ну что ж, юная леди, вы меня почти убедили. Настолько, что я согласен взять с вас вдвое меньше денег. Если вы настаиваете, конечно.

— Конечно, настаиваю! — обрадовалась девушка.

— Договорились. Сейчас я сниму мерки, а через неделю принесу заказ вам домой.

Девушка всю неделю хвалилась подругам, как дёшево она получит платье от известного портного. Те, конечно, завидовали ей и захотели сами посмотреть на платье. В назначенный час все собрались у неё дома.

Пришёл портной и … вручил девушке коробку.

Девушка торжественно сняла крышку и извлекла оттуда… два метра ткани, пару катушек ниток, иголки и ножницы…

В гневе она набросилась на портного.

— Как вы посмели меня обмануть?! — вскричала она.

— Я? Обмануть? Никакого обмана нет, — улыбнулся портной. — Я сложил в коробку всё то, что было оплачено. Если же там, всё-таки, чего-то не хватает, то, возможно, это потому, что вы забыли за это заплатить?

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх